г. Краснодар |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А53-41148/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" (ИНН 2361004744, ОГРН 1102361000610) - Состиной Е.В. (руководитель), Назарян А.О. (доверенность от 09.01.2020), от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Журавлева Ю.С. (доверенность от 06.12.2018), в отсутствие ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А53-41148/2019, установил следующее.
ООО "Домоуправление N 1" (далее - общество) обратилось в суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 446 322 рублей 96 копеек задолженности (уточненные требования).
Определением суда от 09.01.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2020, иск удовлетворен. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что в деле отсутствуют доказательства регистрации за Ейской КЭЧ района спорного помещения. Право оперативного управления за учреждением также не зарегистрировано. Следовательно, учреждение и министерство являются ненадлежащими ответчиком по делу. Истец являлся управляющей организацией многоквартирного дома (далее - МКД) до апреля 2019 года. Акты выполненных работ за содержание и ремонт МКД не представлены, поэтому не доказано, что фактически общество приняло в эксплуатацию указанный МКД и обслуживало его с июня 2017 года по сентябрь 2019 года.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, до апреля 2019 года истец, являясь управляющей организацией, осуществлял управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Ейск, ул. Р. Люксембург, 172, на основании оформленного протоколом от 11.05.2011 N 2 решения общего собрания.
Как указал истец, на первом этаже данного МКД расположено помещение (в/г N 121) площадью 1100 кв. м, принадлежащее на праве собственности министерству и находящееся на балансе у учреждения.
Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав отсутствуют. В бюро технической инвентаризации по Ейскому району также отсутствуют сведения о праве собственности.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчикам претензию с требованием оплатить задолженность за содержание и ремонт общего имущества названного МКД с июня 2017 года по сентябрь 2019 года, которая оставлена ответчиками без удовлетворения, поэтому общество обратилось в суд.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
По правилам части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 296 Кодекса предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу статьи 123.22 Кодекса казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10, при наличии утвержденных тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества, данных о площади МКД управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их в отношении одного из собственников помещений. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон с учетом изложенных норм, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Проверяя довод о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку за ним не зарегистрировано право оперативного управления на спорное помещение, суды установили следующее. В ответе на запрос общества министерство в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что собственником спорного помещения является Российская Федерация в лице министерства обороны, а балансодержателем - учреждение (письмо от 26.08.2016 N 141/26285). В письме от 26.03.2019 N 370/2668 министерство подтвердило, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом и владеет МКД на праве оперативного управления. Кроме того, наличие у учреждения права оперативного управления на спорное помещение установлено судами в рамках дела N А53-19485/2017 (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды верно указали, что министерство отвечает по спорным обязательствам в субсидиарном порядке в силу требований статей 123.22, 399 Кодекса.
Довод министерства о том, что истец являлся управляющей организацией спорного МКД до апреля 2019 года, поэтому не мог оказывать спорные услуги после указанного периода, получил оценку в суде апелляционной инстанции и отклонен по подробно изложенным в обжалуемом постановлении основаниям. Суд установил, что 01.04.2020 истец прекратил управление МКД, а вновь выбранная управляющая организация - приступила к выполнению своих обязанностей.
Представленный истцом расчет признан судами верным и не опровергнут ответчиками надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правильно.
Доводы кассационной жалобы министерства не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А53-41148/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверяя довод о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку за ним не зарегистрировано право оперативного управления на спорное помещение, суды установили следующее. В ответе на запрос общества министерство в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что собственником спорного помещения является Российская Федерация в лице министерства обороны, а балансодержателем - учреждение (письмо от 26.08.2016 N 141/26285). В письме от 26.03.2019 N 370/2668 министерство подтвердило, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом и владеет МКД на праве оперативного управления. Кроме того, наличие у учреждения права оперативного управления на спорное помещение установлено судами в рамках дела N А53-19485/2017 (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суды верно указали, что министерство отвечает по спорным обязательствам в субсидиарном порядке в силу требований статей 123.22, 399 Кодекса.
...
Доводы кассационной жалобы министерства не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф08-7561/20 по делу N А53-41148/2019