г. Краснодар |
|
31 октября 2020 г. |
Дело N А32-35221/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) - Шитиковой М.М. (доверенность от 09.01.2020) и Щуровой В.В. (доверенность от 09.01.2020), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635) - Галустяна С.Ф. (доверенность от 09.01.2020) и Мокина И.Я. (доверенность от 27.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Управления городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315179394, ОГРН 1132315001433), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск и Управления городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А32-35221/2018, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление) и администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) 14 542 684 рублей 20 копеек невыплаченной субсидии (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2020, требование удовлетворено, с управления в лице администрации в пользу предприятия взыскано 14 542 684 рублей 20 копеек субсидии. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью заявленных предприятием требований, наличием у управления задолженности перед предприятием по выплате субсидии на возмещение затрат организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратились управление и администрация с кассационной жалобой, просят решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды сделали необоснованные выводы о том, что правоотношения по субсидированию возникают не из возмещения убытков ввиду предоставления льгот отдельным категориям граждан, и не учли, что главным распорядителем средств бюджета Краснодарского края в данном направлении является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления компенсировать выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций. Обладая ограниченными полномочиями по выдаче субсидий (в пределах бюджетных ассигнований, распределенных решениями Городской Думы муниципального образования город Новороссийск), администрация в отсутствие лимита бюджетных обязательств лишена правового основания для выплаты предприятию 14 542 684 рублей 20 копеек субсидии. В установленный правовыми актами срок предприятие не предоставляло ежемесячное обоснование размера субсидий. Основания для взыскания спорной суммы субсидии отсутствуют ввиду непредставления доказательств соблюдения порядка заключения соглашений о предоставлении субсидий, а также отсутствия соглашений. Заявки предприятия поданы с нарушением срока, установленного Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.05.2013 N 3230 (далее - Порядок). В материалы дела не представлены документы, подтверждающие затраты предприятия, исходя из которых произведен расчет субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 01.03.2013 предприятие осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск.
Согласно пункту 1.5 Устава предприятия учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование город Новороссийск. Функции и полномочия учредителя предприятия от имени муниципального образования осуществляет администрация. Функции и полномочия собственника имущества предприятия, в пределах своей компетенции, осуществляет администрация.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава предприятия целями его создания, в частности, являются организация в границах муниципального образования город Новороссийск водоснабжения населения и водоотведения, обеспечение водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск.
В соответствии с Порядком предприятие направило в адрес управления заявки на предоставление 21 676 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат: 20.12.2016 направлена заявка от 19.12.2016 N 01.2/4923 на предоставление 2 720 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за ноябрь 2016 года; 17.01.2017 - заявка от 17.01.2017 N 01.2/69 на предоставление 2 830 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за декабрь 2016 года; 03.03.2017 - заявка от 27.02.2017 N 02.5.1/562 на предоставление 2 816 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за январь 2017 года; 24.03.2017 - заявка от 23.03.2017 N 02.5.1/908 на предоставление 2 665 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за февраль 2017 года; 03.05.2017 - заявка от 27.04.2017 N 02.5.2/1222 на предоставление 2 700 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за март 2017 года; 24.07.2017 - заявка от 10.07.2017 на предоставление 7 945 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за II квартал 2017 года (апрель, май, июнь). Соглашения о предоставлении субсидий по заявкам от 27.04.2017 N 02.5.2/1222 и от 10.07.2017 не заключены, уведомление с мотивированным отказом в выплате субсидии по указанным заявкам в адрес предприятия не направлялось.
В связи с невыплатой предприятию 20 229 131 рубля 32 копеек субсидий за период с ноября 2016 года по июнь 2017 года предприятие направило в управление претензию от 01.06.2018 N 38-08.1/1587 с требованием о выплате 20 229 131 рубля 32 копеек субсидии в соответствии с ранее направленными заявками.
Письмом от 19.06.2018 N 01-11/9141/8 управление уведомило предприятие об отсутствии правовых оснований для выплаты 20 229 131 рубля 32 копеек субсидий за период с ноября 2016 года по июнь 2017 года.
В связи с отказом управления в выплате 20 229 131 рубля 32 копеек субсидии предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании денежных средств.
После обращения в суд и в связи с частичной оплатой управлением задолженности (5 686 447 рублей 12 копеек), предприятие уточнило исковые требования и предоставило расчет задолженности, согласно которому задолженность по выплате субсидий составила 14 542 684 рубля 20 копеек, в том числе 1 067 684 рубля 20 копеек задолженности по заявкам от 19.12.2016 за период с 01.11.2016 по 31.11.2016, 2 830 тыс. рублей задолженности по заявкам от 17.01.2017 за период с 01.12.2016 по 31.12.2016, 2 700 тыс. рублей задолженности по заявкам от 27.04.2017 за период с 01.03.2017 по 31.03.2017, 7 945 тыс. рублей задолженности по заявкам от 10.07.2017 за период с 01.04.2017 по 30.06.2017.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили исковые требования предприятия, исходя из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 15.05.2013 N 3230 утвержден Порядок, устанавливающий правила предоставления субсидий из местного бюджета в целях возмещения расходов на приобретение воды за счет средств бюджета муниципального образования город Новороссийск (аналогичные положения содержит Порядок в последующих редакциях).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставление субсидий заявителям на возмещение затрат организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Новороссийск, осуществляется при соблюдении условий согласно перечню.
Для принятия решения о предоставлении субсидии хозяйствующий субъект, претендующий на получение субсидии, представляет документы, предусмотренные пунктом 2.2 Порядка.
Согласно пункту 2.3 Порядка уполномоченный орган регистрирует документы, представленные юридическими лицами, и в соответствии с пунктом 2.2 Порядка в порядке поступления проверяет полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
В случае ненадлежащего оформления представленные организацией документы в течение трех рабочих дней с даты окончания рассмотрения уполномоченным органом (семь рабочих дней со дня представления) подлежат возврату с мотивированным отказом (пункт 2.5 Порядка).
В случае отказа в предоставлении субсидии уполномоченный орган делает соответствующую запись в журнале регистрации, при этом юридическому лицу в течение трех рабочих дней направляется соответствующее письменное уведомление с мотивированным отказом, которое заявитель может обжаловать в установленном действующим законодательством порядке (пункт 2.6 Порядка).
Решение о предоставлении субсидии принимается уполномоченным органом в течение двух рабочих дней с даты окончания проверки представленных заявителем документов (пункт 2.7 Порядка).
Субсидия представляется юридическим лицам в порядке регистрации их заявок в журнале регистрации заявок (пункт 2.8 Порядка).
Согласно пункту 2.11 Порядка субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым уполномоченным органом с юридическим лицом в течение трех рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом решения о предоставлении заявителю субсидии на расчетный счет заявителя. Соглашение о предоставлении субсидии подлежит заключению ежемесячно с указанием суммы субсидии.
В соответствии с действующим в спорный период постановлением администрации от 14.11.2016 N 9293 уполномоченным органом, осуществляющим предоставление субсидий на возмещение затрат организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск, и выполняющим функции контроля целевого использования бюджетных средств в спорный период являлось управление.
Согласно пункту 2.9 Порядка (в редакции постановления администрации от 14.11.2016 N 9293) размер субсидии определяется в размере 5% от фактических расходов на приобретение энергоресурсов (вода и электроэнергия). При этом субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном порядке в бюджете муниципального образования город Новороссийск (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением администрации от 19.07.2017 N 6169 (вступившим в законную силу 09.08.2017) признаны утратившими силу постановления администрации от 15.05.2013 N 3230, от 03.09.2014 N 6856, от 20.07.2015 N 5633, от 14.11.2016 N 9293.
Суды установили, что решениями Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.12.2016 N 121, от 22.11.2016 N 111 распределены бюджетные ассигнования, в том числе, на "коммунальное хозяйство" (05 02) на 2016 год - 247 291 тыс. рублей, на "коммунальное хозяйство" 2017 год (05 02) - 103 608 тыс. рублей.
Предприятие направило в управление заявки и приложенные к ним документы на предоставление 21 676 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за ноябрь - декабрь 2016 года и январь - июнь 2017 года, которые приняты управлением 20.12.2016 (заявка от 19.12.2016), 17.01.2017 (заявка от 17.01.2017), 03.03.2017 (заявка от 27.02.2017), 24.03.2017 (заявка от 23.03.2017), 03.05.2017 (заявка от 27.04.2017), 24.07.2017 (заявка от 10.07.2017).
Суды установили, что по заявке от 19.12.2016 управление выплатило предприятию 1 652 315 рублей 80 субсидии на возмещение затрат, по заявке от 27.02.2017 предприятию выплачено 2 816 тыс. рублей субсидии, а по заявке от 23.03.2017 - 2 665 тыс. рублей субсидии; в нарушение пункта 2.5 Порядка управление не направило предприятию уведомления с мотивированным отказом в выплате субсидий по заявкам от 17.01.2017, 27.04.2017, 10.07.2017.
Суды правомерно отклонили доводы администрации об отсутствии доказательств подачи предприятием заявок на получение субсидии, указав, что принятие заявок предприятия подтверждено входящим штампом управления на заявках; в свою очередь, управление не представило доказательства исполнения положений пунктов 2.6 и 2.7 Порядка (наличие записей в журнале регистрации об отказе в предоставлении субсидии, а также доказательства направления соответствующего письменного уведомления с мотивированным отказом).
Суды указали, что письмом от 19.06.2018 N 01-11/9141/8 управление уведомило предприятие об отсутствии правовых оснований для выплаты предприятию субсидий по заявкам за период с ноября 2016 по июнь 2017 года, а также о том, что заявка на предоставление 2 830 тыс. рублей субсидий за декабрь 2016 года направлена в адрес управления 17.01.2017, в связи с чем указанная сумма не утверждена в бюджете муниципального образования город Новороссийск на 2017 год, а оплата по заявке от 19.12.2016 на предоставление 2 720 тыс. рублей субсидий на возмещение затрат за ноябрь 2016 года произведена не в полном объеме.
Суды критически оценили доводы администрации об отсутствии документов, подтверждающих право предприятия на получение субсидии в заявленном размере, установив, что вместе с заявками на получение субсидии предприятие представило пакет предусмотренных Порядком документов, которые приняты управлением, что подтверждено имеющимися на сопроводительных письмах предприятия отметками управления. При этом суды учли, что управление частично произвело уплату субсидий, в т. ч. 1 652 315 рублей 80 копеек по заявке от 19.12.2016 (остаток 1 067 684 рублей 20 руб.), 2 816 тыс. рублей по заявке от 27.02.2017, 2 665 тыс. рублей по заявке от 23.03.2017.
Суды обоснованно указали, что право предприятия на получение субсидии не может быть поставлено в зависимость от бездействия уполномоченного органа, немотивированно не выплатившего предприятию субсидии по заявкам, оформленным и поданным в соответствии с Порядком.
Суды установили, что по состоянию на 31.05.2018 предприятию не выплачено 20 229 131 рубль 32 копейки субсидии за период с ноября 2016 года по июнь 2017 года. После обращения предприятия в суд уполномоченный орган уплатил предприятию 5 686 447 рублей 12 копеек задолженности. Таким образом, задолженность по уплате субсидий составила 14 542 684 рубля 20 копеек.
Суды проверили представленный предприятием расчет задолженности по субсидиям и признали его обоснованным и арифметически верным. Документально данный вывод администрация и управление не опровергли.
Установив, что заявленная предприятием к взысканию сумма задолженности по невыплаченным субсидиям не превышает объем бюджетных ассигнований муниципального образования город Новороссийск в спорный период, а возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года не исключена, суды обоснованно удовлетворили требования предприятия.
Документально выводы судов, основанных на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, управление и администрация не опровергли.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы отзывов администрации и управления на заявление предприятия, доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления и администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А32-35221/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2020 г. N Ф08-9554/20 по делу N А32-35221/2018