Перечень подакцизных товаров: законодательная база
В современном виде понятие индивидуальных акцизов появилось в налоговой системе России с 1 января 1992 г. - даты вступления в силу Закона РСФСР от 6.12.91 г. N 1993-1 (в ред. от 2.01.2000 г.) "Об акцизах".
Российская налоговая политика в сфере акцизов изначально имела прежде всего фискальную направленность. С учетом того, что индивидуальные акцизы как косвенные налоги потенциально являются крупным источником дохода, в первые годы их существования в нашей стране перечень подакцизных товаров был предельно широк, что не соответствовало сложившимся в мировой практике принципам акцизного обложения и экономическим закономерностям.
Так, на протяжении 1992 г. помимо таких традиционно подакцизных товаров, как винно-водочные изделия, пиво, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, акцизами облагались икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, автомобильные шины (кроме направляемых на комплектацию), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, ковры и ковровые изделия, одежда из меха (кроме детского ассортимента) и натуральной кожи. Формируя подобным образом перечень подакцизных товаров, государство стремилось решить кроме фискальной и задачу некоторой стабилизации потребительского рынка. Так как включенные в перечень товары были особенно дефицитными, установление на них акциза приводило к повышению их цены и соответственно могло способствовать некоторому снижению спроса. Кроме того, введение косвенных налогов позволяло государству отчасти оправдать рост цен, вызванный главным образом их либерализацией в январе 1992 г.
В декабре 1992 г. в соответствии со ст.2 Закона от 22.12.92 г. N 4178-1 (в ред. от 30.12.01 г.) "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" перечень подакцизных товаров пополнился этиловым спиртом из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки ликероводочных изделий и винодельческой продукции). Подобное расширение круга облагаемых изделий позволило бюджету получать достаточно крупные и стабильные доходы и переложить часть налогового бремени с производителей алкогольной продукции на спиртопроизводящие организации. Одновременно из перечня облагаемых товаров были исключены икра, деликатесы из рыбы, шоколад, фарфор в связи с низкой эффективностью их налогообложения: затраты на сбор акцизов оказались несопоставимо выше их фискальной отдачи (по данным ГНС РФ, доля акцизов на данные товары составляла менее 1% в совокупных акцизных поступлениях).
Таким образом, уже в 1992 г. были произведены существенные количественные (охват налогообложением этилового спирта из пищевого сырья для снижения заинтересованности предприятий в переходе к производству неподакцизного спирта с подакцизных ликероводочных изделий) и качественные (исключение низко доходных статей перечня) преобразования.
Новый этап реформирования перечня подакцизных товаров был произведен в декабре 1993 г. В соответствии со ст.19 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2270 (в ред. от 16.05.97 г.) "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" список облагаемых акцизами товаров вновь был расширен. Подакцизным стал этиловый ректификованный спирт не только из пищевого, но и из непищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки водки, ликероводочных изделий, винодельческой и другой алкогольной продукции). Причиной подобного нововведения стала ситуация, сложившаяся в сфере производства и оборота алкоголя. Отсутствие в перечне подакцизных товаров этилового спирта из непищевого сырья делало его дешевым сырьем для производства фальсифицированной водки и иных алкогольных суррогатов, значительно повышая заинтересованность криминальных структур в его производстве и приобретении. Кроме того, если отпуск потребителям спирта из пищевого сырья осуществлялся на основе квот, то на поставки спиртов из непищевого сырья такой порядок не распространялся, что в результате создавало еще более льготные условия для производства некачественного алкоголя и тем самым наносило значительный ущерб не только бюджету, но и здоровью населения.
Введение 70%-ного акциза к отпускной цене этилового ректификованного спирта из непищевого сырья позволило снизить подобную заинтересованность подпольных производителей в его производстве и использовании, отчасти перекрыв таким образом легальный канал ухода от уплаты акцизов. Однако установление акциза на этиловый спирт из непищевого сырья, который в основном производится гидролизными заводами, поставило предприятие химической промышленности в сложное финансовое положение. В России этиловый спирт из непищевого сырья никогда ранее не облагался акцизом, так как данная продукция поставлялась преимущественно предприятиям военно-промышленного комплекса и другим специализированным промышленным производствам. Кроме того, значительные объемы более дешевого спирта завозились из государств - участников СНГ. В таких условиях рост цен на отечественные спирты из непищевого сырья из-за введения акциза (при существовавшей ставке акциза цена спирта выросла более чем в 2 раза) привел к значительному снижению конкурентоспособности продукции российских гидролизных предприятий на рынке по сравнению с зарубежными производителями.
В подобном виде список облагаемых акцизами товаров просуществовал до марта 1996 г. Новые качественные его преобразования были осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 7.03.96 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в закон "Об акцизах". Круг облагаемых акцизами объектов сузился почти вдвое: из списка подакцизных товаров выбыли яхты и катера, охотничьи ружья, изделия из хрусталя, меховые и ковровые изделия, покрышки и камеры для шин - товары, не оправдавшие себя в качестве фискальных источников. В результате в перечне подакцизных остались только те товары, по которым в бюджет вносилась основная сумма акцизов. Исключение же из перечня некоторых видов товаров способствовало в некоторой мере повышению их конкурентоспособности по сравнению с аналогичными импортными товарами.
Вновь изменения затронули такую категорию подакцизной продукции, как ректификованный этиловый спирт из всех видов сырья. Так как ректификованный спирт из непищевого сырья с 1994 г. стал облагаться акцизом, в целях ухода от налогообложения начиная со второго полугодия 1994 г. на предприятиях, его производящих, появилась тенденция резкого снижения объемов производства данного вида спирта, а в ряде случаев полного прекращения его выпуска. Многие предприятия перешли на изготовление неректификованного этилового спирта, а также спиртовых растворителей и других неподакцизных спиртосодержащих соединений.
Поскольку неректификованный этиловый спирт из непищевого сырья не входил в перечень подакцизных товаров, его стоимость по сравнению с аналогичным ректификованным спиртом, облагаемым акцизами, была в 3-4 раза ниже. В результате, если для законопослушных предприятий стоимость одной бутылки водки емкостью 0,5 литра (с учетом всех налогов) составляла в 1994 г. порядка 13 тыс. руб., то для подпольного бизнеса она обходилась всего лишь в 500-600 руб., или в 25 раз дешевле. Поэтому технический спирт, не облагавшийся акцизами, пользовался повышенным спросом у криминальных структур, занимающихся изготовлением фальсифицированной алкогольной продукции и ее суррогатов, что создавало реальную угрозу для жизни и здоровья потребителей таких спиртных напитков.
В связи с подобными негативными явлениями, приобретавшими все большие масштабы, в перечень облагаемых акцизами товаров были включены все виды этилового спирта: как ректификованный, так и неректификованные, из всех видов сырья (кроме спирта-сырца и спирта коньячного) независимо от его дальнейшего потребления с применением зачетного механизма в случае использования этилового спирта в производстве другой подакцизной продукции.
Однако на осуществленные в соответствии с Законом N 23-ФЗ преобразования порядка акцизного налогообложения спиртовой продукции продолжал сохраняться другой канал ухода от уплаты акцизов в рамках Закона. Ряд предприятий России - традиционных производителей технических спиртов начиная с 1996 г., используя недостатки действующего налогового законодательства, перешли к выпуску так называемой спиртосодержащей продукции по нормативно-технической документации, не прошедшей экспертизу в федеральных органах исполнительной власти, а утверждаемой директорами предприятий. Данная продукция по своим характеристикам практически не отличалась от облагаемых акцизами этиловых спиртов, выпускалась на том же оборудовании, но при этом не входила в перечень подакцизных товаров, а также в перечень продукции, подлежащей государственному регулированию через механизм квотирования, декларирования, лицензирования, и, как следствие, служила одним из основных сырьевых источников для производства фальсифицированной алкогольной продукции. В связи со сложившейся ситуацией с 21 января 1997 г. - даты официального опубликования Федерального закона от 10.01.97 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" - в акцизное законодательство были внесены изменения, предусматривающие включение в перечень подакцизной продукции спиртосодержащих растворов (по перечню Правительства Российской Федерации), а также иной пищевой продукции с содержанием этилового спирта свыше 1,5% объема единицы алкогольной продукции (за исключением виноматериалов). Во исполнение данного Закона Правительством Российской Федерации было принято постановление от 7.05.97 г. N 559 "О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами", в соответствии с которым к облагаемым были отнесены все растворы этилового спирта, не содержащие денатурирующие добавки.
Однако принятие данного постановления из-за отсутствия единого перечня денатурирующих добавок и нерешенности вопроса об органе, правомочном проводить государственную экспертизу технических спиртов и спиртосодержащей продукции, включая денатурированную, на предмет их соответствия действующим стандартам, техническим и технологическим документам, не только не решило проблему ликвидации возможности ухода от уплаты акцизов, но еще более усугубило создавшуюся ситуацию. Так, практически все традиционные производители этилового спирта из непищевого сырья (технических спиртов) в срочном порядке внесли изменения в утверждаемые ими технические условия на спиртосодержащие растворы, включив в них запись о том, что, например, чистящая жидкость "Кристалл", чистящие средства "Искра", жидкость парфюмерная и др. содержат денатурирующие добавки, либо разработали технические условия, согласно которым объемное содержание спирта в выпускаемой продукции просто не указывалось (например, смесь жидкая многокомпонентная техническая), либо спиртосодержащие жидкости назывались не растворами, а эмульсиями, суспензиями и т.д. В технической документации на подобную продукцию наличие денатурирующих добавок вообще не указывалось или намеренно завышалось. На практике их содержание почти соответствовало норме присутствия денатуратов в ректификованным этиловом спирте, произведенном из пищевого сырья и используемом для производства алкогольной продукции. Многие гидролизные заводы продолжали выпуск так называемой многокомпонентной жидкости, почти полностью прекратив производство этилового спирта из непищевого сырья.
В то же время в соответствии с постановлением N 559 под обложение акцизами попали спиртосодержащие лекарственные и парфюмерные средства. В частности, в перечень подакцизных товаров, несмотря на минимальное содержание в них спирта, были включены такие лекарственные средства, как настойки, йод, сердечно-сосудистые препараты. Введение акциза привело к росту стоимости лекарственных средств в среднем на 25%, что создало трудности в приобретении повседневных медикаментов социально не защищенными группами населения и увеличило, например, расходы бюджета г.Москвы на медикаменты, так как до 50% объема лекарственных средств отпускается стационарным и амбулаторным больным бесплатно. Кроме того, повышение цен сделало отечественные лекарства неконкурентоспособными по сравнению с аналогичными препаратами, поступающими из стран Балтии и СНГ. Подобная ситуация стала характерной и для российской парфюмерно-косметической продукции, которая в результате повышения была вытеснена с отечественного рынка более дешевым импортом из ближнего зарубежья, многие предприятия этой отрасли, не выдержав конкуренции, полностью прекратили свое существование.
В 1998 г. акцизное законодательство стало более совершенным, отчасти устранив имевшие ранее место упущения. В соответствии с Федеральным законом от 14.02.98 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" перечень спиртосодержащей продукции, облагаемой и не облагаемой акцизами, был конкретизирован.
А именно было уточнено, что к спиртосодержащей подакцизной продукции относятся растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, содержащегося в подакцизной продукции, за исключением:
спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, прошедших государственную регистрацию в Минздраве России и внесенных им в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также средств, включая гомеопатические препараты, изготавливаемых аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, заверенным личной печатью врача;
спиртосодержащих препаратов ветеринарного назначения, прошедших государственную регистрацию в Минсельхозпроде России (Департамент ветеринарии) и внесенных им в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации:
парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти;
спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, прошедших государственную регистрацию в Минсельхозпроде России. Причина исключения данной продукции из перечня подакцизной та же, что и исключения денатурированной продукции. К спиртосодержащим отходам спиртового и ликероводочного производства относятся головная фракция этилового спирта, сивушное масло и спиртовые отгоны. Все эти вещества имеют резкий, неприятный запах и вкус, непригодны для выработки водочной и другой алкогольной продукции и используются в основном для выработки денатурата и технических спиртов, а спиртовые отгоны направляются, кроме того, на спиртовые заводы для промышленной переработки. Наличие такой продукции в списке подакцизных товаров фактически уравнивало стоимость отходов с этиловым спиртом, что отрицательно сказывалось на объемах их реализации и приводило к остановке многих спиртовых заводов. В случае отсутствия документов, подтверждающих, что эта продукция прошла государственную регистрацию, она облагается акцизами в общем порядке.
Кроме того, в Законе N 29-ФЗ была сделана попытка прекратить легальный уход от налогообложения путем изготовления неподакцизной денатурированной продукции, которая по своему составу и техническим характеристикам практически не отличалась от облагаемых спиртосодержащих растворов. В данном Законе понятие денатурированной спиртосодержащей продукции было уточнено: в качестве таковой стала признаваться спиртосодержащая продукция из всех видов сырья, которая содержит денатурирующие добавки, исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовлена в соответствии с установленной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией. Согласно установленному порядку для получения льгот по уплате акцизов по денатурированной спиртосодержащей продукции налогоплательщик должен представить в налоговые органы по месту уплаты акцизов регистрационное удостоверение о том, что данная продукция является денатурированной и содержит денатурирующие добавки в концентрациях, делающих невозможной ее использование для производства алкогольной и иной пищевой продукции, которое выдается Минсельхозпродом России (по спирту этиловому и алкогольсодержащей продукции из пищевого сырья) или Минэкономики России (по изделиям из непищевого сырья). Но, к сожалению, это была бланкетная норма Закона, так как конкретный перечень подобных денатурирующих добавок и предельные нормы денатурации не были своевременно разработаны, что не только не устранило существовавшую проблему, но и породило новую волну злоупотреблений. Кроме того, Законом N 29-ФЗ была введена еще одна дополнительная льгота по уплате акцизов: от его уплаты был освобожден денатурированный спирт в случае, если он отвечал определенным выше критериям.
В результате в I квартале 1998 г. ситуация еще более обострилась: в объеме изготовленного гидролизными заводами этилового спирта доля денатурированного возросла до 29%, производство спиртосодержащих растворов почти полностью переориентировалось на денатурированные, достигнув 72% в структуре выпуска данной продукции. По оценкам Госналогслужбы России, по так называемым денатурированным спиртам и спиртосодержащей продукции, по которым отсутствовали официальные заключения о государственной регистрации, только в I квартале 1998 г. и только по 16 гидролизным предприятиям сумма "выпадающих" доходов бюджета составила около 1,5 млрд деноминированных рублей, при фактическом поступлении акцизов по всей алкогольной продукции за этот период - 2,8 млрд руб.
Перечень денатурирующих добавок, наличие которых в спирте или спиртосодержащих растворах исключает возможность их использования в производстве алкогольной и иной пищевой продукции, был официально утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.98 г. N 732 (в ред. от 31.10.98 г.) "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья". Однако вступление в силу этого постановления устранило существующую проблему лишь отчасти.
Следует отметить, что согласно действующим техническим условиям (ТУ 10-0334585-4-90) в качестве денатурирующих добавок определены такие вещества, как пиридиновые основания, керосин, скипидар, создающие стойкий неприятный запах, не исчезающий при разведении водой. Кроме того, предусмотрено обязательное подкрашивание денатурата красителем. Только наличие таких веществ может действительно воспрепятствовать использованию денатурированного спирта и спиртосодержащих растворов в производстве пищевой продукции. Однако признанные согласно постановлению N 732 в качестве денатурирующих добавок уксусный и кротоновый альдегид, диэтиловый эфир и диэтилфталат не отвечают таким требованиям, не являются чужеродными элементами для этилового спирта, образуясь при сбраживании пищевого сырья (крахмало- и сахаросодержащего), легко удаляются в процессе ректификации. Кроме того, рекомендуемые утвержденным перечнем дозировки этих соединений недостаточны для целей денатурации, так как уксусный альдегид и диэтиловый эфир являются легко летучими веществами и могут быть удалены при нагреве уже в диапазоне температуры от 20 до 40о С. Предложенные постановлением N 732 нормы содержания денатурирующих веществ значительно ниже и международных норм денатурации. Например, во Франции дозировка диэтифталата, применяемого в качестве денатурирующей добавки в косметической промышленности, превышает предусмотренную правительством более чем в 5 раз.
Глава 22 "Акцизы" НК РФ ужесточила требования, при соблюдении которых денатурированный спирт освобождается от обложения акцизами. Согласно ст.183 НК РФ от налогообложения акцизами освобождается реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в установленном Федеральным законом от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.02 г. N 109-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке. Так, в соответствии с п.3 ст.9 этого Закона поставки организациями этилового спирта, в том числе денатурата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Российской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.07.03 г. N 410 "Об утверждении требований к содержанию и порядку выдачи уведомлений о закупке этилового спирта, в том числе денатурата" утверждены требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений о закупке этилового спирта, в том числе денатурата. При этом согласно нормам главы 22 НК РФ денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, если его денатурация производится на основе этилового спирта в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в ходе этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация имеет такие структурные подразделения).
Изменения, внесенные в действующий порядок акцизного обложения Законом N 29-ФЗ, коснулись также ювелирных изделий. До февраля 1998 г. в федеральном законодательстве не было их разграничения на ювелирные и религиозно-культовые, в связи с чем все они подлежали обложению акцизом. Это ставило производителей в сложное экономическое положение и имело негативные социальные последствия. На протяжении 90-х годов между налоговыми органами и налогоплательщиками постоянно возникали споры по поводу неуплаты ими акцизов по ювелирным изделиям, носящим ритуально-обрядовый характер. Налогоплательщики ссылались на Закон Российской Федерации от 9.10.92 г. N 3615-1 (в ред. от 7.07.03 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле" и постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.94 г. N 756, как на законодательные акты, на основании которых были изданы отраслевые документы, определяющие параметры отнесения своей продукции к ювелирным и ритуально-обрядовым изделиям. Однако налоговые органы справедливо считали подобные ссылки неправомерными, так как внутриотраслевые документы не носят нормативного характера в целях налогообложения. Исключение же предметов ритуально-культового назначения из перечня подакцизных товаров было возможно только путем внесения соответствующих изменений в Закон "Об акцизах".
В целях прекращения подобных противоречий между интересами производителей и налоговых органов в Законе N 29-ФЗ понятие ювелирных изделий в целях налогообложения было конкретизировано. К таковым были отнесены изделия:
- применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях;
- используемые для выполнения различных ритуалов и обрядов;
- изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга;
- монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств - участников СНГ).
Таким образом, в законодательном порядке было подтверждено, что ювелирные изделия, носящие ритуально-обрядовый характер, подлежат акцизному обложению. Их освобождение от взимания акциза было предусмотрено лишь в случае, если данная продукция признавалась предметом культа и религиозного назначения, предназначенная для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец). С 1 января 2003 г. ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров.
Законом N 29-ФЗ список облагаемых объектов был значительно сокращен и в части легковых автомобилей: если ранее акциз взимался независимо от рабочего объема двигателя, то с февраля 1998 г. в перечне остались только автомобили с его размером более 2500 см3. Как было отмечено, подобные изменения привели к фактически полному освобождению от уплаты акцизов предприятий отечественной автомобильной промышленности, а главным объектом обложения стали импортируемые легковые транспортные средства. Фактическое исключение из списка подакцизных товаров большинства отечественных автомобилей можно рассматривать как положительный шаг, который, возможно, поможет сделать российские автомобили более конкурентоспособными по цене.
Итак, в настоящее время в перечень товаров, подлежащих обложению акцизами в соответствии с действующим законодательством, входят:
- спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);
- спиртосодержащая продукция;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов);
- пиво;
- табачная продукция;
- легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;
- бензин автомобильный;
- дизельное топливо;
- масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин.
Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2003 г., перечень подакцизных товаров был дополнен прямогонным бензином. В результате главой 22 НК РФ подакцизными нефтепродуктами признаны автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, прямогонный бензин. Одновременно в главу 22 было включено определение прямогонного бензина, которое должно применяться в целях исчисления и уплаты акцизов. В частности, установлено, что под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. При этом указано, что бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215о С при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.
Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров позволяет в определенной степени решить проблему его использования с целью нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем производства на нефтеперерабатывающих заводах, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками в железнодорожных цистернах, бензовозах, непосредственно в хранилищах автозаправочных станций. Объемы бензина, полученные методом смешения, в большинстве случаев выводились из-под обложения акцизами, так как прямогонный бензин акцизом не облагался, вывозился с заводов, а после указанной технологической операции продавался как высокооктановый бензин.
Борьба с этим явлением в условиях действовавшего до 1 января 2003 г. законодательства зачастую не была эффективной. Налоговым органам удавалось отследить всего 30% прямогонного бензина, вывозимого с заводов, при этом только 10% произведенного впоследствии из него автомобильного бензина удавалось обложить акцизом. Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы декларации по акцизам с указанием полученных объемов этого нефтепродукта в натуральном выражении.
Действующий в настоящее время список подакцизных товаров в целом соответствует принципам налогообложения, сложившимся в мировой практике, отвечает экономической обоснованности и обеспечивает достаточно стабильные поступления в бюджетную систему Российской Федерации.
Т.К. Подгорная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а