Во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2023 года N ММ-П8-4467:
1. Утвердить прилагаемую Программу по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Определить, что Программа по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реализуется в рамках подпрограммы "Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" (с последующими изменениями).
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 31 октября 2023 г. N 1101-р
Программа
по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - Программа, дети-сироты) |
Основания разработки Программы |
перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2023 года N ММ-П8- 4467; Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"; Закон Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Закон Удмуртской Республики от 19 июля 2021 года N 84-РЗ "О единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики; Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики; Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики |
Цель Программы |
обеспечить ликвидацию накопившейся задолженности по состоянию на 31 декабря 2022 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории Удмуртской Республики, а также обеспечить жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, у которых наступило право на получение жилого помещения |
Задачи Программы |
обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения лицам из числа детей-сирот, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, достигшим возраста 23 лет |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) численность детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году; 2) численность лиц из числа детей-сирот, которые реализовали право на приобретение жилого помещения за счет средств единовременной денежной выплаты в отчетном финансовом году; 3) численность детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, право на обеспечение жилыми помещениями у которых возникло и не реализовано, по состоянию на конец отчетного года |
Сроки реализации Программы |
2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
в соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" (с последующими изменениями) |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
ликвидация задолженности, накопившейся в Удмуртской Республике, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Программа по ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями граждан, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Удмуртской Республики, разработана во исполнение перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 марта 2023 года N ММ-П8-4467, постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 августа 2015 года N 408 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" (с последующими изменениями).
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты является право на защиту жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 34 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями.
В республике продолжает оставаться острой проблема несвоевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, возникшая в связи с изменениями в 2013 году действующего законодательства и имеющимся долгом по обеспечению детей-сирот жильем по договорам социального найма в соответствии с законодательством, действовавшим до 2013 года.
Количество граждан указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, постоянно растет, несмотря на ежегодное предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот.
По состоянию на 1 января 2018 года в сводном республиканском списке детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее - республиканский список), состояли 3678 детей-сирот, из них старше 18 лет - 2405 человек,
на 1 января 2019 года - 3981 (старше 18 лет - 2733);
на 1 января 2020 года - 4379 (старше 18 лет - 3067);
на 1 января 2021 года - 4417 (старше 18 лет - 3233);
на 1 января 2022 года - 4459 (старше 18 лет - 3191);
на 1 января 2023 года - 4558 (старше 18 лет - 3354).
В настоящее время специализированный жилищный фонд для детей-сирот состоит из 968 жилых помещений.
Однако жилых помещений специализированного жилищного фонда недостаточно для предоставления всем детям-сиротам и лицам из их числа, у которых уже наступило право на получение жилого помещения.
По состоянию на 1 января 2021 года в органах опеки и попечительства Удмуртской Республики на учете состоят 4685 детей-сирот, из них 86,8% (4068 детей) переданы на семейные формы устройства, 13,0% (608 детей) находятся под надзором в организациях для детей-сирот.
Мероприятия Программы направлены на ликвидацию до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативное решение вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение, способствующих наиболее эффективному расходованию средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, не реализовавших свое право на получение жилья, а также проводить работу, направленную на профилактику социального сиротства, усовершенствование механизмов обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Удмуртской Республики комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, а также необходимость изменения подходов к реализации мероприятий.
Ежегодно между уполномоченным федеральным органом власти и Правительством Удмуртской Республики заключаются соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
невозможность установления местонахождения детей-сирот и лиц из их числа, отказ граждан от предоставляемых жилых помещений;
отсутствие на территории органов местного самоуправления предложений на рынке недвижимости жилых помещений, соответствующих нормам действующего законодательства.
К мерам регулирования и управления рисками, способам минимизации последствий неблагоприятных явлений и процессов следует отнести:
расширение перечня дополнительных социальных гарантий, позволяющих обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа;
ежегодную организацию работы по переучету граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем по сокращению очереди детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Цель Программы - обеспечить ликвидацию накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Удмуртской Республики.
Основной задачей Программы является создание условий для сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В рамках решения данных задач запланирована дальнейшая работа по формированию оперативного решения вопросов по реализации права детей-сирот и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Для стабилизации ситуации, связанной с явлением социального сиротства, требуется принятие кардинальных мер по профилактике семейного неблагополучия, сведению к минимуму случаев, когда ребенок остается без родительского попечения.
Для активизации деятельности в данном направлении необходимо решение следующих задач:
пропаганда традиционных семейных ценностей;
поддержка, укрепление и защита кровной семьи;
оказание мер социальной поддержки усыновителям;
совершенствование системы работы по раннему выявлению признаков социально опасного положения семей с детьми, проживающими на территории Удмуртской Республики, и механизмов информационного межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, осуществляемого в режиме "Единого окна", при передаче сведений о выявленных семьях и результатах работы с ними;
создание постоянно действующей системы обучения и повышения профессиональной квалификации специалистов органов и организаций системы профилактики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и профилактики социального сиротства;
активизация устройства детей-сирот на воспитание в семьи российских граждан.
Целевые индикаторы Программы:
увеличение доли семей, находящихся в социально опасном положении, выявленных на ранних стадиях семейного неблагополучия, от общего количества семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа;
уменьшение числа лиц, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
увеличение числа лиц, восстановленных в родительских правах;
снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот;
снижение доли детей-сирот в общей численности детского населения;
сокращение количества детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
ликвидация накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот;
увеличение числа усыновленных детей от 65 в 2021 году до 100 человек в 2030 году (в среднем до 80 человек в год), за период действия Программы более 400 детей-сирот будут усыновлены;
ежегодное обеспечение жилыми помещениями не менее 500 детей-сирот и лиц из их числа, включенных в республиканский список.
Значения целевых (индикаторов) Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2023 по 2030 год включительно (этапы не выделяются).
IV. Перечень программных мероприятий
Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать перечень мероприятий согласно приложению 2 к Программе.
Комплекс мероприятий Программы направлен на создание условий для сокращения численности детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также содержит мероприятия как нефинансового (проведение взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по совершенствованию законодательной базы, осуществление контроля за сохранностью жилых помещений и др.), так и финансового (организация наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, увеличение объемов финансирования данного мероприятия) характера. Комплекс мероприятий предполагает активизацию работы органов и организаций в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия в регионе и, как следствие, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот, а также принятие мер, направленных на стимулирование усыновления детей-сирот.
74% детей-сирот и лиц из их числа относятся к категории социальных сирот, чьи родители лишены (ограничены) родительских прав, находятся в местах лишения свободы, объявлены в розыск и т.п.
С целью уменьшения численности социальных сирот необходимо проводить работу, направленную на:
пропаганду семейных ценностей, ответственного родительства;
организацию деятельности органов и организаций по профилактике социального сиротства на ранних этапах кризиса в семье;
комплексную работу с семьей, находящейся в социально опасном положении, и недопущение лишения (ограничения) родителей родительских прав;
принятие мер по восстановлению в родительских правах родителей, отмену ограничения в родительских правах, а также восстановление детско-родительских отношений детей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, и родителей, находящихся в местах лишения свободы, уклоняющихся от воспитания своих детей и т.п.
С целью уменьшения числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, следует принять дополнительные меры по вопросу усыновления (удочерения) детей-сирот, в связи с чем необходимо обеспечить:
пропаганду усыновления;
материальную поддержку усыновителей.
Анализ ситуации в области профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, в Удмуртской Республике позволил выявить несколько характерных тенденций в развитии данного направления.
Основной причиной социального сиротства детей является лишение (ограничение) родителей родительских прав по основаниям, связанным с неисполнением родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, отсутствием условий для воспитания детей, отсутствием контроля за воспитанием и обучением детей, с ведением асоциального и аморального образа жизни (злоупотребление спиртными напитками, наркотическими и токсическими средствами), оставлением детей в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и здоровья, а также с жестоким обращением с детьми.
Численность детей, чьи родители лишены (ограничены) родительских прав, за последние годы несколько уменьшилась, но остается высокой.
Как правило, лишению (ограничению) родительских прав предшествует длительный период уклонения родителей от выполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и защите прав ребенка, пренебрежение нуждами ребенка и отрицательное влияние на его поведение. В соответствии с законодательством Российской Федерации такие семьи относятся к категории семей, находящихся в социально опасном положении.
В Удмуртской Республике по состоянию на 31 декабря 2020 года проживало 1350 семей, признанных находящимися в социально опасном положении (далее - СОП), на 31 декабря 2021 года - 1420 семей, на 31 декабря 2022 года - 1402 семьи. На протяжении нескольких лет количество семей, имеющих статус СОП, сохраняет устойчивую динамику, при этом показатель эффективности индивидуальной профилактической и социально-реабилитационной работы, проводимой органами и организациями системы профилактики с данными семьями, который оценивается по критерию завершения программ индивидуальной профилактической работы в связи с положительным результатом, остается крайне низким.
Эффективность работы с семьями СОП во многом зависит от того, на какой стадии неблагополучия выявлена семья. Практика работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организаций социального обслуживания показывает, что наиболее высоким реабилитационным потенциалом обладают семьи, выявленные на ранних стадиях семейного неблагополучия. Выявление семьи на стадии позднего кризиса, как правило, обрекает усилия органов и организаций системы профилактики на провал и приводит в конечном итоге к лишению родителей родительских прав.
Вместе с тем необходимо принять дополнительные меры по профилактике вторичного сиротства. Меры по активизации устройства детей-сирот в семьи российских граждан на воспитание должны быть эффективными, не допускать отказ опекунов (попечителей), усыновителей от воспитания приемного ребенка.
Кроме того, необходимо принимать меры по актуализации наличия (отсутствия) права у детей-сирот и лиц из их числа, включенных в республиканский список, на обеспечение жилым помещением, а также проводить работу, направленную на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, и совершенствование законодательства в сфере обеспечения жильем данной категории граждан.
Для эффективной работы, направленной, в том числе на профилактику отказов опекунов (попечителей), усыновителей от воспитания приемного ребенка, необходимо:
совершенствование системы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот;
расширение сети служб сопровождения замещающих семей на базе организаций для детей-сирот, организаций социального обслуживания;
развитие системы комплексного сопровождения замещающих семей, в том числе в период адаптации ребенка в семье, направленной на профилактику возвратов из замещающих семей детей-сирот в организации для детей-сирот;
увеличение размера стимулирующих выплат гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью;
увеличение размера пособий, выплачиваемых на содержание опекаемых (подопечных), усыновленных детей;
проведение работы, направленной на восстановление родителей в родительских правах.
В целях сокращения количества детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо:
проведение ежегодной актуализации наличия (отсутствия) права на обеспечение жильем детей-сирот и лиц из их числа, включенных в республиканский список, в целях недопущения нарушения прав лиц данной категории, действительно нуждающихся в обеспечении жильем;
принятие исчерпывающих мер, направленных на обеспечение сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами.
В целях ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, необходимо:
совершенствование законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, направленное в том числе на расширение перечня дополнительных социальных гарантий, позволяющих обеспечить их жилыми помещениями;
эффективное освоение выделенных средств на формирование специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики;
ежегодное выделение средств на обеспечение жилыми помещениями не менее 500 детей-сирот и лиц из их числа, включенных в республиканский список;
финансирование предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 19 июля 2021 года N 84-РЗ "О единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике";
систематическая работа с застройщиками по вовлечению в участие в формировании специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
проведение анализа информации о земельных участках, имеющихся на территории сельских муниципальных образований, на которых возможно строительство жилых домов для детей-сирот.
Закон предусматривает, что получателями единовременной денежной выплаты являются лица, достигшие возраста 23 лет, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и состоящие в сводном республиканском списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, при условии отсутствия принятого в отношении них решения суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд для детей-сирот).
Граждане, в отношении которых вступило в законную силу решение суда об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, имеют право на получение единовременной денежной выплаты при наличии вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением (о предоставлении жилого помещения) специализированного жилищного фонда для детей-сирот.
Единовременная денежная выплата не предоставляется гражданам при наличии следующих условий на дату обращения за указанной выплатой:
1) гражданин находится в местах лишения свободы по приговору суда либо в отношении его применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
2) гражданин находится на диспансерном наблюдении в связи с психическими расстройствами и (или) расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, расстройствами поведения либо находился на диспансерном наблюдении в связи с перечисленными обстоятельствами, но указанное диспансерное наблюдение в установленном законодательством порядке не прекращено на основании решения врачебной комиссии медицинской организации;
3) гражданин находится на принудительном лечении по решению суда либо признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) гражданин, которому по состоянию здоровья требуется постоянный посторонний уход, не состоит в зарегистрированном браке.
Приобретаемое жилое помещение должно соответствовать следующим условиям:
1) жилое помещение расположено на территории Удмуртской Республики, соответствует установленным санитарным и техническим требованиям и является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
2) жилое помещение не признано по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством, непригодным для проживания и не находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
3) общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 18 квадратных метров.
В случае если жилое помещение приобретается в общую собственность гражданина и членов его семьи (супруга (супруги), детей), размер доли гражданина в праве собственности на жилое помещение должен быть пропорционален доле средств единовременной денежной выплаты в общей стоимости жилого помещения. При этом общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю гражданина в праве собственности на жилое помещение, должна быть не менее 18 квадратных метров.
Не допускается приобретение гражданином жилого помещения у своих супруга (супруги), детей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, родителей, лишенных родительских прав, а также лиц, являвшихся его опекунами (попечителями).
Размер единовременной денежной выплаты рассчитывается исходя из 27 квадратных метров общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Удмуртской Республике, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на день принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты.
Приложение 1
к Программе по ликвидации до
2030 года накопившейся в Удмуртской
Республике задолженности по обеспечению
жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Значения
целевых показателей (индикаторов) Программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика показателя |
|
2022 год |
2030 год (прогноз) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Доля детей-сирот по отношению к общему количеству детского населения в Удмуртской Республике |
% |
1,40 |
1,35 |
2 |
Доля социальных сирот по отношению к общему числу детей-сирот |
% |
74,0 |
73,8 |
3 |
Доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, по отношению к общему числу детей-сирот |
% |
86,8 |
88,0 |
4 |
Увеличение количества детей-сирот, усыновленных гражданами Российской Федерации (с учетом смены формы) |
чел. |
65 |
75 |
5 |
Количество семей, выявленных на ранних стадиях семейного неблагополучия, в работе с которыми намечена положительная динамика социально-реабилитационного процесса |
семья |
250 |
300 |
6 |
Численность детей, у которых лишены (ограничены) родительских прав оба родителя или единственный родитель |
чел. |
448 |
408 |
7 |
Количество родителей, восстановленных в родительских правах, либо в отношении которых отменено ограничение в родительских правах |
чел. |
40 |
50 |
8 |
Сокращение количества детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением |
чел. |
3354 |
300 |
Приложение 2
к Программе по ликвидации до
2030 года накопившейся в Удмуртской
Республике задолженности по обеспечению
жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Перечень
основных мероприятий по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
N |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат 2023 - 2030 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Реализация и совершенствование мер по профилактике семейного неблагополучия | ||||
1.1 |
Реализация Порядка межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации профилактической и социально-реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и обеспечении защиты прав и законных интересов детей, проживающих в данных семьях |
муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики |
ежегодно 2023 - 2029 годы |
рост количества семей, выявленных на ранних стадиях семейного неблагополучия, в работе с которыми намечена положительная динамика социально-реабилитационного процесса |
1.2 |
Минимизация фактов отказов матерей от новорожденных в медицинских организациях, пропаганда семейных ценностей, ответственного родительства, поддержка, укрепление и защита кровной семьи, пропаганда традиционных семейных ценностей |
Минздрав УР, Минсоцполитики УР |
ежегодно 2023 - 2029 годы |
предупреждение отказа от новорожденного ребенка, оказание помощи в преодолении кризисной ситуации |
1.3 |
Предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей, на основе социального контракта. Информирование о мерах поддержки в средствах массовой информации |
Минсоцполитики УР |
ежегодно 2023 - 2029 годы |
улучшение материального положения семьи, социальная адаптация семьи, содействие в решении вопросов самообеспечения семьи, выход семьи из трудной жизненной ситуации |
II. Реализация и совершенствование мер по обеспечению жильем детей-сирот | ||||
2.1 |
Проведение актуализации наличия (отсутствия) права у детей-сирот и лиц из их числа, включенных в сводный республиканский список, на обеспечение жилым помещением |
УСЗН при Минсоцполитики УР |
ежегодно 2023 - 2030 годы |
актуализация сводного республиканского списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем |
2.2 |
Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства при принятии решений о включении в сводный республиканский список и обоснованности включения в сводный республиканский список территориальными органами опеки и попечительства на территории соответствующего муниципального образования в Удмуртской Республике |
УСЗН при Минсоцполитики УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
уменьшение числа детей-сирот, в отношении которых принято решение о включении в сводный республиканский список |
2.3 |
Осуществление контроля за сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в том числе на принятие мер по выселению из жилых помещений лиц, лишенных родительских прав, лиц, незаконно проживающих в жилых помещениях, приводящих жилые помещения в непригодное для проживания состояние |
ОМСУ, УСЗН при Минсоцполитики УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
уменьшение числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
2.4 |
Осуществление контроля за соблюдением исполнения полномочий по обеспечению сохранности жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты |
Минсоцполитики УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
уменьшение числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
2.5 |
Принятие мер по снижению количества бесхозяйных жилых помещений, заключению договоров социального найма, внесению в них соответствующих изменений |
ОМСУ, Минимущество УР, Минстрой УР, УСЗН при Минсоцполитики УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
закрепление жилых помещений за детьми-сиротами в установленных законодательством порядке |
2.6 |
Проведение инструктивных совещаний, вебинаров, подготовка информационно-методических материалов для органов опеки и попечительства по вопросам ведения списков детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами |
Минсоцполитики УР |
не реже 2 раз в год в течение 2023 - 2029 годов |
уменьшение количества детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями |
2.7 |
Осуществление контроля за состоянием и использованием жилых помещений специализированного жилищного фонда в рамках переданных полномочий по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот |
ОМСУ |
постоянно |
выявление случаев нецелевого использования жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и предотвращение приведения жилого помещения в непригодное для проживания состояние |
2.8 |
Осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Удмуртской Республике переданных полномочий по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот, в том числе по осуществлению ими контроля за состоянием и использованием жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот |
Минсоцполитики УР |
постоянно |
выявление случаев нецелевого использования жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и предотвращение приведения жилого помещения в непригодное для проживания состояние |
III. Ликвидация накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||
3.1 |
Выделение средств из бюджета республики, в том числе за счет поступления из федерального бюджета, на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот |
Минстрой УР, Минсоцполитики УР |
ежегодно 2023 - 2030 годы |
погашение имеющейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот, включенных в сводный республиканский список, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот в соответствии с потребностью |
3.2 |
Определение потребности в бюджетных ассигнованиях для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, включенных в сводный республиканский список |
Минстрой УР, Минсоцполитики УР |
ежегодно 2023 - 2030 годы |
увеличение средств из бюджета республики в целях погашения имеющейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот, включенных в сводный республиканский список |
3.3 |
Обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на формирование специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот |
Минстрой УР |
ежегодно 2023 - 2030 годы |
увеличение числа детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями |
3.4 |
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится в строгом соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исходя из имеющегося на рынке жилья, отвечающего установленным требованиям |
Минстрой УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
формирование специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот |
3.5 |
Организация систематических встреч с застройщиками |
Минстрой УР |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
увеличение количества жилых помещений специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, приобретенных на первичном рынке недвижимости, соответствующих современным требованиям. Уменьшение количества отказов детей-сирот от заключения договора найма специализированного жилого помещения |
3.6 |
Сбор информации о земельных участках, имеющихся на территории сельских муниципальных образований, на которых возможно строительство жилых домов для детей-сирот |
Минстрой УР, ОМСУ |
постоянно в течение 2023 - 2030 годов |
строительство многоквартирных домов для формирования специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот |
3.7 |
Реализация Закона Удмуртской Республики "О единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан" |
Минсоцполитики УР, Минстрой УР |
в течение 2021 - 2023 годов |
уменьшение количества детей-сирот в сводном республиканском списке |
Принятые сокращения:
Минздрав УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Минсоцполитики УР - Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики;
Минстрой УР - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики;
ОМСУ - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике;
УСЗН при Минсоцполитики УР - Управление социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена программа по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответственным исполнителем программы выступает Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики совместно с Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики, а также Управлением социальной защиты населения.
Целью программы является обеспечение ликвидации накопившейся задолженности по состоянию на 31 декабря 2022 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории региона, а также обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, у которых наступило право на получение жилого помещения.
Для достижения указанной цели будут решаться задачи по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения указанными лицами.
Реализация программы намечена на 2023 - 2030 годы.
Финансирование программы осуществляется в соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике".
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2023 г. N 1101-р "Об утверждении Программы по ликвидации до 2030 года накопившейся в Удмуртской Республике задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Вступает в силу с 31 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 1 ноября 2023 г. N 06011120232006