г. Краснодар |
|
16 ноября 2020 г. |
Дело N А15-5178/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" (ИНН 0547006567, ОГРН 1050547000833), ответчика - муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" (ИНН 0534003745, ОГРН 1020501765745), третьих лиц: Правительства Республики Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан, Финансового управления администрации муниципального образования "Хасавюртовский район", администрации муниципального образования "Хасавюртовский район", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Еврострой" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А15-5178/2019, установил следующее.
ООО "Еврострой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МКУ "Единая служба заказчика" (далее - учреждение) о взыскании 5 087 986 рублей 40 копеек, из которых 4 172 307 рублей 74 копейки основного долга по государственному контракту от 15.01.2011 N 2б и 915 678 рублей 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан (далее - Минэкономики РД), Финансовое управление администрации МО "Хасавюртовский район" и администрация муниципального образования "Хасавюртовский район".
Решением от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу о незаключенности государственного контракта из-за отсутствия информации о проведении торгов в официальном печатном издании и на официальном сайте, поскольку указанная информация не может храниться в СМИ длительное время. Заявитель приложил к кассационной жалобе письмо главного редактора ГБУ РД "Редакция республиканской газеты "Дагестанская правда"" от 22.06.2020 N 40, согласно которому в газете "Дагестанская правда" от 07.12.2010 N 424 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона N 7-А/10; к письму приложена копия фрагмента газеты. Вывод судов о том, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению, не обоснован. Дополнительные соглашения к контракту заключены в соответствии с законом. Стороны согласовали применение базисно-индексного метода определения стоимости работ. Подписание сторонами актов приемки без замечаний по объему и стоимости работ свидетельствует о согласии заказчика с указанными показателями.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 15.01.2011 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт N 2б (далее - контракт), по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по строительству школы на 504 учащихся в с. Петраковское Хасавюртовского района, а заказчик - принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта за счет средств, предусмотренных по РИП (республиканская инвестиционная программа).
Согласно пункту 2.1 контракта общая стоимость работ в соответствии с утвержденной сметной документацией в базисных ценах 2001 года составляет 23 071 060 рублей (без НДС).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта стоимость работ, определенная по результатам открытого аукциона, составляет 15 963 тыс. рублей в ценах 2001 года (без НДС).
Контрактная цена на период действия контракта является твердой и не подлежит изменению, кроме изменений согласно пункту 9.3 контракта (пункт 2.3 контракта).
План-график производства и финансирования работ, составленный заказчиком совместно с победителем аукциона на весь срок строительства объекта, в соответствии с утвержденными технико-экономическими показателями объекта (стоимость, мощность), ценой, определенной по результатам аукциона, а также лимитом бюджетного финансирования и сроком действия республиканской инвестиционной программы, является неотъемлемой частью контракта - приложение N 1 (пункт 3.1 контракта).
На основании пункта 3.2 контракта заказчик и подрядчик при составлении план-графика согласовали разбивку ежегодных объемов финансирования и планируемого ввода мощностей по укрупненным статьям расходов строительства (в числителе указана стоимость планируемого объема строительства в ценах 2000 года, а в знаменателе - объем финансирования в ценах текущего года с учетом пропорциональной экономии, достигнутой по результатам аукциона).
Ежегодно заказчик и подрядчик составляют дополнительное соглашение (приложение N 2) к план-графику и контракту, где согласованный объем годового финансирования расписывается на общестроительные работы корпусов, блоков, зданий по разделам локальной сметы, а остальные работы по главам сводного сметного расчета. Для обеспечения ритмичного финансирования строительства и планирования хозяйственной деятельности подрядчика в дополнительном соглашении указывается объем ежеквартального финансирования в текущем году, согласованный с заказчиком (пункты 3.3 и 3.4 контракта).
Согласно пункту 3.11 контракта заказчик осуществляет текущий платеж в течение 5 дней с момента подписания акта выполненных работ и справки о выполненных работах по форме N КС-2. Окончательный расчет производится в месячный срок после ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.12 контракта превышения подрядчиком утвержденных проектных объемов и стоимости работ по объекту, не подтвержденные соответствующим дополнительным соглашением сторон, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
В силу пункта 9.1 контракта изменения в контракт производятся в порядке и случаях предусмотренных частью 6 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего до 01.01.2014 (далее - Закон N 94-ФЗ).
Заказчик при исполнении контракта по согласованию с Минэкономики РД и подрядчиком вправе внести изменения в состав, объем и стоимость всех предусмотренных контрактом работ, но не более чем на десять процентов стоимости, определившейся по итогам аукциона, в случае:
а) выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами выполняемыми по контракту, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ;
б) в случае уменьшения годового лимита финансирования в пределах которого был заключен государственный контракт, заказчик и подрядчик определяют новые сроки, а если необходимо и новую стоимость оставшейся части работ в текущих ценах в соответствии с объемами финансирования, утвержденными законом Республики Дагестан о республиканском бюджете на очередной и последующие годы с внесением изменений в план-график (пункт 9.2 контракта).
Дополнительным соглашением от 05.03.2012 к контракту стоимость работ, выполняемых в 2012 году, составила 7 500 тыс. рублей. В случае выделения дополнительной суммы бюджетных ассигнований по объекту на 2012 год заказчик заключает с подрядчиком новое дополнительное соглашение на выделенную сумму. Прием выполненных работ осуществляется на основании актов по форме N КС-2, справки по форме N КС-3 и составляются с применением индексов удорожания Регионального центра по ценообразованию в строительстве.
Дополнительным соглашением от 25.03.2013 к контракту стоимость работ, выполняемых в 2013 году, составила 10 млн рублей. В случае выделения дополнительной суммы бюджетных ассигнований по объекту на 2013 год заказчик заключает с подрядчиком новое дополнительное соглашение на выделенную сумму. Прием выполненных работ осуществляется на основании актов по форме N КС-2, справки по форме N КС-3 составляются с применением индексов удорожания Регионального центра по ценообразованию в строительстве.
Дополнительным соглашением от 25.08.2015 к контракту стоимость работ, выполняемых в 2015 году по дополнительному соглашению, составляет 103 217 400 рублей. В случае выделения дополнительной суммы бюджетных ассигнований по объекту на 2015 год заказчик заключает с подрядчиком новое дополнительное соглашение на выделенную сумму. Прием выполненных работ осуществляется на основании актов по форме N КС-2, справки по форме N КС-3 составляются с применением индексов удорожания Регионального центра по ценообразованию в строительстве.
Дополнительным соглашением от 03.05.2016 к контракту стоимость работ, выполняемых в 2016 году по дополнительному соглашению, составляет 54 626 400 рублей. В случае выделения дополнительной суммы бюджетных ассигнований по объекту на 2016 год заказчик заключает с подрядчиком новое дополнительное соглашение на выделенную сумму. Прием выполненных работ осуществляется на основании актов по форме N КС-2, справки по форме N КС-3 составляются с применением индексов удорожания Регионального центра по ценообразованию в строительстве.
Во исполнение обязательств по контракту общество выполнило и сдало учреждению работы на общую сумму 161 224 577 рублей 09 копеек.
Согласно актам по форме N КС-2 и справкам по форме N КС-3 от 26.12.2016 подрядчик выполнил работы на сумму 4 291 788 рублей 62 копейки, из которых учреждение не оплатило 4 172 307 рублей 74 копейки.
Согласно акту сверки взаимных расчетов, составленному обществом и учреждением по состоянию на 01.08.2019, задолженность по объекту "Строительство школы на 504 учащихся в с. Петраковское Хасавюртовского района" составляет 4 172 307 рублей 74 копейки.
15 августа 2019 года общество направило учреждению претензию N 3, в которой потребовало погасить образовавшую задолженность по контракту.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства и учреждения с иском в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса установлено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 766 Гражданского кодекса или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса - после окончательной сдачи результата работы, при условии, что последняя выполнена надлежащим образом и в согласованный срок (статья 746 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Законом N 94-ФЗ предусмотрены дополнительные ограничения возможности изменения государственного или муниципального контракта. Ограничения установлены как для подрядчика, так и для государственного (муниципального) заказчика и обусловлены тем, что заключению государственного или муниципального контракта предшествует выбор исполнителя по конкурсу, при проведении которого участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Названный Закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства; эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 1 статьи 709 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункт 4 статьи 709 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Закона.
Условиями контракта также установлено, что цена контракта является твердой и изменению не подлежит (пункт 2.3 контракта).
В силу пункта 6 статьи 9 Закона N 94-ФЗ только в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта.
Вместе с тем документация об аукционе и конкурсная документация отсутствует.
При этом контракт не содержит положений, позволяющих изменять цену исходя из последующих индексов удорожания цен, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 709 Гражданского кодекса цена контракта является твердой и при расчетах между сторонами в целом на весь период исполнения контракта подлежат применению цены, существовавшие на момент заключения контракта.
Так, согласно пункту 3.1 контракта план-график производства и финансирования работ, составленный заказчиком совместно с победителем аукциона на весь срок строительства объекта, в соответствии с утвержденными технико-экономическими показателями объекта (стоимость, мощность), ценой, определенной по результатам аукциона, а также лимитом бюджетного финансирования и сроком действия республиканской инвестиционной программы, является неотъемлемой частью контракта (приложение N 1).
На основании пункта 3.2 контракта заказчик и подрядчик при составлении план-графика согласовали разбивку ежегодных объемов финансирования и планируемого ввода мощностей по укрупненным статьям расходов строительства. При составлении план-графика определили твердую цену контракта.
Ежегодно заказчик и подрядчик составляют дополнительное соглашение (приложение N 2) к план-графику и контракту, где согласованный объем годового финансирования расписывается на общестроительные работы корпусов, блоков, зданий по разделам локальной сметы, а остальные работы по главам сводного сметного расчета. Для обеспечения ритмичного финансирования строительства и планирования хозяйственной деятельности подрядчика в дополнительном соглашении указывается объем ежеквартального финансирования в текущем году, согласованный с заказчиком (пункты 3.3 - 3.4 контракта).
Вместе с тем из текста дополнительных соглашений видно, что расчеты с подрядчиком ежегодно производились с применением увеличивающихся индексов удорожания Регионального центра по ценообразованию в строительстве, что повлекло увеличение цены контракта по сравнению с первоначально согласованной сторонами.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.02.2013 N 1951-ВТ/10 индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены.
Таким образом, как обоснованно указали суды, предъявляя к взысканию стоимость отраженных в формах КС-2, КС-3 от 26.12.2016 спорных работ, рассчитанной в ценах 2016 года, общество фактически требует увеличения установленной цены, что не допускается.
Учитывая, что в расчетах между сторонами подлежали применению цены, существовавшие в момент заключения контракта, то есть 2011 года, а расчеты между сторонами производились исходя из ежегодно увеличивавших цен, в связи с чем фактически выплаченная обществу сумма намного превышает стоимость спорных работ, указанных в формах КС-2, КС-3 от 26.12.2016, составленных в ценах 2016 года, требование подрядчика о взыскании данных сумм является неправомерным.
Установив названные обстоятельства, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонены, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой арбитражными судами доказательств, представленных участвующими в деле лицами в материалы дела, в силу чего такие доводы подлежат отклонению, поскольку иная оценка доказательств и исследование фактических обстоятельств в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А15-5178/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.