Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Цели, задачи и направления социально-экономической политики Камчатского края на период до 2035 года
3.1. Миссия, цель и видение долгосрочного развития Камчатского края
42. Миссия Камчатского края: Камчатский край - форпост безопасности и представления геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе; территория высокого качества жизни населения на основе сбалансированного социально-экономического развития с опорой на уникальные природные богатства региона.
Генеральной целью Камчатского края является повышение уровня благосостояния и качества жизни населения за счет рационального использования уникальных ресурсов территории, поддержки эффективной занятости, создания комфортной среды проживания на основе динамичного развития инфраструктуры и реального сектора экономики, привлечения инвестиций, поддержки импортозамещения, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, обеспечения согласованной работы всех ветвей власти. КПЭ цели к 2035 году - рост реальных денежных доходов населения в 1,5 раза.
43. Целевое видение Камчатского края к 2035 году - устойчиво развивающийся край, бережно использующий уникальные природные богатства (водные биоресурсы, уникальные ландшафты, недра), на базе которых построена современная экономика, обеспечен высокий уровень жизни населения.
Сильная диверсифицированная экономика вырастет в 1,6 раза за счет привлечения более 2 трлн рублей инвестиций; рост налоговых и неналоговых поступлений позволит достичь 75 процентной самообеспеченности бюджета региона.
Рыболовство и рыбопереработка остаются опорой экономики края, развиваясь качественно в направлениях глубокой переработки, маркетинга и сбыта водных биоресурсов, обеспечив рост добавленной стоимости с килограмма ВБР в 1,5 раза.
Туризм развивается опережающими темпами и становится вторым системообразующим элементом камчатской экономики за счет развития точек притяжения, отелей и ресторанов и роста турпотока, привлекая более 750 тыс. туристов в год.
Развитие логистики, судостроения и судоремонта направлено на удовлетворение растущих потребностей рыбной отрасли и туризма.
Обеспечен рост энергонезависимости региона за счет увеличения доли ВИЭ, заложены основы для создания водородного кластера.
Цифровая трансформация традиционных отраслей, внедрение наилучших доступных технологий и развитие креативных индустрий повысят производительность труда и создадут новые перспективные направления развития.
Крепкое здоровье и активное долголетие жителей Камчатского края опирается на культуру здорового образа жизни, развитую инфраструктуру занятий спортом, пациентоцентричную систему здравоохранения, обеспечивая ожидаемую продолжительность жизни более 78 лет.
Образовательная и культурная среда обеспечивает жителям Камчатского края возможности для самореализации и развития, уровень образования населения вырастет до 78 процентов (отражает возможность реализации образовательного потенциала населения от 15 лет с учетом самоопределения граждан в получении необходимого образовательного ценза), более 50 процентов жителей будут посещать общественно-культурные центры ежегодно.
Все ключевые государственные (муниципальные) услуги для населения и бизнеса предоставляются в электронном виде, обеспечивая высокий (более 95 процентов) уровень удовлетворенности населения и бизнеса государственными (муниципальными) услугами, сервисами и мерами поддержки, органы власти всех уровней реализуют принципы открытости и доступности своей деятельности, обеспечивая высокий уровень удовлетворенности населения (97 процентов) каналами обратной связи.
Комфортная среда - жилые и общественные пространства обеспечивают повышение индекса качества городской среды до 275 к 2035 году, жители Камчатки обеспечены комфортным современным жильем из расчета больше 25 кв. м на человека.
Справедливое общество - основа для общественного консенсуса, опирается на доверие населения к правоохранительным и судебным органам, бизнесу, доверие к власти, высокую социальную активность, волонтерство граждан; индекс справедливости в Камчатском крае составит не менее 80 процентов; созданы условия для сохранения традиционных видов деятельности КМНС.
Экологическое благополучие края основано на создании безопасной и благоприятной окружающей среды на территории Камчатского края, позволяющей сохранять и развивать биологическое разнообразие и природные ресурсы в условиях экологически ориентированного роста экономики.
3.2. Целевые показатели (индикаторы) развития Камчатского края в разрезе жизненных пространств в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах планирования
44. В таблице 1 представлены целевые показатели (индикаторы) развития Камчатского края в разрезе жизненных пространств в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном горизонтах планирования.
Таблица 1
Целевые ориентиры Камчатского края
N п/п |
КПЭ |
Целевое значение |
||
2026 |
2030 |
2035 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Сильная экономика |
|||
2. |
Инвестиции в основной капитал *, % |
104,2 |
125 |
134 |
3. |
Реальные денежные доходы населения *, % |
108 |
122 |
146 |
4. |
ВРП *, % |
115 |
142 |
160 |
5. |
Образование и развитие |
|||
6. |
Уровень образования, % |
69,5 |
74,7 |
78 |
7. |
Число посещений культурных мероприятий, млн ед. |
5,7 |
11,4 |
13,7 |
8. |
Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, молодежи, % |
35,8 |
37,5 |
39,8 |
9. |
Здоровье и активное долголетие |
|||
10. |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
73,5 |
76,5 |
78,0 |
11. |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 чел. населения |
11,1 |
10,3 |
9,7 |
12. |
Доля занимающихся спортом, % |
61,5 |
70 |
78 |
13. |
Удельный вес негосударственных учреждений социального обслуживания, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности,% |
30 |
33 |
35 |
14. |
Комфортная среда |
|||
15. |
Индекс качества городской среды |
198 |
234 |
275 |
16. |
Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. семей |
8,2 |
9,3 |
9,3 |
17. |
Ввод в эксплуатацию жилого фонда, тыс. м кв. |
360 |
689 |
1164 |
18. |
Число лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения |
14,0 |
6,57 |
6,2 |
19. |
Количество случаев смерти в результате потребления наркотиков на 100 тыс. населения, ед. |
9,6 |
4,1 |
2,5 |
20. |
Экология |
|||
21. |
Качество окружающей среды, % |
108,3 |
108,3 |
150,0 |
22. |
Количество случаев вымирания видов или критического сокращения численности, ед. |
0 |
0 |
0 |
23. |
Справедливое общество |
|||
24. |
Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, % |
10,3 |
15,3 |
20,3 |
25. |
Количество СОНКО, зарегистрированных на территории Камчатского края (на 10 тыс. населения), ед. |
4 |
5 |
6 |
26. |
Объем субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на цели реализации муниципальных программ поддержки СОНКО, благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности (в тыс. руб.) |
2 000 |
3 000 |
4 000 |
27. |
Число НКО, повышающих правовую грамотность жителей, ед. |
3 |
5 |
10 |
28. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, % |
78,5 |
80 |
82 |
29. |
Современное государственное управление и цифровая трансформация |
|||
30. |
Доля ГМУ / УУО / МП /С, индекс потребительской лояльности по которым не менее 50%, % |
70 |
90,1 |
95 |
31. |
Оценка удовлетворенности граждан и субъектов экономической деятельности ГМУ / УУО / МП / С, % |
80 |
90,1 |
95 |
32. |
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, % |
78 |
100 |
100 |
______________________________
* Рост показателя к базовому 2021 году в реальном выражении.
3.3. Сценарии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2035 года
45. Сценарии социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года отражают возможные альтернативные пути развития региона с точки зрения возможностей достижения установленных целей и решения задач. Сценарии отличаются по объему, отраслевой и временной структуре инвестиций в экономику Камчатского края, учитывают степень влияния глобальных рисков и внутренних вызовов.
Стратегия выделяет три возможных сценария социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года: консервативный, базовый, оптимистичный. Результаты реализации сценариев приведены в ценах базового 2021 года.
46. Консервативный сценарий развития - сценарий ресурсных ограничений. Данный сценарий предусматривает ухудшение внешних факторов. С учетом ресурсных ограничений реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты (возможно смещение сроков реализации проектов на более поздний срок).
Основой социально-экономического развития Камчатского края будут являться традиционные виды экономической деятельности региона, такие как: рыболовство, государственное управление и обеспечение безопасности, оптовая и розничная торговля, обрабатывающая промышленность.
Сохранится тенденция старения основных производственных фондов ведущих промышленных предприятий региона, что приведет к снижению конкурентоспособности продукции по ценовым параметрам. В результате произойдет снижение финансово-экономических показателей деятельности предприятий и возникновение системных проблем развития региона.
47. Ожидаемые результаты реализации консервативного сценария к 2035 году:
1) рост ВРП на 25 процентов (среднегодовой темп прироста 1.6 процента);
2) снижение объема инвестиций в основной капитал на 17 процентов;
3) рост численности занятых в экономике на 2,7 тыс. человек до 174,7 тыс. человек;
4) рост производительности труда на 19 процентов;
5) рост объемов промышленного производства в 1,3 раза;
6) рост доли собственных доходов в бюджете края с 38,7 процента до 69.6 процента;
7) сокращение численности населения на 0,6 тыс. человек до 291,1 тыс. человек;
8) рост ожидаемой продолжительности жизни на 8,9 лет до 77 лет;
9) рост реальной заработной платы в 1,3 раза до 102,9 тыс. рублей в месяц;
10) рост реальных денежных доходов на 1,3 раза;
11) рост отношения среднемесячных доходов к прожиточному минимуму в 1,2 раза до значения 310 процентов;
12) сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7 процентов.
48. Базовый сценарий развития (основной) - сценарий снятия ресурсных ограничений. Предполагает полное раскрытие потенциала развития Камчатского края, достижение высокой конкурентоспособности и обеспечение качественного экономического роста региона.
На начальном этапе (5 - 10 лет) обеспечивается стабильное развитие региона, проводятся геологоразведочные работы, создается необходимая энергетическая и транспортная инфраструктура. В последующие годы происходит диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики Камчатского края, ведущую роль в которой будут играть территориальные кластеры.
49. Ожидаемые результаты реализации базового сценария к 2035 году:
1) рост ВРП на 60 процентов (среднегодовой темп прироста 3,4 процента);
2) рост объема инвестиций в основной капитал на 34 процента;
3) рост численности занятых в экономике на 10 тыс. человек до 182 тыс. человек;
4) рост производительности труда в 1,5 раза;
5) рост объемов промышленного производства в 1,8 раза;
6) рост доли собственных доходов в бюджете края с 38,7 процента до 75 процентов;
7) рост численности населения на 11 тыс. человек до 302,7 тыс. человек;
8) рост ожидаемой продолжительности жизни на 9,9 лет до 78 лет;
9) рост реальной заработной платы в 1,5 раза до 273,8 тыс. рублей в месяц;
10) рост реальных денежных доходов в 1,5 раза;
11) рост отношения среднемесячных доходов к прожиточному минимуму в 1,4 раза до значения 367 процентов;
12) сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6,3 процента.
50. Оптимистичный сценарий развития - сценарий доступных денег и крупных государственных инвестиций в инфраструктуру региона. Данный сценарий предполагает направление зарубежной валютной выручки от продажи энергоресурсов в реализацию крупных инфраструктурных проектов на территории Российской Федерации, в частности Камчатского края.
Доступные условия долгосрочного кредитования малого и среднего бизнеса позволит развить креативный сектор экономики и повысить производительность труда в базовых отраслях. Экономика получит максимальный эффект от развития традиционных отраслей, существенно увеличится доля отраслей с высокой добавленной стоимостью, будет совершен ускоренный переход на несырьевую модель развития экономики региона.
51. Ожидаемые результаты реализации оптимистичного сценария к 2035 году:
1) рост ВРП в 2,2 раза (среднегодовой темп прироста 5,9 процента);
2) рост объема инвестиций в основной капитал в 1,7 раза;
3) рост численности занятых в экономике на 13,1 тыс. человек до 185.1 тыс. человек;
4) рост производительности труда в 2 раза;
5) рост объемов промышленного производства в 2,3 раза;
6) рост доли собственных доходов в бюджете края с 38,7 процента до 77.1 процента;
7) рост численности населения на 16,8 тыс. до 308,5 тыс. человек;
8) рост ожидаемой продолжительности жизни на 10,9 лет до 79 лет;
9) рост реальной заработной платы в 1,6 раза до 298,1 тыс. рублей в месяц;
10) рост реальных денежных доходов в 1,6 раза;
11) рост отношения среднемесячных доходов к прожиточному минимуму в 1,5 раза до значения 390 процентов;
12) сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6 процентов.
52. В результате реализации Стратегии будут достигнуты целевые ориентиры, установленные перед Камчатским краем Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. В частности, ожидаемая продолжительность жизни достигнет целевого значения в 76,5 лет в 2030 году, целевой индекс роста реальной заработной платы 120,8 и целевой индекс роста реального среднедушевого дохода населения 123,6 будут достигнуты к 2029 году.
3.4. Государственная политика в сфере народосбережения
53. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина.
Стратегическим вызовом дальнейшего социально-экономического развития Камчатского края является продолжающееся сокращение численности населения.
54. Согласно социологическому опросу, проведенному Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2020 году в рамках подготовки к разработке Стратегии, населением Камчатского края обозначены следующие ключевые факторы, характеризующие наиболее актуальные проблемы уровня и качества жизни в крае:
1) низкая покупательная способность доходов, дороговизна товаров, работ, услуг в сравнении с "материковой" частью, например, стоимость фиксированного набора товаров и услуг в 1,69 раза выше, чем в Российской Федерации;
2) высокий уровень расходов населения на услуги ЖКХ в общей структуре бюджета домашних хозяйств;
3) острая нехватка врачей узких специальностей и недостаточная квалификация медицинского персонала, что дополнительно усугубляет проблему;
4) развитие транспортной инфраструктуры, а именно повышение транспортной доступности отдаленных муниципальных районов;
5) обновление жилого фонда;
6) сложности в трудоустройстве по желаемой специальности;
7) низкое качество высшего образования.
55. Благополучие и высокий уровень жизни населения - это базовое условие для формирования, накопления и развития человеческого капитала, обеспечения экономического роста, развития предпринимательской и инновационной активности в регионе. Наибольшее внимание должно уделяется тенденциям демографического сжатия, миграционных трендов, старения населения и кадрового дефицита.
56. В целях нейтрализации негативных демографических процессов и перехода в дальнейшем к демографическому росту в Камчатском крае предполагается реализация задач Стратегии в рамках жизненных пространств, направленных на повышение уровня жизни населения:
1) "сильная экономика" - обеспечение роста уровня доходов населения (формирование материального благополучия) через развитие и диверсификацию отраслей экономики, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, стимулирование роста инвестиционной активности и реализацию важнейших инфраструктурных проектов;
2) "образование и развитие" - формирование сбалансированного рынка труда, обеспечивающего экономику региона необходимыми квалифицированными кадрами, развитие интеллектуального потенциала, талантов, расширение возможностей изменения социального статуса;
3) "здоровье и активное долголетие" - здоровьесбережение населения через формирование пациентоцентричной системы здравоохранения, качественной и доступной системы социальных услуг, культуры здорового образа жизни и обеспечение доступности соответствующей инфраструктуры для населения;
4) "комфортная среда" - создание комфортных условий для жизнедеятельности населения посредством повышения обеспеченности граждан благоустроенным современным жильем, модернизации коммунальной инфраструктуры, формирования комфортной безопасной городской среды;
5) "экология" - сохранение благоприятной экологической обстановки, исключение негативного воздействия факторов окружающей среды на жизнь и здоровье человека;
6) "справедливое общество" - создание условий для укрепления гражданского единства, обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, высокой социальной активности населения, гарантий защиты прав и свобод человека, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих в Камчатском крае;
7) "современное государственное управление и цифровая трансформация" - обеспечение удовлетворенности граждан и субъектов экономической деятельности государственными и муниципальными услугами, услугами уполномоченных организаций, мерами поддержки и сервисами.
57. В качестве основных механизмов привлечения и закрепления населения на территории Камчатского края выступают следующие:
1) реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению в Камчатский край соотечественников, проживающих за рубежом, которая реализуется в регионе с 2009 года. В 2022 году в Камчатский край переселилось 415 человек (150 участников программы и 265 членов их семей);
2) реализация программы "Дальневосточный гектар";
3) реализация федеральной программы "Дальневосточная ипотека";
4) реализация программы "Доступное жилье в Дальневосточном федеральном округе" (строительство доступного арендного жилья, которое будет распределяться в соответствии потребностями края по привлечению кадров и поддержке ключевых отраслей экономики);
5) реализация крупномасштабного проекта - "Дальневосточный квартал", в рамках которого предполагается строительство микрорайона "Северный", включающего в себя ориентировочно 9 многоквартирных жилых домов общей площадью порядка 120 тыс. кв. м, детского сада и школы;
6) действие режимов ТОР "Камчатка" и СПВ;
7) действие региональной системы мер социальной поддержки (меры поддержки в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление регионального материнского капитала, меры дополнительной поддержки многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и отдельных категорий граждан);
8) развитие системы ипотечного жилищного кредитования (предоставление социальных выплат учителям общеобразовательных учреждений в Камчатском крае в возрасте до 35 лет и отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в Камчатском крае, предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) на строительство индивидуального жилого дома в Камчатском крае);
9) улучшение жилищных условий молодых семей (предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома);
10) улучшение жилищных условий многодетных семей (обеспечение социальным жильем за счет средств краевого бюджета семей, воспитывающих четырех и более детей, одиноких родителей с тремя детьми; передача по договорам социального найма жилых помещений из жилищного фонда Камчатского края семьям с детьми-инвалидами);
11) реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
12) действие системы муниципальных коэффициентов, применяемых к величине прожиточного минимума при предоставлении социальных выплат.
58. Кроме того, Планом комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2023 N 193-р (далее - Мастер-план), предполагается реализация капиталоемких бюджетных инвестиционных проектов, таких как реконструкция объектов капитального строительства и благоустройство городской территории, создание кампуса для обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, создание арт-кластера, комплексное развитие территорий "Петропавловская гавань", причал "Мехзавода" и "Комсомольская площадь", строительство автомобильных дорог, строительство и реконструкция системы водоотведения, создание экотехнопарка, что положительно скажется на обновлении имиджа региона. Ключевая цель Мастер-плана - создание базы для развития новых секторов экономики и трансформация города в целях создания удобной и современной инфраструктуры для горожан и туристов.
59. Согласно Долгосрочному прогнозу социально-экономического развития Камчатского края на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Камчатского края от 24.05.2019 N 238-РП, проводимая демографическая политика Камчатского края приведет к стабилизации численности населения и постепенному ее увеличению до 302,7 тыс. человек к 2035 году (+11 тыс. человек относительно 2021 года) для обеспечения необходимыми трудовыми ресурсами экономики региона.
Меры по поддержке рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни населения, продолжительности здоровой жизни, сокращению смертности позволят сгладить к 2026 году негативные тенденции, связанные с естественной убылью населения. Стабильная положительная динамика естественного прироста населения будет наблюдаться на протяжении прогнозного периода 2027 - 2035 годов. К 2035 году коэффициент естественного прироста составит 1,7 на 1 000 чел. населения, против показателя - 3,0 в 2022 году.
Положительное сальдо миграции позволит стабилизировать численность постоянного населения Камчатского края и перейти к демографическому росту с 2025 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.