г. Краснодар |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А32-21317/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии представителя заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Супруна В.С. (доверенность от 25.02.2020), в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-21317/2019, установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения управления от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, а также о возложении на управление обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Решением от 12.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.07.2020, признано незаконным решение управления от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 об отказе учреждению в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, с обязанием управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского. Суды установили, что учреждение представило необходимый для регистрации права собственности Российской Федерации на участок пакет документов: декларацию об объекте недвижимости, приказ Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 с приложением N 3, передаточный акт от 01.04.2011 с приложением N 1, решение Исполкома Краснодарского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 566. При этом заявитель обратился за регистрацией права на земельный участок, который уже являлся объектом кадастрового учета, сведения о котором содержались в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и были доступны регистратору. При исследовании запрошенных у управления копий материалов кадастрового дела суды выявили, что спорный земельный участок до обращения учреждения с заявлением уже являлся объектом кадастрового учета и имел статус "ранее учтенный". Таким образом, оснований для отрицания на этапе регистрации права уже имеющихся в ЕГРН (в кадастровой части) сведений о факте формирования земельного участка из состава земель, предоставленных ранее для нужд обороны, не имелось. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к учреждению. Согласно представленному на государственную регистрацию передаточному акту от 01.04.2011 учреждению передан земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации права на спорный объект.
В кассационной жалобе управление просит решение от 12.02.2020 и постановление апелляционного суда от 02.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что суды рассмотрели спор как о признании права собственности на земельный участок, а не об оспаривании ненормативного правового акта. В соответствии с представленными регистрирующему органу документами у управления отсутствовали основания для государственной регистрации права на спорный объект. Согласно актуальным сведениям ЕГРН по состоянию на 23.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 не имеет зарегистрированных правообладателей, при этом учреждение указывает, что является законным собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м. Однако из представленных документов невозможно установить, что данный земельный участок является тем же участком, в отношении которого решением Исполкома от 09.12.1977 N 566 утверждены размеры и внешние границы землепользования. Размер земельного участка, предоставленного на основании названного решения, меньше земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126007:183. При исследовании приложения N 1 к передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011, а также при выборочной проверке наличия указанных в таблице земельных участков в реестре федеральной собственности установлено, что участка с кадастровым номером 23:43:0126007:183 не обнаружено. Заявитель длительное время бездействовал в части надлежащего оформления прав на соответствующий земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение поддержало судебные акты.
Определением от 22.10.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 05.11.2020 до 14 часов 00 минут на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил доводы отзыва. Управление явку процессуального представителя в суд округа не обеспечило, извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные управлением в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, учреждение обратилось в управление в целях государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Уведомлением от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 отказано в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, отсутствием военных объектов, расположенных на указанном земельном участке, а также отсутствием документов об отнесении земельного участка к землям обороны в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "Об обороне".
Учреждение считает отказ в регистрации права незаконным, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к учреждению.
По передаточному акту от 01.04.2011 ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России передало учреждению земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Заявитель отмечает, что Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) введен упрощенный порядок внесения сведений в ЕГРН для имущества, находящегося в введении Министерства обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, на государственную регистрацию представлен полный надлежащим образом оформленный пакет документов, а именно: в соответствии с частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ на государственную регистрацию прав представлена декларация на земельный участок для регистрации права собственности Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в декларации указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", а также документы, подтверждающие нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а именно: копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", копия передаточного акта ФГУ "Краснодарской КЭЧ района Минобороны России от 01.014.2011, копия решения Исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 566.
Кроме того, информационным письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017 N 14-13607-ГЕ/17 указано на недопустимость истребования дополнительных документов при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в отношении имущества Министерства обороны Российской Федерации, на основании декларации.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности, в связи с чем учреждение обратилось в суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В пункте 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ указано, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (часть 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее - требования).
Согласно пункту 2 данных требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Законом N 218-ФЗ осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.
Пунктом 9 требований предусмотрено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реквизите "Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)" при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11).
В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, представленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13).
Таким образом, положениями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, то есть иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что заявитель представил в управление декларацию по форме согласно приказу Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и удовлетворили заявление учреждения.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-21317/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В реквизите "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, представленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13).
Таким образом, положениями части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, то есть иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела, имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что заявитель представил в управление декларацию по форме согласно приказу Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и удовлетворили заявление учреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2020 г. N Ф08-7664/20 по делу N А32-21317/2019