г. Краснодар |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А32-29598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065) - Ахмедова М.Д. (доверенность от 13.01.2020), от заинтересованного лица - Администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Мельникова А.А. (доверенность от 02.09.2020), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Бобровского А.А. (доверенность от 12.02.2020), общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Кубань-Демонтаж" (ИНН 2311219920, ОГРН 1162375033281) - Коршикова И.Ю. (доверенность от 28.11.2019), рассмотрев кассационные жалобы муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" и Администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2020 по делу N А32-29598/2019, установил следующее.
МКУ муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - учреждение, МКУ "Единая служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Краснодарского края (далее - администрация) о признании недействительным предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 18.06.2019 N 78-12-7213/19 о приостановлении земляных и строительных работ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования г. Краснодар и ООО ГК "Кубань-демонтаж".
Решением от 25.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного учреждением требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования, поскольку оспариваемое предписание администрации является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования город Краснодар просит отменить судебные акты, принять по делу решение об удовлетворении заявленного учреждением требования. Администрация муниципального образования город Краснодар указывает, что муниципальным образованием принимаются все необходимые меры, направленные на реализацию оснований и порядка, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), в части признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Постановления Администрация муниципального образования г. Краснодар по вопросу признания спорных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу незаконными не признавались. Приказом администрации от 01.03.2019 N 26-кн "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар" (далее - Приказ N 26-кн) жилые дома по ул. Коммунаров, 156, ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60 и многоквартирный жилой дом по ул. Красной, 89 отнесены к ценным объектам историко-градостроительной среды. Администрация не приняла во внимание аспекты возможности включения аварийных многоквартирных домов в перечень ценных градоформируюших объектов, подлежащих охране, последствий такого включения, а также не приняла меры к обсуждению, урегулированию ситуации с муниципальным образованием до издания Приказа N 26-кн. На момент вынесения предписания от 18.06.2019 N 78-12-7213/19, положения Приказа N 26-кн, а именно абзац 12 пункта 1 приложения N 5 к Приказу, предусматривали, что в случае если ценный градоформирующий объект находится в аварийном состоянии, угрожающем безопасности людей и влекущем физическую утрату самого объекта, допускается его демонтаж с последующим воссозданием в первоначальном облике, на прежнем месте, в материалах аналогичных подлинным. Суды не приняли во внимание довод Администрация муниципального образования г. Краснодар о том, что у Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края отсутствуют полномочия по вынесению предписаний в отношении ценных градоформирующих объектов, которые обладают иным статусом, отличающимся от объектов культурного наследия. Выполнение работ по демонтажу здания по ул. Коммунаров, 108 в г. Краснодаре не зависит от наличия (отсутствия) в проектной документации раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия по ул. Коммунаров, 110 в г. Краснодаре; отсутствие охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия по ул. Коммунаров, 110 в г. Краснодаре свидетельствует об отсутствии конкретных требований, направленных на сохранение объекта культурного наследия. Суды необоснованно указали, что проверка проводилась Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края не на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что МКУ "Единая служба заказчика" не предоставлялись в постоянное (бессрочное) пользование и не принадлежат на каком-либо другом праве ни спорные жилые дома, указанные в предписании, ни земельные участки под данными жилыми домами, поэтому учреждение не отвечает по обязательствам собственника - муниципального образования г. Краснодар, в связи с чем оспариваемое предписание, выданное иному лицу, а не собственнику помещений не может отвечать требованием действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с техническими заключениями, подготовленными специализированными организациями в 2008, 2012 годах, заключениями межведомственной комиссии многоквартирные дома по ул. Коммунаров, 156, ул. Красной, 89, ул. им. Ленина, 56/Коммунаров, 60, в городе Краснодаре (с указанием определенных литеров) признаны аварийными и подлежащими сносу; суды не учли, что Приказ N 26-кн допускает демонтаж и снос ценного градоформирующего объекта находящегося в аварийном состоянии, угрожающем безопасности людей и влекущим уничтожение самого объекта. Оспариваемое предписание, направленное в адрес МКУ "Единая служба заказчика" о незамедлительном принятии мер по приостановлению проведения земляных, строительных и иных работ не может касаться градоформирующих объектов по ул. Красной, 89, ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, поскольку выдача предписания на приостановление работ должна соотноситься с возможным ухудшением состояния объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, к которым вышеуказанные дома не относятся. Суды не учли, что датой разработки проекта границ территории объекта культурного наследия утверждение границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями", начало XX в., Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, ПО, лит. А, А1", в соответствии с приказом администрации является 27.06.2019, в то время как оспариваемое предписание выдано 18.06.2019. Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на мероприятия по контролю в отношении объектов указанных в предписании которые проведены на основании задания органа охраны объектов культурного наследия, неправильно применил положения пункта 7 статьи 11 Закона N 73-ФЗ и статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ.
В отзыве на кассационные жалобы Администрация Краснодарского края просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Администрации муниципального образования г. Краснодар от 01.09.2011 N 6195 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по ул. Красной, 89 литеры г, п/г, г1, д в г. Краснодаре" осуществлено переселение жильцов указанных домов и поручено Департаменту строительства администрации муниципального образования г. Краснодар осуществить снос помещений квартир N 25, 31, 33, 36 согласно приложению N 1; собственникам согласно приложению N 2 осуществить снос помещений квартир N 21, 22, 24, 32, 34, 35 в многоквартирных домах по ул. Красной, 89 литеры г, п/г, г1, д в г. Краснодаре до 01.03.2012.
На основании постановления Администрации муниципального образования г. Краснодар от 09.04.2010 N 2073 "О дальнейшем использовании квартиры N 27 в жилом доме литера к по ул. Красная, 89 в г. Краснодаре" осуществлено переселение жильцов указанных квартир и поручено департаменту строительства администрации муниципального образования г. Краснодар осуществить снос помещений квартиры N 27 в жилом доме литера к по ул. Красной, 89 в г. Краснодаре до 01.07.2010.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования г. Краснодар от 20.02.2012 N 1428 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по ул. им. Ленина/Коммунаров, 56/60 литеры В, В1, в1, в2, в4, в5 в Центральном внутригородском округе города Краснодара" осуществлено переселение жильцов указанного дома и поручено Департаменту строительства Администрации муниципального образования г. Краснодар осуществить снос помещений квартир N 10, 13 согласно приложению и строения литера в6 в многоквартирном доме по ул. им. Ленина/Коммунаров, 56/60 литеры В, В1, в1, в2, в4, в5 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара до 01.09.2012.
Учреждение на основании проведенного аукциона заключило с ООО ГК "Кубань-Демонтаж" муниципальный контракт от 13.05.2019 N 03-2019-ЭА на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования г. Краснодар на выполнение работ по объекту: "Снос жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" (демонтаж здания) в том числе по объектам расположенным по адресу г. Краснодар, ул. Красная, 89, литеры Г, Д, К, ул. Коммунаров, 108, литеры А, Г, ул. Коммунаров, 156, литеры Б, Е, Г, ул. Ленина/Коммунаров, 56/60 литеры В, В1.
В администрацию поступило обращение из социальных сетей о сносе исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156, составляющего предмет охраны исторического поселения г. Краснодар.
С целью проверки фактов изложенных в обращении, должностные лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации, с выходом на место установили, что снос исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156 осуществлен в рамках исполнения муниципального контракта от 13.05.2019 N 03-2019-ЭА, заключенного между МКУ "Единая служба заказчика" и ООО "ГК "Кубань-Демонтаж". Согласно указанному муниципальному контракту запланирован снос еще двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60. Начат демонтаж здания по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, литеры А, Г, расположенного в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, литеры А, А Г). Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-К3 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края".
На основании установленных фактов, принимая во внимание, что проведение работ по сносу ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, а также демонтаж здания по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, литеры А, Г противоречит требованиям нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в историческом поселении и охрану объектов культурного наследия, а также может ухудшить состояние объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110 лит. А, А1), Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, руководствуясь статьями 9.2, 11, 36 Закона N 73-ФЗ, пунктом 32 статьи 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) от 08.12.2016 N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края", выдало учреждению предписание от 18.06.2019 N 78-12-7213/19, которым обязало МКУ "Единая служба заказчика" с момента получения предписания принять меры по приостановлению проведения земляных, строительных и иных работ по сносу ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89, ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, а также сносу здания по ул. Коммунаров, 108 литеры А, Г в г. Краснодаре.
Не согласившись с предписанием Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного учреждением требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о приостановлении работ, указанных в статье 36 Закона N 73-ФЗ.
Приказом N 26-кн утвержден предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края. Предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края включает в себя исторически ценные градоформирующие объекты (здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенную масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовыми решениями и декоративными элементами); планировочную структуру и ее элементы; объемно пространственную структуру; композицию и силуэт застройки соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); композиционно видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Пунктом 1 приложения N 5 к Приказу N 26-КН установлено, что градостроительная деятельность на территории исторического поселения должна служить задаче сохранения и регенерации (восстановления, возрождения, возобновления) ценных характеристик исторического поселения, которые определены в качестве его предмета охраны. Снос или трансформация элементов предмета охраны исторического поселения, в том числе: объектов культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектов запрещаются.
Приказом N 26-КН в предмет охраны исторического поселения регионального значения г. Краснодар Краснодарского края включены ценные градоформирующие объекты по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садовопаркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. Исторические поселения наделены особым правовым статусом и не относятся ни к одному из перечисленных выше видов объектов культурного наследия.
Согласно статьи 59 Закона N 73-ФЗ историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона N 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных в пункте 2 статьи 59 Закона N 73-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 59 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 Закона N 73-ФЗ, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с приложением к Закону Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 3223-КЗ), г. Краснодар входит в перечень исторических поселений регионального значения.
Статья 20 Закона N 3223-КЗ предусматривает, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении регионального значения осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения; определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения; разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения; обеспечение согласования в соответствии с Законом N 73-Ф проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения.
Краевой орган охраны объектов культурного наследия осуществляет контроль за градостроительной, хозяйственной и иной деятельностью в историческом поселении регионального значения, включая: строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт, снос и перемещение зданий, сооружений и элементов благоустройства; проведение земляных работ; изменение режима использования отдельных территорий, изменение границ земельных участков.
Таким образом, историческое поселение г. Краснодар, имеет особый статус, закрепленный в Законе N 73-ФЗ и в Законе N 3223-КЗ, градостроительная деятельность на его территории подлежит особому регулированию и согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия, что обоснованно учтено судебными инстанциями.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 3223-КЗ историческим поселением регионального значения в целях Закона N 3223-КЗ является включенный в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт (или его часть), в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 3223-КЗ предмет охраны исторического поселения регионального значения включает в себя исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами; планировочную структуру, в том числе ее элементы; объемно-пространственную структуру; композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Перечень исторических поселений регионального значения с описанием границ их территорий приводится в приложении к указанному закону; описания границ территорий исторических поселений регионального значения, приведенные в приложении действуют до утверждения границ территорий исторических поселений регионального значения в соответствии со статьей 19 Закона N 3223-КЗ (часть 3 статьи 19 Закона N 3223-КЗ). Предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются правовым актом краевого органа охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (часть 4 статьи 19 Закона N 3223-КЗ).
В историческом поселении охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты (статья 22 Закона Краснодарского края от 06.06.2002 N 487-КЗ "О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны", далее - Закон N 487-КЗ). Указанные требования распространяются на исторические центры городов, в частности г. Краснодара.
Установив, что указанные в предписании адреса, с расположенными на них спорными объектами относятся к историческому центру г. Краснодара, указанному в приложении к Закону N 487-КЗ, а доказательства о согласовании проведения работ по сносу двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, не представлены, суды сделали правильный вывод об обоснованности выданного предписания относительно приостановления проведения земляных, строительных и иных работ по сносу двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина,56/Коммунаров,60.
Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 313-КЗ), утвержден перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края. В соответствии с пунктом 80 подраздела "Памятники" раздела 19 "город Краснодар" объект недвижимости "Дом жилой с торговыми помещениями, начало XX века", расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, литеры А, А1 (далее - памятник Коммунаров 110) включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.09.2017 N 107203-р "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями", начало XX века. (Краснодарский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" памятник Коммунаров, 110, зарегистрирован в автоматизированной информационной системе "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - реестр). Данные о включении объекта в реестр являются открытыми и размещаются на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации.
На дату выдачи Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края предписания от 18.06.2019 N 78-12-7213/19 о приостановлении земляных и строительных работ, границы территории памятника Коммунаров, 110 не были утверждены. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 3223-КЗ в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами.
Согласно статье 34.1 Закона N 73-ФЗ для памятника, расположенного в границах населенного пункта, в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника устанавливаются границы защитной зоны. В границах защитной зоны в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
В соответствии пунктом 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Судебные инстанции установили, что основанием для выдачи учреждению оспариваемого предписания в отношении сноса объекта расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, литеры А, Г, явилось то, что указанное здание расположено в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, литеры А, А1). Работы проводились в отсутствие информации о разработке раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, литеры А, А1).
Факт проведения подрядчиком ООО ГК "Кубань-Демонтаж" работ по сносу здания по адресу Коммунаров, 108, непосредственно граничащим со зданием по ул. Коммунаров, 110, являющимся объектом культурного наследия сторонами не оспаривается. Согласно сведениям из публичной кадастровой карты объект культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, литеры А, А1) и здание по ул. Коммунаров, 108, литера Г расположены на смежных, непосредственно связанных земельных участках. Расстояние между этими объектами недвижимости составляет 10 метров.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что осуществление работ по сносу здания без соблюдения положений Закона N 73-ФЗ (в отсутствие в проектной документации раздела "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия") создает угрозу для объектов культурного наследия, в связи с чем у Управления государственной охраны объектов культурного наследия имелись основания для выдачи оспариваемого предписания о приостановлении строительных работ в части сноса здания по ул. Коммунаров, 108, лит А, Г.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы Администрации муниципального образования г. Краснодар и учреждения об отсутствии у Управления государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Краснодарского края полномочий на выдачу оспариваемого предписания, правильно применив положения статей 2, 11, 60 Закона N 73-ФЗ.
Установив, что предписание о приостановлении земляных и строительных работ от 18.06.2019 N 78-12-7213/19 выдано Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по результатам рассмотрения обращения из социальных сетей о сносе исторически ценного градоформирующего объекта, а целью выдачи предписания являлось недопущение причинения вреда памятнику Коммунаров 110, а также ценным градоформирующим объектам, расположенным по адресу г. Краснодар, ул. Красная, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, суды обоснованно отклонили доводы Администрации муниципального образования г. Краснодар и учреждения о нарушениях Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края требований Закона N 294-ФЗ, правильно применив положения пункта 7 статьи 11 Закона N 73-ФЗ и статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ.
Доводы Администрации муниципального образования город Краснодар и учреждения были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2020 по делу N А32-29598/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.