Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2020 г. N Ф08-9295/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2020 г. |
дело N А32-46079/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.03.2020 по делу N А32-46079/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ"
(ИНН 2365000677, ОГРН 1042330762066)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984,
ОГРН 1092312004113)
о признании незаконным отказа во внесении изменений в условия лицензии на право пользования недрами в части продления срока пользования участком недр; об обязании продлить срок пользования участком недр,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Кавказ" (далее - заявитель, ООО "Магистраль-Кавказ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признать незаконным решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) об отказе во внесении изменений в условия лицензии на право пользования недрами КРД 80289 ТЭ от 03.04.2012 в части продления срока пользования участком недр, содержащиеся в уведомлении об отказе во внесении изменений в условия лицензии на право пользования участком недр от 27.06.2019 N 202-03.5-10-19316/19 и основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края срок пользования участком недр.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Магистраль-Кавказ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество устранило нарушение условия об объеме добычи полезных ископаемых, добыв в 2018 году объем полезных ископаемых более минимально установленного лицензией. Отсутствие же согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год не является нарушением условий лицензии, так как в пп. 1 п. 3.2 Условий пользования недрами. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо предельных сроков обращение за продлением лицензии на право пользования недрами, не установлено, за какой срок (за полгода, за три месяца или за какой-либо другой период до истечения срока действия лицензии) пользователь недр должен подать соответствующую заявку.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением и.о. председателя судебного состава от 14.07.2020 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Филимонову С.С., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Магистраль-Кавказ" являлось обладателем лицензии на право пользования недрами КРД 80289 ТЭ от 03.04.2012 года с целевым назначением "добыча песчаников при открытой разработке Шепсинского месторождения".
Срок предоставления права пользования недрами (срок действия лицензии) до 01 июня 2019 года.
Общество обратилось в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в условия указанной лицензии в части продления срока действия лицензии.
Уведомлением от 27.06.2019 N 202-03.5-10-19316/19 министерство отказало во внесении изменений в условия лицензии в части продления срока пользования недрами, мотивировав данный отказ тем, что общество до обращения с заявлением о продлении лицензии допустило нарушение условий лицензии, а именно:
общество не выполнило требования подпункта 1 пункта 3.1 Условий пользования недрами (Приложение N Г к лицензии) в части не обеспечения ежегодного объема (уровня) добычи полезных ископаемых в 2016 и 2017 годах;
общество не выполнило требования подпункта 1 пункта 3.2 Условий пользования недрами осуществляя разработку Шепсинского месторождения без согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год.
Заявитель считает данный отказ не законным, поскольку согласно положений статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Общество обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в условия лицензии для продления срока пользования участком недр 31.05.2019. В качестве обоснования необходимости внесения изменений обществом было указано, что по состоянию на 1 января 2019 года балансовые запасы полезных ископаемых Шепсинского месторождения составляют 857,02 тыс.м3, учитывая, что по участку недр имеются не отработанные запасы полезных ископаемых общество просило продлить срок пользования недрами, который расчетным путем при среднегодовой добыче полезных ископаемых в 30,0 тыс. м3 определен до 01.06.2048.
Министерство указывает в своем отказе на невыполнение обществом ежегодного объема добычи полезных ископаемых, который установлен на уровне 30,0 тыс. м3 в 2016 и 2017 годах.
Общество указало, что министерство не учитывает, что за 2018 год (год, предшествующий рассмотрению вопроса о продлении срока пользования недрами) общество выполнило ежегодный объем добычи полезных ископаемых и, даже, перевыполнило его. Согласно представленной общество в министерство отчетности по форме 5-ГР за 2018 год объем добычи полезных ископаемых в 2018 году составил 35,96 тыс. м3 песчаника.
Отказывая в продлении срока пользования недрами за нарушения 2016-2017 годов, без учета выполнения обществом условий о годовом уровне добычи полезных ископаемых в 2018 году министерство, по мнению общества, злоупотребляет своим правом на согласие или не согласие с продлением лицензии, поскольку Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" не устанавливает критерии оценки существенности или несущественности тех или иных нарушений условий лицензии для принятия решения о продлении срока пользования недрами. Также закон никак не регулирует ситуации, при которых нарушения условий лицензии к моменту рассмотрения вопроса о продлений срока пользования недрами были устранены.
В тоже время в схожих правоотношениях по досрочному прекращению права пользования недрами за нарушение условий лицензии исходя из положений статей 20 и 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензирующий орган не вправе принимать решение о досрочном прекращении права пользования недрами если выявленные нарушения условий лицензии устранены пользователем недр в отведенный для этого срок (абзац 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
При таких обстоятельствах, если бы в отношении общества министерством инициирована процедура досрочного прекращения права пользования недрами за невыполнение объема добычи полезных ископаемых в 2016 и 2017 годах, выполнение обществом данного условия лицензии в 2018 году не позволило бы министерству принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с устранением выявленных нарушений.
Общество полагает, что принцип, заложенный в статье 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (возможность устранения нарушений условий лицензии) должен быть применен по аналогии закона в отношении вопроса о продлении срока пользования недрами.
Кроме того, невыполнение ежегодного объема добычи полезных ископаемых в 2016 и 2017 годах было связано с тяжелым финансовым положением общества.
Определением арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 по делу N А-32-7473/2017 в отношении общества было введено наблюдение.
Определением от 21.03.2018 общество признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство.
В деле N А32-22445/2014, в котором рассматривался вопрос о невыполнении пользователем недр условий лицензии, арбитражный суд пришел к выводу, что нахождение предприятия в процедуре банкротства является объективным обстоятельством, "свидетельствующим невозможности выполнения условий лицензии (решение арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2014, оставленное в силе постановлением арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 13.04.2015).
Так же, в период 2014-2016 годов показатели промышленного добычи (производства) нерудных материалов, которые являются следствием спроса на нерудные материалы, значительно упали. В частности, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в 2014 году по сравнению с 2013 годом объем добычи (производства) нерудных материалов снизился с 21 млн. куб.м. до 16 млн. куб.м. (более чем 30 процентов). Данная тенденция продолжилась и в 2015 и в 2016 годах (объем добычи также составлял 16 млн. куб.м.).
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21.12.2011 N 1862-0-0, от 22.03.2012 N 412-0-О, при рассмотрении спора связанного с неисполнением пользователем условий лицензии на право пользования недрами необходимо оценивать фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали недропользователю надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования, наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Общество считает, что министерство при рассмотрении заявления общества о продлении срока пользования недрами должно было учитывать вышеуказанные обстоятельства.
Вторым основанием для отказа в продлении срока пользования недрами министерство указало на отсутствие у общества, согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год, при этом министерство квалифицировало это нарушение как нарушение подпункта.1 пункта 3.2 Условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии).
Согласно подпункту 1 пункта 3.2 Условий пользования недрами добыча полезных ископаемых владельцем лицензии допускается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Следовательно, учитывая, что статья 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" продление срока пользования недрами ставит в зависимость от выполнения условий именно лицензии, министерство не имело право отказывать обществу на этом основании в продлении срок пользования участком недр, так как необходимость разработки и согласования плана развития горных работ не является условием лицензии.
Министерство, своим незаконным решением создало обществу препятствие для осуществления предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых на участке недр, предоставленным по лицензии, чем нарушило охраняемые права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Изложенное послужило основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулировались в спорный период Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции от 01.12.2007.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).
В соответствии со ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии с Приказом Департаментом строительства Краснодарского края от 21.02.2012 N 53 ООО "Магистраль-Кавказ" предоставлено право на пользование недрами с целью добычи песчаников при открытой разработке Шепсинского месторождения на основании Лицензии на пользование недрами КРД 80289 ТЭ, со сроком действия до 01.06.2019.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Приложением N 1 к Лицензии на право пользования недрами установлены Условия пользования недрами с целью добычи песчаников при открытой разработке Шепсинского месторождения.
Согласно статье N 3 Условий владелец лицензии обязуется обеспечить ежегодную добычу не менее 30,0 тыс.м3 полезного ископаемого; возможно увеличение объемов согласно плана развития горных пород, утвержденного в установленном порядке.
Добыча полезных ископаемых разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедшие согласование и экспертизы; оформленных в установленном порядке документов, определяющих уточненные границу горного отвода; оформленного земельного участка на соответствующий участок работ.
Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1058 утвержден Порядок внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр.
Согласно пункту 3.2 названного Порядка внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр документы, представленные для внесения изменений в условия лицензии, рассматриваются в течение 45 дней со дня их регистрации в министерстве.
Указанная норма корреспондирует с положением Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по внесению изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденным приказом министерства от 23.09.2013 N 1523.
В связи с окончанием срока действия лицензии - 01.06.219, обществом 31.05.2019 подано заявление о внесении изменений в условия вышеуказанной лицензии в части ее продления.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Уведомлением от 27.06.2019 Министерство отказало обществу в продлении срока действия лицензии, на основании пункта 2.12. Административного регламента, поскольку по информации, поступившей из Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, ООО "Магистраль-Кавказ" производило добычу полезного ископаемого при отсутствии согласованного в установленном порядке проекта развития горных работ на 2018 год.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды", ООО "Магистраль-Кавказ" направило в министерство отчетность по форме 5-ГР за 2018 год с указанием добытого полезного ископаемого в количестве 35,96 тыс. м.
ООО "Магистраль-Кавказ" согласно формам статистического наблюдения 5-ГР предоставленным за 2016 и 2017 год, нарушило подпункт 1 пункта 3.1 статьи 3 (приложение 1 к лицензии), в части не соблюдения ежегодной добычи полезного ископаемого (объем добычи составил 0 тыс. м).
Согласно абзацу 2 пункта 6.3 статьи 6 (Приложение 1 к лицензии) существенными условиями лицензии условия пользования недрами в части ежегодных объемов добычи полезного ископаемого, а также условия, определенные в пунктах 3.2, 4.1-4.4 настоящих Условий.
Согласно пункту 1 пункта 3.1 статьи 3 (приложение 1 к лицензии) владелец лицензии обязуется обеспечить ежегодную добычу не менее 30,0 тыс. м3. полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации министерством природных ресурсов России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" ежегодно до 5 февраля года следующего за отчетным периодом, юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разработку месторождений предоставляют органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики формы федерального государственного статистического наблюдения 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" (далее - отчетность по форме "5-ГР").
Апелляционной коллегией не принимается довод общества об устранении нарушения условия об объеме добычи полезных ископаемых, поскольку общество в 2018 году добыло объем полезных ископаемых более минимально установленного лицензией.
Согласно представленной в материалы дела отчетности по форме "5-ГР" ООО "Магистраль-Кавказ" за 2012-2017 г., объем добычи полезного ископаемого составил: в 2016 - 0 тыс.м3; в 2017-0 тыс. м3. в 2018 -35,96 тыс.м3.
Из материалов дела следует, что в 2018 Общество увеличило объем добычи полезных ископаемых, при этом в нарушение условий пользования недрами и соответственно, имеющейся лицензии, указанный объем добычи не был согласован планом развития горных работ, утвержденным в установленном порядке. Вместе с тем, Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных пород по видам полезных ископаемых (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814) определено, что планы развития горных работ устанавливают, в том числе, и объемы добычи полезного ископаемого.
Отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год подтверждается информацией, поступившей из Северо - Кавказского управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 25.02.2019 N 202-7241/2019.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2018 год не является нарушением условий лицензии.
На основании Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814 (далее - Правила), планы развития горных работ определяют, в том числе объёмы добычи полезного ископаемого.
При этом пунктом 6 Правил определено, что планы развития горных работ составляются на основе утверждённых в установленном порядке технических проектов, содержащих сведения о годовых объёмах добычи полезного ископаемого.
В связи с этим и на основании пункта 10 Правил изменения объёмов добычи рассматриваются как изменение условий, предусмотренных проектной документацией, и подлежат согласованию в установленном порядке в виде дополнения к ранее согласованному плану развития горных работ. При этом в дополнении к плану развития горных работ рассматриваются дополнительные меры обеспечения безопасного пользования недрами в виде соответствующего раздела "Обоснование соблюдения условий безопасного недропользования".
Ввиду не представления отчетности, в министерстве отсутствует информация о фактических запасах полезного ископаемого, следовательно, рассчитать срок продления Лицензии не представляется возможным.
Согласно части второй статьи 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Планы развития горных работ подготавливаются, рассматриваются и согласовываются в соответствии Правилами.
На основании пункта 2 Правил, планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 12 Правил, планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами.
На основании Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599, ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
Согласно статье 24 Закона РФ "О недрах" мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения горных работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов развития планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, планы развития горных работ, следует считать иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Указанным Положением предусмотрен порядок утверждения как проектной документации, так и изменений, вносимых в проектную документацию.
В соответствии с п. 31 постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" (далее - Правила охраны недр) строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых, геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.
На основании подпункта 1 пункта 3.2 статьи 3 (приложение 1 к Лицензии) добыча полезного ископаемого владельцем лицензии разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что действующее законодательство не устанавливает каких-либо предельных сроков обращение за продлением лицензии на право пользования недрами.
Заявитель обратился с заявлением о внесении изменений в лицензию в части срока ее действия (продлении лицензии) за день до истечения срока ее действия.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах определено, что право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
На основании изложенного судом правомерно сделан вывод, что обществом нарушен срок предоставления заявочных материалов для внесения изменений в условия лицензии, поскольку продлить лицензию, срок действия которой истек, не предусмотрено указанными нормами права.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом по правилам ст. 71 АПК РФ и, в своей совокупности, достаточны для вывода о необоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что определением арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2018 по делу N А-32-7473/2017 общество признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство.
Добыча полезных ископаемых это деятельность, которая возлагает на общество соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, связанных с использованием недр, соблюдение технических проектов и технической документации. Доказательств того, что общество, в отношении которого выедено конкурсное производство, обеспечит исполнения вышеуказанных требований суду не представлено.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для переоценки выводов суда первой инстанции, которые были сделаны на основании полного, всестороннего исследования и оценки представленных в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2020 по делу N А32-46079/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46079/2019
Истец: ООО "Магистраль-Кавказ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края