Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф08-6547/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2020 г. |
дело N А32-29598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от Администрации Краснодарского края: представитель по доверенности от 18.11.2019 N 01-08-1073/19 Труханович С.А.,
от Администрации муниципального образования город Краснодар: представитель по доверенности от 20.12.2019 N 2763/01 Мельников А.С., паспорт;
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город Краснодар, муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.12.2019 по делу N А32-29598/2019
по заявлению муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
(ИНН 2309071138, ОГРН 1022301433065)
к Администрации Краснодарского края
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования город Краснодар, общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Кубань-Демонтаж"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая службы заказчика" (далее - заявитель, МКУ МО г. Краснодар "Единая службы заказчика", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Краснодарского края (далее - администрация) о признании недействительным предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 18.06.2019 N 78-12-7213/19 о приостановлении земляных и строительных работ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования город Краснодар, общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Кубань-демонтаж" (далее - ООО ГК "Кубань-демонтаж").
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2019 заменено заинтересованное лицо с Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края на Администрацию Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 в удовлетворении заявленных требований оказано. Решение мотивировано тем, что предписание вынесено должностным лицом управления не по итогам проверки деятельности юридического лица в смысле и порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, а как результат иного надзорного мероприятия в области охраны объектов культурного наследия - мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, как самостоятельной формы надзорных мероприятий, предусмотренной пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ. Следовательно, заявленные требования учреждения о признании недействительными предписания не подлежат удовлетворению.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования г. Краснодар и МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Администрация муниципального образования г. Краснодар в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку объекты не обладают статусом объектов культурного наследия.
МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования город Краснодар поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании.
Суд удовлетворил ходатайство Администрации муниципального образования город Краснодар об участии в онлайн-заседании.
От МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" также поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, в котором учреждение просит в случае технических неполадок отложить судебное заседание.
Поскольку учреждением ходатайство подано несвоевременно, суд не рассматривает ходатайство учреждения об участии в онлайн-заседании.
Представитель Краснодарского края возражал против отложения судебного заседания.
Представитель Администрации муниципального образования город Краснодар оставил рассмотрение ходатайства на усмотрение суда.
Определением председателя судебного состава от 02.06.2019 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель Администрации Краснодарского края просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представитель Администрации муниципального образования город Краснодар поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика", ООО ГК "Кубань-Демонтаж".
Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" об отложении судебного заседания по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, должны быть ими обоснованы.
Судом установлено, что ходатайство не обосновано заявителем. В ходатайстве не приведены обстоятельства, связанные с необходимостью личного участия представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, специальный порядок представления которых установлен частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство не содержит указаний на необходимость представления новых доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.
В рассматриваемом случае МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" имело реальную возможность представить суду все необходимые доказательства и пояснения в электронном виде. Кроме того следует учитывать, что МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" является подателем апелляционной жалобы, следовательно, обязан был изложить все свои доводы в апелляционной жалобе. С учетом явки в судебное заседание представителя Администрации Краснодарского края, суд апелляционной инстанции считает, что МКУ МО город Краснодар "Единая служба заказчика" имело возможность направить представителя в судебное заседание.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации муниципального образования город Краснодар от 01.09.2011 N 6195 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирных домов по ул. Красной, 89 литеры "г", "п/г", "г1", "Д" в городе Краснодаре" осуществлено переселение жильцов указанных домов и поручено департаменту строительства администрации муниципального образования город Краснодар осуществить снос помещений квартир N25, 31, 33, 36 согласно приложению N1; собственникам согласно приложению N2 осуществить снос помещений квартир N21, 22, 24, 32, 34, 35 в многоквартирных домах по ул. Красной, 89 литеры "г", "п/г", "г1", "Д" в городе Краснодаре до 01.03.2012.
На основании Постановления Администрации муниципального образования город Краснодар от 09.04.2010 N 2073 "О дальнейшем использовании квартиры N 27 в жилом доме литр "К", "к" по ул. Красная, 89 в городе Краснодаре" осуществлено переселение жильцов указанных квартир и поручено департаменту строительства администрации муниципального образования город Краснодар осуществить снос помещений квартиры N27 в жилом доме литер "К", "к" по ул. Красной, 89 в городе Краснодаре до 01.07.2010.
На основании Постановления Администрации муниципального образования город Краснодар от 20.02.2012 N 1428 "О дальнейшем использовании помещений многоквартирного дома по ул. им. Ленина/Коммунаров, 56/60 литеры "В", "В1", "в1", "в2", "в4", "в5" в Центральном внутригородском округе города Краснодара" осуществлено переселение жильцов указанного дома и поручено Департаменту строительства Администрации муниципального образования город Краснодар осуществить снос помещений квартир N 10, 13 согласно приложению и строения литер "в6" в многоквартирном доме по ул. им. Ленина/Коммунаров, 56/60 литеры "В", "В1", "в1", "в2", "в4", "в5" в Центральном внутригородском округе города Краснодара до 01.09.2012.
Учреждением на основании проведенного аукциона ИКЗ 19 2309071138230801001 0000 244 был 13.05.2019 заключен муниципальный контракт N 03-2019-ЭА на выполнение работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар с ООО Группа Компаний "Кубань-Демонтаж" на выполнение работ по объекту: "Снос жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" (демонтаж здания) в том числе по объектам расположенным по адресу г. Краснодар, ул. Красная, 89, лит. Г, Д, К, ул. Коммунаров, 108, лит. А.Г., ул. Коммунаров, 156, лит. Б,Е, Г, ул. Ленина/Коммунаров, 56/60 лит. В, В1.
В администрацию поступило обращение из социальных сетей о сносе исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156, составляющего предмет охраны исторического поселения г. Краснодар.
В ходе выхода на место работников Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, установлено следующее.
Снос исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156 осуществлен в рамках исполнения муниципального контракта от 13.05.2019 N 03-2019-ЭА, заключенного между МКУ "Единая служба заказчика" и ООО "ГК "Кубань-Демонтаж". Согласно указанному муниципальному контракту запланирован снос еще двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60.
Кроме этого установлено, что начат демонтаж здания по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, лит. А., Г. Указанное здание расположено в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А Г). Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 года N _313-К3 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края".
На основании установленных фактов, принимая во внимание, что проведение работ по сносу ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, а также демонтаж знания по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, лит. А, Г противоречит требованиям нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в историческом поселении и охрану объектов культурного наследия, а также может ухудшить состояние объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110 лит. А, А1), управление руководствуясь ст. ст. 9.2, 11, 36 Федерального закона N 73-ФЗ, п. 32 ст. 5 Закона Краснодарского края N 3223-КЗ, постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в адрес учреждения вынесено предписание от 18.06.2019 N78-12-7213/19 о незамедлительном, с момента получения данного предписания принять меры по приостановлению проведения земляных, строительных и иных работ по сносу ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89, ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60, а также сносу здания по ул. Коммунаров, 108 литеры "А", "Г".
Несогласие с вынесенным предписанием о приостановке земляных и строительных работ от 18.06.2019 N 78-12-7213/19 послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении заявления ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как разъяснено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела управлением была осуществлена проверка на основании поступившего обращения посредством социальных сетей о сносе исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156, составляющего предмет охраны исторического поселения г. Краснодар.
Работниками Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края было установлено следующее.
Снос исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156 осуществлен в рамках исполнения муниципального контракта от 13.05.2019 N 03-2019-ЭА, заключенного между МКУ "Единая служба заказчика" и ООО "ГК "Кубань-Демонтаж". Согласно указанному муниципальному контракту запланирован снос еще двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60.
Кроме этого, установлено, что начат демонтаж здания по адресу:
г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, лит. А., Г. Указанное здание расположено в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А1). Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-К3 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края".
Согласно подп. 3 п. 6 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о приостановлении работ, указанных в ст. 36 настоящего Федерального закона.
Приказом администрации Краснодарского края от 01.03.2019 N 26-кн "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края" утвержден предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края.
Предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края включает в себя:
- исторически ценные градоформирующие объекты (здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенную масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовыми решениями и декоративными элементами);
- планировочную структуру и ее элементы;
- объемно пространственную структуру;
- композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
- соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);
- композиционно - видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Пунктом 1 приложения N 5 к приказу N 26-КН установлено, что градостроительная деятельность на территории исторического поселения должна служить задаче сохранения и регенерации (восстановления, возрождения, возобновления) ценных характеристик исторического поселения, которые определены в качестве его предмета охраны.
Снос или трансформация элементов предмета охраны исторического поселения, в том числе: объектов культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектов запрещаются.
Приказом N 26-КН в предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края включены ценные градоформирующие объекты по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров, 60.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Исторические поселения наделены особым правовым статусом и не относятся ни к одному из перечисленных выше видов объектов культурного наследия.
Согласно статьи 59 Закона N 73-ФЗ историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона N 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных в пункте 2 статьи 59 настоящего Федерального закона, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 59 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с приложением к Закону Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края N 3223-КЗ), город Краснодар входит в перечень исторических поселений регионального значения.
Статья 20 Закона Краснодарского края N 3223-КЗ предусматривает, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении регионального значения осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя:
1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;
3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
4) обеспечение согласования в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения.
Краевой орган охраны объектов культурного наследия осуществляет контроль за градостроительной, хозяйственной и иной деятельностью в историческом поселении регионального значения, включая: строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт, снос и перемещение зданий, сооружений и элементов благоустройства; проведение земляных работ; изменение режима использования отдельных территорий, изменение границ земельных участков.
Следовательно, историческое поселение город Краснодар, имеет особый статус, закрепленный в Законе N 73-ФЗ и в Законе Краснодарского края N 3223-КЗ, градостроительная деятельность на его территории подлежит особому регулированию и согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Краснодарского края от 06.06.2002 N 487-КЗ "О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны" в историческом поселении охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами, объемно-пространственная структура, фрагментное и руинированное градостроительное наследие, форма и внешний вид зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, а также другие ценные объекты.
Указанные требования распространяются на исторические центры городов Краснодара, Армавира, Ейска, Сочи, города-курорта Анапы и станицы Тамани как исторических поселений (пункт 2 статьи 22 Закона Краснодарского края N 487-КЗ).
Адреса, упомянутые в предписании, относятся к историческому центру города Краснодара, описанному в Приложении к Закону Краснодарского края N 487-КЗ.
В материалы дела не были представлены доказательства согласования проведения работ по сносу двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что управлением в оспариваемом предписании вынесенным в отношении учреждения правомерно приостановлены проведение земляных, строительных и иных работ по сносу двух ценных градоформирующих объектов по ул. Красной, 89 и угол ул. Ленина, 56/Коммунаров.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания в отношении сноса объекта, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. ул. Коммунаров, 108, лит. А., Г. Указанное здание расположено в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А1). Работы проводятся в отсутствие информации о разработке раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А1).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В п. 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 7 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Факт проведения подрядчиком ООО ГК "Кубань-Демонтаж" работ по сносу здания по адресу Коммунаров, 108 непосредственно граничащим со зданием по ул. Коммунаров, 110 являющимся объектом культурного наследия сторонами не оспаривается.
Между тем, в нарушение статьи 30, п. 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на момент вынесения оспариваемого предписания в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края не представлена информация о наличии в проектной документации на проводимые работ по сносу раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и о согласовании этого раздела с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод учреждения о том, что управление не вправе было выносить оспариваемое предписание ввиду отсутствия установленной охранной зоны объекта культурного наследия, как не основанный на нормах права.
Так, здание по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 108, лит. А, Г (снос которого также запланирован) расположено в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями" (г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А1).
Требование об утверждении границ территории объекта культурного наследия в составе акта охраны объектов культурного наследия о включении памятника в реестр установлено статьей 3.1 Закона N 73-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступила в силу с 22.01.2015, и не применяется в отношении объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану до указанной даты.
В настоящее время на основании разработанного проекта границ территории объекта культурного наследия, принят приказ администрации Краснодарского края от 27.06.2019 N 95-кн "Об утверждении границ и режима использования территории объекта "культурного наследия регионального значения "Дом жилой с торговыми помещениями", начало XX в., Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 110, лит. А, А1".
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" данный приказ официально опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://admkrai.krasnodar.ru).
На дату выдачи предписания управления о приостановке работ границы территории вышеназванного объекта культурного наследия не были утверждены. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами.
Согласно статье 34.1 Закона N 73-ФЗ для памятника, расположенного в границах населенного пункта, в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника устанавливаются границы защитной зоны. В границах защитной зоны в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно представленной информации расстояние между объектами составляет 10 метров, что заявителем не опровергнуто.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что осуществление работ по сносу здания без соблюдения положений статей 30, п. 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в отсутствие в проектной документации раздела "Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия") создает угрозу для объектов культурного наследия. В связи с чем, в соответствии с п. 7 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" у Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края имелись основания для выдачи оспариваемого предписания о приостановлении строительных работ.
Довод жалобы о том, что вышеуказанные многоквартирные дома в установленном порядке признаны аварийными и подлежащими сносу, признаются апелляционным судом несостоятельным, поскольку спорные дома, не смотря на аварийное состояние, включены Приказом N 26-КН в предмет охраны исторического поселения регионального значения город Краснодар Краснодарского края как ценные градоформирующие объекты. В связи с этим, порядок снова и реконструкции указанных объектов регулируются положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Довод заявителя о проведении управлением проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и (надзора) и муниципального контроля", обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ).
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
Принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений является самостоятельной формой осуществления надзорных мероприятий, к которым положения Федерального закона N 294-ФЗ не применяются.
В соответствии с ч. 2 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, а также указывает на то, что федеральным законодательством могут также быть предусмотрены иные виды и формы мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.
Согласно пункта 8 Положения о региональном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.10.2018 N 642 (далее - Положение о региональном надзоре) региональный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдачи обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти Краснодарского края или органов местного самоуправления Краснодарского края, принятых с нарушением Закона N 73-ФЗ, или о внесении в них изменений, а также посредством деятельности управления по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления Краснодарского края, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Судом первой инстанции верно установлено, что в рассматриваемом случае мероприятия по контролю проведены на основании рассмотрения обращения о сносе исторически ценного градоформирующего объекта, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 156, составляющего предмет охраны исторического поселения г. Краснодар путем выполнения визуального осмотра и фотофиксации исторически ценных объектов и объекта культурного наследия, предписание вынесено должностным лицом управления не по итогам проверки деятельности юридического лица в смысле и порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ, а как результат иного надзорного мероприятия в области охраны объектов культурного наследия - мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, как самостоятельной формы надзорных мероприятий, предусмотренной пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
В связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб администрации и МКУ "Единая служба заказчика".
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по настоящему делу.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2019 по делу N А32-29598/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29598/2019
Истец: МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА"
Ответчик: Администрация Краснодарского края, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, ООО ГК "КУБАНЬ-ДЕМОНТАЖ", ООО Группа Компаний "Кубань-демонтаж"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6547/20
06.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2304/20
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29598/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29598/19
28.06.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29598/19