Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2020 г. N Ф08-7664/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2020 г. |
дело N А32-21317/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя: представителя Семеновой Е.А. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу N А32-21317/2019 по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр) (далее - управление) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 15.02.2019 г. N 23/999/001/2018-100351 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, а так же об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского.
Заявленные требования мотивированы тем, что к истцу перешли права на земельный участок исключительной федеральной собственности как земли обороны, однако заинтересованным лицом необоснованно отказано в проведении государственной регистрации прав на участок.
Решением суда от 12.02.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение управления от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 об отказе ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, обязал управление зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Суд установил, что отказ был мотивирован непредставлением правоустанавливающих документов при отсутствии военных объектов на земельном участке и доказательств его отнесения к землям обороны. Суд установил, что земельный участок был передан заявителю его правопредшественником, которому участок был предоставлен в 1977 году горисполкомом с указанием на выдачу акта. Суд пришел к выводу, что земельный участок разграничен в федеральную собственность по постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Суд также указал, что заявителем была представлена декларация, и иные необходимые документы, достаточные для регистрации права собственности. Дополнительно суд установил, что земельный участок охраняется войсковой частью и запланирован к использованию военным училищем, в связи с чем удовлетворил заявление.
С принятым судебным актом не согласилось управление, обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просило решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд учел дополнительные сведения, о которых управлению не было известно, в связи с чем указанное не может подтверждать незаконность решения управления. Кроме того, у управления отсутствует возможность по представленным документам отождествить спорный земельный участок с предоставленным войсковой части участком ввиду несовпадения площади, границы участка не установлены. Вместе с этим, в реестре федеральной собственности спорный участок не значится.
В отзыве учреждение указало на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На вопрос суда о том, по каким критериям заявитель отождествил спорный земельный участок с участком, предоставленным по постановлению горисполкома в 1977 году, указал, что спорный земельный участок был ранее поставлен на кадастровый учет именно на основании указанного постановления, о чем имеется отметка в ЕГРН (в кадастровом разделе реестровых сведений). Указанная информация была доступна регистратору и не могла им ставиться под сомнение.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи извещенным о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Уведомлением от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 было отказано, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, отсутствием военных объектов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, а также отсутствием документов об отнесении земельного участка к землям обороны в соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "Об обороне".
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России считает отказ в регистрации права незаконным, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с передаточным актом от 01.04.2011 ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России передало ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183. площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Заявитель отмечает, что федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" введен упрощенный порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и государственной регистрации прав для имущества, находящегося в введении Министерства обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, на государственную регистрацию был представлен полный и надлежащим образом оформленный пакет необходимых документов, а именно: в соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на государственную регистрацию прав была представлена декларация на вышеуказанный земельный участок для регистрации права собственности Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в декларации указан п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", а также документы подтверждающие нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а именно: копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", копия передаточного акта ФГУ "Краснодарской КЭЧ района Минобороны России от 01.014.2011, копия решения исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 566.
Кроме того, информационным письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017 N 14-13607-ГЕ/17 указано на недопустимость истребования дополнительных документов при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в отношении имущества Министерства обороны Российской Федерации, на основании декларации.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);
- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);
- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).
В соответствии со статьей 27 названного закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Судом установлено, что заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с к/н 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, представив необходимый пакет документов: декларацию об объекте недвижимости, Приказ Минобороны РФ N 1871 от 17.12.2010 г. с приложением N 3, передаточный акт от 01.04.2011 г. с приложением N 1, Решение Исполкома Краснодарского совета депутатов трудящихся N 566 от 09.12.1977 г.
Сообщением N 23/999/001/2018-100351 от 15.02.2019 в государственной регистрации заявителю было отказано, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 регистрирующим органом не было учтено следующее.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Как следует из описи документов, представленных на государственную регистрацию, учреждением представлены, в том числе, Решение Исполкома Краснодарского совета депутатов трудящихся N 566 от 09.12.1977 г. "Об утверждении проектного плана размеров и внешних границ землепользования в/ч 19119, которым утверждена площадь землепользования в/ч и поручено управлению сельского хозяйства горисполкома выдать воинской части акт на право пользования землей.
Таким образом, обращаясь с заявлением о регистрации права, заявитель утверждал, что указанный документ подтверждает первичное предоставление спорного земельного участка воинской части, в силу чего участок относится к землям обороны.
В силу положений статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений: 1) об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, 2) о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 2 статьи 7 названного закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
Указанный закон определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и прочих объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Как видно, заявитель обратился за регистрацией права на земельный участок, который уже являлся объектом кадастрового учета и сведения о котором содержались в ЕГРН и были доступны регистратору.
При разрешении спора судом первой инстанции были запрошены у управления Росреестра копии материалов кадастрового дела для оценки всей полноты сведений о спорном земельном участке, которыми обладал регистратор при проведении правовой экспертизы поданных на регистрацию права документов.
Так, судом было установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 до обращения учреждения с заявлением уже являлся объектом кадастрового учет и имеет статус "ранее учтенный". При постановке данного участка на кадастровый учет было представлено именно то решение Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 566, на которое ссылался заявитель при обращении за регистрацией права. То есть спорный участок поставлен на кадастровый учет как сформированный за счет земель, предоставленных воинской части в 1977 году.
Указанные сведения были отражены в ЕГРЗ (л.д. 123 т.1) и соответственно были доступны регистратору.
Таким образом, оснований для отрицания на этапе регистрации права уже имеющихся в ЕГРН (в кадастровой части) сведений о факте формирования земельного участка из состава земель, предоставленных ранее для нужд обороны, не имелось.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" введен упрошенный порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и государственной регистрации прав для имущества, находящегося в введении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимое.
В связи с чем, заявителем в соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ на государственную регистрацию прав была представлена декларация на земельный участок для регистрации права собственности Российской Федерации, являющаяся основанием возникновения нрава собственности Российской Федерации, согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", а также документы подтверждающие нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации: копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с приложением, копия передаточного акта ФГУ "Краснодарской КЭЧ района Минобороны России от 01.014.2011 с приложением, копия решения исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 566.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
Согласно представленному на государственную регистрацию передаточному акту от 01.04.2011 ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России передало ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского (п. 96 приложения к передаточному акту).
Из информационного письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017 N 14-13607-ГЕ/17 следует недопустимость истребования дополнительных документов при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в отношении имущества Министерства обороны Российской Федерации, на основании декларации.
Таким образом, оснований для отказа в регистрации права не имелось.
В этой связи доводы жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном понимании норм материального права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Российская Федерация является собственником спорного земельного участка в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, вывод регистрирующего органа о не представлении заявителем документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Право собственности Российской Федерации возникло в силу юридического основания в виде прямого указания закона при разграничении государственной собственности и в силу юридико-фактического основания в виде предоставления участка до момента разграничения воинской части.
Довод о том, что суд дополнительно учел документы, которыми регистратор не располагал (подтверждающие, что земельный участок охраняется войсковой частью и запланирован к использованию военным училищем), на результат рассмотрения спора при изложенных обстоятельствах не влияет.
Ссылка на отсутствие установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ спорного земельного участка не является препятствием для регистрации возникшего в силу закона права на ранее учтенный земельный участок, индивидуализация которого обеспечивалась в соответствии с нормативными требованиями на момент формирования.
В кадастровом деле имеется каталог координат поворотных точек границ участка, сведения о дирекционных углах и длинах линий (л.д. 122 т.1), ввиду чего индивидуализация участка соответствовала установленным требованиям на момент его формирования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий заинтересованного лица, поскольку правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, у Управления не имелось. Соответственно решение Управления от 15.02.2019 N 23/999/001/2018-100351 об отказе ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является незаконным, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
В целях восстановления нарушенных прав общества суд счел подлежащими удовлетворению требования заявителя об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2020 по делу N А32-21317/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21317/2019
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, Федеральное государсвтенное казенное учреждение "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр)