Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Когалыма
от 07.02.2023 N 244
Бюджетный прогноз
города Когалыма на долгосрочный период до 2028 года
12 февраля 2024 г.
Бюджетный прогноз города Когалыма на долгосрочный период до 2028 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Администрации города Когалыма от 09.09.2015 N 2729 "Об утверждении порядка разработки бюджетного прогноза города Когалыма на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Когалыма на период до 2034 года, утвержденного распоряжением Администрации города Когалыма от 31.10.2022 N 192-р "О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития города Когалыма на период до 2034 года", с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Когалыма. Бюджетный прогноз разработан в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его утверждения.
Целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов бюджета города Когалыма (далее - бюджет города), что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема доходов и расходов, а также вырабатывать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности бюджета города.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения города Когалыма.
I. Основные итоги исполнения бюджета города Когалыма за 2021 год, 9 месяцев 2022 года и условия формирования бюджетного прогноза
Исполнение бюджета города в 2021 году производилось в пределах ассигнований, принятых решением Думы города Когалыма от 23.12.2020 N 506-ГД "О бюджете города Когалыма на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (с изменениями, внесенными решением Думы города Когалыма от 10.02.2021 N 530-ГД, от 25.02.2021 N 545-ГД, от 21.04.2021 N 562-ГД, от 23.06.2021 N 570-ГД, от 01.09.2021 N 600-ГД и от 22.12.2021 N 56-ГД), а также в пределах объемов межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений, фактически полученных при исполнении бюджета, в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса РФ.
Доходы бюджета города за 2021 год составили 5 768 621,3 тыс. рублей при годовом плане в 5 812 774,9 тыс. рублей, что составляет 99,2%.
Результаты исполнения доходов бюджета города за 2021 год по видам доходов представлены в таблице:
N |
Вид доходов |
Уточненный план на 2021 год, тыс. руб. |
Исполнено за 2021 год, тыс. руб. |
% исполнения |
Доля в общих доходах % |
1 |
Налоговые доходы |
1972166,6 |
1939327,4 |
98,3 |
33,6 |
2 |
Неналоговые доходы |
294527,3 |
317486,6 |
107,8 |
5,5 |
3 |
Безвозмездные поступления |
3546081,0 |
3511807,3 |
99,0 |
60,9 |
Всего: |
5812774,9 |
5768621,3 |
99,2 |
100,0 |
Расходы бюджета города за 2021 год составили 5 772 759,9 тыс. рублей при годовом плане в 6 269 578,6 тыс. рублей, что составляет 92,1%.
Результаты исполнения бюджета города по расходам по каждому из разделов классификации расходов бюджетов представлены в таблице:
N |
Наименование раздела расходов |
Уточненный план на 2021 год, тыс. руб. |
Исполнено за 2021 год, тыс. руб. |
% исполнения |
Доля в общей сумме расходов % |
1 |
Общегосударственные вопросы |
630926,9 |
587477,6 |
93,1 |
10,2 |
2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
67771,8 |
63995,6 |
94,4 |
1,1 |
3 |
Национальная экономика |
505131,7 |
486871,1 |
96,4 |
8,4 |
4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1506452,7 |
1159080,0 |
76,9 |
20,1 |
5 |
Охрана окружающей среды |
169,0 |
169,0 |
100,0 |
0,0 |
6 |
Образование |
2802635,2 |
2747384,7 |
98,0 |
47,6 |
7 |
Культура, кинематография |
321345,1 |
314648,0 |
97,9 |
5,5 |
8 |
Здравоохранение |
13450,3 |
10500,9 |
78,1 |
0,2 |
9 |
Социальная политика |
115594,2 |
111828,0 |
96,7 |
1,9 |
10 |
Физическая культура и спорт |
292352,1 |
277826,5 |
95,0 |
4,8 |
11 |
Средства массовой информации |
13749,6 |
12978,5 |
94,4 |
0,2 |
Всего: |
6269578,6 |
5772759,9 |
92,1 |
100,0 |
В 2021 году бюджет города был сформирован на основе 20 муниципальных программ, расходы на их реализацию составили 99,2% от общего объема расходов бюджета города.
По итогам исполнения бюджета города за 2021 год сложился дефицит в сумме 4 138,6 тыс. руб.
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также банковские кредиты на выполнение полномочий муниципального образования в 2021 году не привлекались.
По состоянию на 01 января 2022 года город Когалым не имел муниципального долга.
По состоянию на 01 октября 2022 года доходы бюджета города за 9 месяцев 2022 года составили 3 798 644,6 тыс. рублей при годовом плане 5 856 535,4 тыс. рублей, что составляет 64,9%. Расходы бюджета города за 9 месяцев 2022 года составили 4 131 680,1 тыс. рублей при годовом плане 6 494 892,4 тыс. рублей, что составляет 63,6%. По итогам исполнения бюджета города за 9 месяцев 2022 года сложился дефицит в сумме 333 035,5 тыс. руб. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также банковские кредиты на выполнение полномочий муниципального образования за 9 месяцев 2022 года не привлекались, в связи с чем, по состоянию на 1 октября 2022 года город Когалым не имеет муниципального долга.
Формирование бюджетного прогноза осуществлялось в условиях действующей бюджетной политики города Когалыма, основными приоритетами которой по-прежнему являются достижение национальных целей развития и решение задач, обозначенных Указами Президента Российской Федерации от 2012 года, N 474 и посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, поддержка семей с детьми, снижение бедности, обеспечение занятости населения, безусловное исполнение социально значимых обязательств, концентрация бюджетных инвестиционных ресурсов в приоритетных направлениях социально-экономического развития города.
Основными приоритетами бюджетной политики в области доходов по-прежнему является поддержка инвестиционной активности и обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города.
В текущем периоде в сложившихся условиях основным вектором развития налоговой политики станет установление оптимальной налоговой нагрузки, продвижение на практике на местном уровне региональных и федеральных решений.
Этому будет способствовать решение следующих задач:
- обеспечение стабильных условий для деятельности инвесторов и развития механизмов привлечения инвестиций в целях реализации инвестиционных проектов, увеличения числа рабочих мест;
- сохранение мер муниципальной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;
- продолжение работы по вовлечению в налоговый оборот отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
- принятие решений и проведение на территории города мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
- продолжение работы по эффективному межведомственному взаимодействию, целями которого являются повышение уровня собираемости местных налогов, снижение недоимки, достижение высокой степени достоверности информации об объектах налогообложения;
- соблюдение единых подходов к оценке эффективности налоговых расходов и распределение планируемых к установлению (пролонгации) налоговых льгот и преференций (налоговых расходов) по соответствующим муниципальным программам.
Для обеспечения исполнения в полном объеме социально значимых и первоочередных расходных обязательств, осуществляется эффективное управление бюджетными ресурсами, принимаются крайне взвешенные решения с учетом выстраивания приоритетов, в том числе по участию в государственных программах автономного округа. Расходы бюджета города исполняются в соответствии с законодательством, обеспечивая безусловное исполнение действующих обязательств. Повышению эффективности использования бюджетных средств способствует внедрение механизмов инициативного бюджетирования, обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечения в него граждан города Когалыма, расширение практики осуществления расходов бюджета на проектных принципах управления.
Проект бюджетного прогноза города Когалыма на долгосрочный период до 2028 года предоставлен в Думу города Когалыма в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета города Когалыма на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
II. Параметры вариантов долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Когалыма и обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей бюджетного прогноза
Сценарии развития города Когалыма формируются с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также приоритетных направлений развития экономики, заданных в Стратегии социально-экономического развития города Когалыма до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, прогнозе социально-экономического развития города Когалыма на период до 2034 года.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение доминирующей роли в экономике за нефтегазовым сектором. При данном варианте развития для городского округа характерна экспортно-сырьевая модель экономического развития с замедлением добычи и экспорта углеводородов (связанного с истощением ресурсов основных месторождений, разработку которых ведут компании, находящиеся на территории городского округа), снижением конкурентоспособности производимой продукции, невысокими объемами обрабатывающих производств и ростом зависимости от импорта товаров и технологий.
Инвестиционный сценарий предполагает эволюцию сфер жизнедеятельности городского округа для формирования позитивных трендов опережающего роста его конкурентоспособности и привлекательности по сравнению с другими сопоставимыми по масштабам городами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данный сценарий учитывает сохранение специализации городского округа в основных существующих направлениях экономики. Сценарий ориентирован на усиление позиций предприятий города Когалыма в региональных кластерах.
Инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в экономике городского округа и характеризуется более высокой вероятностью реализации в периоде до 2028 года, чем инвестиционный сценарий, при этом Стратегией социально-экономического развития города Когалыма до 2030 года в качестве базового варианта социально-экономического развития города определен инвестиционный (синергетический) сценарий, соответственно и за основу в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития города Когалыма на период с 2023-го по 2034 годы также принят синергетический (базовый) сценарий.
При этом при формировании бюджетного прогноза на долгосрочный период необходимо сформировать такой вариант развития бюджета города, который позволит обеспечить его сбалансированность и устойчивость при безусловном выполнении принятых и принимаемых бюджетных обязательств.
Бюджетное планирование на консервативном подходе исключает ошибку в результате чрезмерного оптимизма, влечет за собой значительно меньше отрицательных последствий. Отсюда предпочтительным при выборе варианта в качестве основного для целей бюджетного прогноза является консервативный (инерционный) сценарий.
III. Подходы к формированию направлений развития налоговой, бюджетной и долговой политики города Когалыма
Целью долгосрочной бюджетной политики города Когалыма является обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета города и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
- увеличение доходов бюджета города;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- повышение качества финансового контроля;
- повышение открытости и доступности бюджетных данных;
- включение процессов управления бюджетными данными в информационную систему "Электронный бюджет".
1. Положительную динамику поступлений доходов в бюджет города планируется достичь за счет:
1) создания благоприятных условий для инвестиционной активности, создания новых рабочих мест;
2) содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики муниципального образования;
3) обеспечение качественного администрирования доходов бюджета города, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета города за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет города Когалыма;
4) повышения качества управления объектами муниципального имущества, в том числе земельными участками;
5) снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города;
6) вовлечения в налоговый оборот отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
7) принятие решений и проведение на территории города мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
8) информационного взаимодействия с налогоплательщиками города в целях наиболее достоверного планирования доходной части бюджета;
9) принятия решений по отмене неэффективных налоговых льгот.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов планируется достичь за счет:
1) повышения эффективности и результативности инструментов программного управления путем:
- применения проектного подхода на основе муниципальных программ города Когалыма;
- приведения муниципальных программ города Когалыма в соответствие с документами стратегического планирования;
- определения ответственными исполнителями муниципальных программ приоритетов в рамках муниципальных программ города Когалыма;
- обеспечения "гибкой" структуры расходов к адекватной текущей экономической ситуации, позволяющей достигать запланированные цели, исходя из имеющихся финансовых ресурсов.
Предполагается сохранить на планируемый период долю расходов бюджета города Когалыма, формируемую в рамках муниципальных программ города Когалыма, на уровне не менее 95 процентов.
2) повышения доступности и качества муниципальных услуг за счет совершенствования механизмов финансового обеспечения деятельности подведомственных учреждений.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
На данном этапе совершенствованию финансового обеспечения деятельности подведомственных учреждений будет служить оказание муниципальных услуг в социальной сфере на конкурентной основе, с вовлечением в этот процесс негосударственных организаций.
Необходимо также будет продолжать работу:
- по достижению целевых показателей отраслевых "дорожных карт";
- по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг в социальной сфере;
- по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
3) проведения обзоров бюджетных расходов с целью высвобождения недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач.
4) применения механизмов инициативного бюджетирования, в целях содействия решению вопросов местного значения, вовлечения населения города Когалыма в процессы местного самоуправления, повышения качества предоставления муниципальных услуг и определения наиболее значимых проблем города Когалыма.
5) проведения оценки налоговых расходов, в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок.
3. Повышение качества муниципального финансового контроля.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по:
1) совершенствованию нормативной правовой и методологической базы осуществления внутреннего финансового контроля;
2) повышению открытости и доступности информации об осуществлении финансового контроля.
Эффективная работа системы финансового контроля позволит обеспечить более полный, своевременный контроль внутренних бюджетных процедур и как следствие улучшение финансовой дисциплины получателями средств бюджета города.
4. Повышение открытости и доступности бюджетных данных.
В целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете города будет продолжена регулярная публикация информационного ресурса "Бюджет для граждан", а также продолжена работа во взаимодействии с общественным советом при Администрации города в сфере управления муниципальными финансами города Когалыма, созданным постановлением Администрации города Когалыма от 28.04.2022 N 999.
5. Включение процессов управления бюджетными данными в информационную систему "Электронный бюджет".
Внедрение компонентов информационной системы "Электронный бюджет" позволит обеспечить стандартизацию и автоматизацию бюджетных процедур, переход на юридически значимый электронный документооборот, преемственность и достоверность бюджетных данных.
Реализация представленных направлений бюджетной политики будет опираться на активное реформирование применяемых подходов и совершенствование нормативных правовых актов.
IV. Основные характеристики бюджета города с учетом выбранного варианта
Параметры бюджетного прогноза, основанные на консервативном варианте прогноза социально-экономического развития города Когалыма представлены в приложении 1 к настоящему бюджетному прогнозу.
Показатели объема муниципального долга не приводятся, в связи с тем, что заимствования не планируются.
V. Анализ основных рисков, возникающих в процессе реализации бюджетного прогноза
Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности бюджета города является одной из ключевых задач бюджетного прогноза до 2028 года.
К числу основных внутренних рисков, возникающих в процессе реализации бюджетного прогноза, можно отнести следующие виды рисков:
1. Снижение конкурентоспособности экономики города Когалыма.
Данный фактор носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и, в конечном итоге, дальнейшее замедление темпов экономического роста.
2. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста.
Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.
Дополнительным внутренним риском является демографический риск. Отсутствие роста населения трудоспособного возраста приведет к снижению возможного налогового потенциала.
Основными внешними рисками, возникающими в процессе реализации бюджетного прогноза, являются:
1. Превышение прогнозируемого уровня инфляции и, как следствие, высокий уровень дефицита бюджета.
2. Снижение объемов финансовой помощи из бюджетов других уровней.
3. Передача дополнительных расходных обязательств, не в полной мере обеспеченных финансово.
Основными мерами, направленными на минимизацию рисков несбалансированности бюджета города будут являться:
1. Повышение доходного потенциала бюджета города.
2. Отсутствие муниципального долга, или, в случае планирования, поддержание его на экономически безопасном уровне.
Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности бюджета заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств города без сокращения расходов на реализацию принятых решений.
С учетом этого, в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов бюджета города в плановом периоде, в первую очередь будут сокращены условно-утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.
Дополнительно в долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению качества управления муниципальными финансами и эффективности использования бюджетных средств.
VI. Показатели финансового обеспечения реализации муниципальных программ города Когалыма на период их действия, прогноз расходов бюджета города на осуществление непрограммных направлений деятельности
Показатели финансового обеспечения реализации муниципальных программ города Когалыма (на период их действия), а также прогноз расходов бюджета города на осуществление непрограммных направлений деятельности представлены в приложении 2 к настоящему бюджетному прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.