г. Краснодар |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А32-18641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044) - Храбровой М.А. (доверенность от 06.11.2019), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А32-18641/2020, установил следующее.
Департамент имущественных отношений администрации города Новый Уренгой (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным решения инспекции об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Прогресс" (далее - общество) и внесении сведений о недействительности записи о прекращении деятельности общества.
Решением суда от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, процедура, предшествующая исключению общества из государственного реестра, регистрирующим органом соблюдена; возражения по форме Р38001 в отношении общества в установленный срок в инспекцию не поступили. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество зарегистрировано при создании 10.12.2014.
19 ноября 2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о местонахождении общества по адресу: г. Краснодар, ул. Зиповская, 4, литера под/А, помещение 49.
Налоговый орган инициировал проверку достоверности отраженных в реестре сведений, по результатам которой установлено, что общество по указанному адресу не располагается, о чем составлен протокол от 16.11.2016 N 0017105708, в ЕГРЮЛ 20.02.2017 внесена запись о недостоверности сведений о местонахождении общества.
Поскольку в течение более 6 месяцев недостоверные сведения не изменены обществом, инспекция приняла решение от 05.11.2019 N 20914 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которого внесена запись о недостоверности.
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.11.2019 N 44 (760). Для направления возражений указан адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 по делу N А32-10101/2016 удовлетворены требования департамента к обществу о взыскании неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком в размере 119 210 рублей 44 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами с 08.11.2015 по 31.01.2016 в размере 2316 рублей 92 копеек.
Департамент в трехмесячный срок направил в регистрирующий орган возражения от 27.02.2019 N 7509089А по форме Р38001 относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ.
28 февраля 2020 года инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись об исключении общества на основании решения от 05.11.2019.
Полагая действия инспекции нарушающими его права и законные интересы, департамент обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с предусмотренным порядком статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П указано, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что на момент принятия инспекцией оспариваемого решения у общества перед департаментом имелась задолженность, что подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 по делу N А32-10101/2016, а также выданным на его основании исполнительным листом. Письменное возражение департамента относительно исключения общества из ЕГРЮЛ со ссылкой на решение суда получено инспекцией 27.02.2020, то есть до принятия инспекцией оспариваемого решения. Информация о судопроизводстве в арбитражных судах носит открытый характер (https://kad.arbitr.ru/), поэтому инспекция с момента получения письменного заявления департамента не могла не знать о наличии у общества кредитора и его несогласии с прекращением деятельности должника.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исключение общества из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопроса об удовлетворении департаментом своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные требования департамента.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451, а также соответствует сложившейся практике арбитражных судов (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2019 по делу N А61-7116/2018, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.10.2020 по делу N А74-10789/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2020 по делу N А03-19458/2019, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2020 N А76-40979/2019, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2020 по делу N А48-4440/2018).
Доводы инспекции были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах, не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А32-18641/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что на момент принятия инспекцией оспариваемого решения у общества перед департаментом имелась задолженность, что подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 по делу N А32-10101/2016, а также выданным на его основании исполнительным листом. Письменное возражение департамента относительно исключения общества из ЕГРЮЛ со ссылкой на решение суда получено инспекцией 27.02.2020, то есть до принятия инспекцией оспариваемого решения. Информация о судопроизводстве в арбитражных судах носит открытый характер (https://kad.arbitr.ru/), поэтому инспекция с момента получения письменного заявления департамента не могла не знать о наличии у общества кредитора и его несогласии с прекращением деятельности должника.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исключение общества из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопроса об удовлетворении департаментом своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные требования департамента.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451, а также соответствует сложившейся практике арбитражных судов (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2019 по делу N А61-7116/2018, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.10.2020 по делу N А74-10789/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2020 по делу N А03-19458/2019, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2020 N А76-40979/2019, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2020 по делу N А48-4440/2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. N Ф08-10135/20 по делу N А32-18641/2020