г. Краснодар |
|
30 октября 2020 г. |
Дело N А32-46079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ" (ИНН 2365000677, ОГРН 1042330762066) и заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А32-46079/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) об отказе во внесении изменений в лицензию на пользование недрами серии КРД N 80289 ТЭ от 03.04.2012 на добычу песчаников при открытой разработке Шепсинского месторождения (далее - лицензия серии КРД N 80289 ТЭ) в части продления срока пользования участком недр, формализованного в уведомлении от 27.06.2019 N 202-03.5-10-19316/19, и обязании министерства продлить обществу срок пользования участком недр.
Решением суда от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что отказ министерства в продлении срока действия лицензии серии КРД N 80289 ТЭ основан на правильном применении норм лицензионного законодательства и законодательства о недропользовании, в т. ч. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество устранило нарушение лицензионных условий, выполнив годовой объем добычи полезных ископаемых в 2018 году; отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год не является нарушением условий лицензии серии КРД N 80289 ТЭ, т. к. данное условие не предусмотрено лицензией, а планы развития горных работ не относятся к проектной документации на выполнение работ, связанных с недропользованием. Заложенный в статье 21 Закона о недрах принцип (предусматривающий возможность устранения нарушений условий лицензий) по аналогии закона должен быть применен и в отношении вопроса о продлении срока пользования недрами. Статья 10 Закона о недрах ставит продление срока пользования недрами в зависимость от выполнения условий лицензии, следовательно, министерство не имело права отказывать обществу в продлении срока пользования участком недр, так как необходимость разработки и согласования плана развития горных работ не является лицензионным условием. Отсутствие плана горных работ на 2018 год не может рассматриваться как существенное нарушение условий лицензии серии КРД N 80289 ТЭ. Законом о недрах и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по внесению изменений в условия лицензии, а также лицензией серии КРД N 80289 ТЭ не установлен предельный срок, до наступления которого пользователь недр должен обратиться за продлением права пользования недрами. Условия о продлении срока пользования участком недр по лицензии рассматриваются исходя из даты обращения с заявлением о продлении срока пользования недрами, а не от даты рассмотрения данного вопроса лицензирующим органом. Кроме того, данное обстоятельство не указано в уведомлении от 27.06.2019 N 202-03.5-10-19316/19 в качестве основания для отказа в продлении срока пользования недрами.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, обоснованное командированием представителя общества А.Н. Корниенко в г. Ростов-на-Дону в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд 27.10.2020.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении ходатайства надлежит отказать, поскольку общество не представило доказательства фактической занятости представителя общества 27.10.2020 в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде (не указан номер дела и время судебного заседания, в котором должен участвовать представитель общества). Кроме того, общество не представило доказательства, объективно препятствующие рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, назначенном на 27.10.2020 на 12 часов 30 минут.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как видно из материалов дела, доводы общества изложены в кассационной жалобе, отзыв министерства на кассационную жалобу общества в суд не поступил.
На основании части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении последнего о времени и месте судебного разбирательства.
В материалы дела представлены доказательства надлежащего извещения участвующих в деле лиц, в т. ч. о времени и месте судебного заседания.
Судебное заседание может быть отложено по ходатайству участвующего в деле лица об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки, если признает эти причины уважительными.
Такая причина неявки в судебное заседание 27.10.2020, о котором общество уведомлено заблаговременно - 30.09.2020 (дата публикации определения суда о принятии кассационной жалобы общества к производству и назначении судебного заседания), как командирование представителя общества А.Н. Корниенко (действующего на основании доверенности конкурсного управляющего Тарасова А.В.) в г. Ростов-на-Дону суд кассационной инстанции не считает уважительными. Кроме того, в связи с командированием действующего на основании доверенности представителя общества А.Н. Корниенко интересы общества в суде кассационной инстанции мог представлять конкурсный управляющий Тарасов А.В.
В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явка участвующих в деле лиц в суд кассационной инстанции не обязательна, суд кассационной инстанции не обязал участвующих в деле лиц, в т. ч. общество явкой в судебное заседание. В силу части 5 статьи 156 Кодекса суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, если они надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства. Свою позицию участвующие в деле лица вправе изложить в письменном виде и направить заблаговременно в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции не приобщает к материалам дела новые доказательства (статьи 286, 287 Кодекса). У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке исследованных судебными инстанциями доказательств. Неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых судом не признана обязательной, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Необходимость выслушивания пояснений представителей участвующих в деле лиц в данном случае не установлена.
Таким образом, ходатайство общества об отложении судебного заседания, назначенного судом кассационной инстанции на 27.10.2020 на 12 часов 30 минут, надлежит отклонить.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу выдана лицензия серии КРД N 80289 ТЭ сроком действия до 01.06.2019.
31 мая 2019 года общество обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в условия лицензии серии КРД N 80289 ТЭ в части продления срока действия лицензии до 01.06.2048.
Уведомлением от 27.06.2019 202-03.5-10-19316/19 министерство отказало обществу во внесении изменений в условия лицензии в части продления срока пользования недрами, указав, что заявленное внесение изменений в условия лицензии не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, а именно: общество не выполнило требования подпункта 1 пункта 3.1 статьи 3 Условий пользования недрами (приложение
1 к лицензии серии КРД
80289 ТЭ) - не соблюден ежегодный объем добычи полезных ископаемых в 2016 и 2017 годах, который установлен на уровне 30,0 тыс. м
в 2016 и 2017 годах (объем добычи составил 0 тыс. м
); в нарушение подпункта 1 пункта 3.2 статьи 3 Условий пользования недрами (приложение к лицензии серии КРД
80289 ТЭ) общество осуществляло разработку Шепсинского месторождения без согласованного в установленном порядке проекта развития горных работ на 2018 год.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды обоснованно отказали обществу, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу части 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В части 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрена возможность продления срока пользования участком недр по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Суды указали, что приложением N 1 к лицензии серии КРД N 80289 ТЭ установлены условия пользования недрами с целью добычи песчаников при открытой разработке Шепсинского месторождения (далее - Условия пользования недрами).
Согласно абзацу 2 пункта 6.3 статьи 6 Условий пользования недрами существенными условиями лицензии являются условия пользования недрами в части ежегодных объемов добычи полезного ископаемого, а также условия, определенные в пунктах 3.2, 4.1 - 4.4 Условий пользования недрами.
Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 3 Условий пользования недрами установлено, что владелец лицензии обязуется обеспечить ежегодную добычу не менее 30,0 тыс. м полезного ископаемого; возможно увеличение объемов согласно планам развития горных пород, утвержденным в установленном порядке.
Суды установили, что на основании пункта 2.12 Административного регламента предоставления государственной услуги по внесению изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного приказом министерства от 23.09.2013 1523 (далее - Административный регламент), министерство отказало обществу в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами серии КРД
80289 ТЭ в связи с тем, что согласно поступившей из Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору информации общество производило добычу полезного ископаемого при отсутствии согласованного в установленном порядке проекта развития горных работ на 2018 год; согласно предоставленным формам статистического наблюдения 5-ГР за 2016 и 2017 годы общество нарушило подпункт 1 пункта 3.1 статьи 3 Условий пользования недрами, а именно: не соблюден ежегодный объем (уровня) добычи полезных ископаемых в 2016 и 2017 годах (объем добычи составил 0 тыс. м
).
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод общества об устранении нарушения условий об объеме добычи полезных ископаемых, мотивированный тем, что добытый обществом в 2018 году объем полезных ископаемых превышает минимально установленный лицензией объем ежегодной добычи полезных ископаемых, исходя из следующего.
Согласно отчетности общества по форме 5-ГР за 2012 - 2017 годы объем добычи полезного ископаемого составил: в 2016 году - 0 тыс. м3, в 2017 году - 0 тыс. м, в 2018 году - 35,96 тыс. м3. В 2018 году общество увеличило объем добычи полезных ископаемых, при этом в нарушение Условий пользования недрами и соответственно, лицензии серии КРД
80289 ТЭ такой объем добычи не предусмотрен утвержденным в установленном порядке планом развития горных работ.
Вместе с тем, Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных пород по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила N 814) определено, что планы развития горных работ устанавливают в т. ч. и объем добычи полезного ископаемого. Отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год подтверждено информацией, поступившей из Северо-Кавказского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 25.02.2019 N 202-7241/2019.
Суды указали, что согласно подпункту 1 пункта 3.2 статьи 3 Условий пользования недрами добыча полезного ископаемого владельцем лицензии разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
При этом согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Данным Положением предусмотрен порядок утверждения как проектной документации, так и изменений, вносимых в проектную документацию.
В соответствии с пунктом 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр), строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых, геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
Согласно пунктам 50, 51 и 54 Правил охраны недр недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (далее - Правила N 814).
Согласно Правилам N 814 планы развития горных работ определяют в т. ч. объемы добычи полезного ископаемого. При этом пунктом 6 Правил N 814 определено, что планы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов, содержащих сведения о годовых объемах добычи полезного ископаемого.
Согласно пункту 10 Правил N 814 в случае изменения условий лицензии на пользование недрами и условий, предусмотренных проектной документацией, в планы и схемы развития горных работ вносятся изменения, связанные с обеспечением безопасного пользования недрами, соблюдения пользователем недр требований по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок. Указанные изменения согласовываются с органом государственного горного надзора в порядке, установленном Правилами N 814, и утверждаются руководителем организации - пользователя недр до начала производства работ.
Исходя из совокупности указанных норм и правил, суды сделали верный вывод о том, что изменения объемов добычи полезного ископаемого рассматриваются как изменение условий, предусмотренных проектной документацией, и подлежат согласованию в установленном порядке в виде дополнения к ранее согласованному плану развития горных работ. При этом в дополнение к плану развития горных работ рассматриваются дополнительные меры обеспечения безопасного пользования недрами в виде соответствующего раздела "Обоснование соблюдения условий безопасного недропользования".
Суд апелляционной инстанции также отметил, что ввиду непредставления обществом отчетности у министерства отсутствует информация о фактических запасах полезного ископаемого, следовательно, рассчитать срок продления лицензии серии КРД N 80289 ТЭ не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции указал, что согласно пункту 2 Правил N 814 планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 814 планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами.
На основании Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599, ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
Согласно статье 24 Закона о недрах мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения горных работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов развития планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Исходя из анализа данных норм, суд апелляционной инстанции сделал мотивированный вывод о том, что планы развития горных работ следует считать иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А32-7473/2017 общество признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Вместе с тем, добыча полезных ископаемых - это деятельность, которая возлагает на общество соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, связанных с использованием недр, соблюдение технических проектов и технической документации. Доказательства того, что общество, в отношении которого введено конкурсное производство, обеспечит исполнение данных требований не представлены.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не устанавливает предельные сроки на обращение за продлением лицензии на право пользования недрами подлежит отклонению, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах определено, что право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия, соответственно, внесение изменений в условия лицензии (в части продления срока ее действия) по истечении срока действия лицензии невозможно.
Исходя из совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суды сделали обоснованный вывод о правомерности отказа министерства в продлении срока действия выданной обществу лицензии серии КРД N 80289 ТЭ и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу N А32-46079/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.