г. Краснодар |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А32-27603/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Возжикова А.А. (доверенность от 23.11.2020), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Назарова Юрия Витальевича (ИНН 232300912260, ОГРНИП 319237500136111), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-27603/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Назаров Юрий Витальевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ территориального управления в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 532 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 на кадастровом плане территории в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:3291 и предварительном согласовании предоставления предпринимателю указанного земельного участка, изложенный в письме от 18.11.2019 N 23-13-04/19888;
- обязать территориальное управление в течение 10 дней с момента вступления в силу решения принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 532 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:3291, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18, в границах кадастрового квартала 23:43:0206082;
- обязать территориальное управление в течение 10 дней с момента вступления в силу решения принять решение о предварительном согласовании предоставления предпринимателю вновь образуемого земельного участка площадью 532 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:3291, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18, в границах кадастрового квартала 23:43:0206082 (требования уточнены на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 11.2, 11.3, 39.3, 3 39.14, 39.15, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка предпринимателю, являющемуся собственником зданий, расположенных на образуемом земельном участке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ территориального управления, изложенный в письме от 18.11.2019 N 23-13-04/19888. Суд обязал уполномоченный орган принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления его предпринимателю.
Суды установили, что предприниматель является собственником нежилого здания литеры Г, под/Г площадью 536,3 кв. м, 1978 года постройки, с кадастровым номером 23:43:0206082:1903, и нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0206082:2363, которые расположены по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18. В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись о праве собственности предпринимателя на указанные объекты. Нежилое здание площадью 536,3 кв. м с кадастровым номером 23:43:0206082:1903 и нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0206082:2363, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18, размещены на земельном участке площадью 11 637 кв. м с кадастровым номером 23:43:0206082:3291, на котором также расположены иные отдельно стоящие нежилые здания, принадлежащие иным лицам. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206082:3291 находится в федеральной собственности, полномочия по управлению которым отнесены к территориальному управлению. Для оформления прав на земельный участок, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие предпринимателю, выделен участок площадью 395 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 из общего земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:22 и подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с системой координат этого участка. В целях постановки вновь образованного земельного участка на кадастровый учет и оформления на него прав предприниматель обратился в территориальное управление с заявлением от 12.04.2019 о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 395 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 и разрешенным использованием - для эксплуатации зданий и сооружений. Заявитель также просил утвердить схему расположения образуемого земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права федеральной собственности на него. Письмом от 19.04.2019 N 04/6930 территориальное управление указало предпринимателю на несоответствие схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям, непредоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) в отношении испрашиваемого участка, отсутствие согласия совладельцев исходного участка на его раздел. В целях устранения замечаний к схеме расположения земельного участка предприниматель повторно обратился в территориальное управление с заявлениями от 21.05.2019 и от 04.06.2019 с приложением схемы расположения земельного участка на бумажном носителе и на диске с системой координат и графического изображения участка. Письмами от 29.05.2019 N 04/9123 и от 03.07.2019 N 04/11691 территориальное управление уведомило предпринимателя о невозможности удовлетворения заявлений по тем же основаниям. Предприниматель, полагая, что отказ уполномоченного органа противоречит закону и препятствует оформлению прав на испрашиваемый земельный участок, что нарушает его права как собственника недвижимого имущества, обратился с заявлением в арбитражный суд. В ходе рассмотрения спора, с учетом возражений территориального управления относительно наличия на представленной предпринимателем схеме расположения земельного участка вкрапливаний (вклиниваний), предприниматель обратился в территориальное управление с очередным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, приложив к заявлению уточненную схему. Согласно этой схеме заявитель увеличил площадь образуемого участка с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1, которая составила 532 кв. м, а также уточнил его координаты. Территориальное управление письмом от 18.11.2019 N 23-13-04/19888 отказало предпринимателю в утверждении данной схемы. Отказ мотивирован следующим: территориальное управление не располагает сведениями о том, что администрацией муниципального образования город Краснодар ранее не утверждались схемы в отношении спорного земельного участка, а также сведения о предельной площади части земельного участка, занятой зданиями заявителя; в представленной схеме отсутствует информация об обеспечении доступа к образуемому земельному участку, что может послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; не представлено согласие совладельцев исходного участка на его раздел (пункт 1 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"). Кроме того, управление указало, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2015 N ПП-10/9036 территориальные управления не наделены полномочиями по утверждению схемы положения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка. Данный отказ и был оспорен предпринимателем, который также просил суд утвердить уточненную схему расположения земельного участка с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 11.2, 11.10, 39.2, 39.3, 39.14, 39.15, 39.17, 39.20 Земельного кодекса, статей 14, 21, 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В отказах от 19.04.2019 N 04/6930, от 29.05.2019 N 04/9123, от 03.07.2019 N 04/11691 территориальное управление указывало предпринимателю на то, что формирование участка с условным номером 23:43:0206082:32913У2(2) приводит к черезполосице, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Предпринимателем было подано новое заявление с приложением новой схемы расположения земельного участка и в отказе от 18.11.2019 N13-13-04/19888 уполномоченный орган не приводит в качестве основания для отказа в согласовании схемы наличие черезполосицы в уточненной схеме. Основания отказу территориального управления в утверждении представленной предпринимателем схемы расположения образуемого земельного участка площадью 532 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1 признаны судами несостоятельными. От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, территориального управления на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278. Поэтому ссылки территориального управления на то, что оно не наделено полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого участка, судами отклонены. Требования пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса о согласовании границ разделяемого земельного участка с иными землепользователями должны быть учтены на следующем этапе формирования участка, а именно, при подготовке проекта межевого плана. Доводы уполномоченного органа о неуказании в схеме информации об обеспечении доступа к образуемому земельному участку, отсутствие сведений о неутверждении администрацией схемы в отношении земельного участка, а также сведений о предельной площади части участка, занятой зданиями заявителя, судами отклонены. В перечне оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренном пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса, приведенные оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствуют. Признав, что выраженный в письме от 18.11.2019 N 23-13-04/19888 отказ территориального управления не соответствует закону и нарушает права (интересы) предпринимателя, судебные инстанции признали его незаконным. В целях устранения допущенных нарушений на уполномоченный орган возложена обязанность по осуществлению испрашиваемой заявителем государственной услуги. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В уточненных требованиях предпринимателя изменились основание и предмет заявленных требований. Обжалован иной отказ территориального управления. Этому обстоятельству суды первой и второй инстанции оценки не дали. Предприниматель изменил схему расположения образуемого земельного участка, увеличив его площадь в полтора раза, тем самым, частично устранив недостатки, изложенные в письме территориального управления от 20.05.2019 N 04/9123. Эти обстоятельства свидетельствуют о незаконности судебных актов и необходимости их отмены. Из администрации муниципального образования город Краснодар был получен ответ от 07.06.2019 N 8586/29, содержащий сведения ИСОГД и информацию о том, что документация по планировке территории в отношении образуемого земельного участка не утверждалась. Сведения, подтверждающие, что в отношении указанного участка ранее схемы не утверждались, а также сведения о предельной площади части участка, занятой зданиями с кадастровыми номерами 23:43:0206082:1903 и 23:43:0206082:2363 в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, градостроительной и проектной документацией, из органа местного самоуправления по состоянию на 15.11.2019 не поступили. Суды также не учли, что в целях недопущения последующего приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на схеме необходимо отобразить информацию об обеспечении доступа к образуемому земельному участку. Неустранение указанного обстоятельства фактически сделало обжалуемое решение неисполнимым. Согласно пункту 1 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" основанием для отказа в утверждении схемы является, в том числе, отсутствие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев, установленных пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса. В противоречие действующему законодательству согласие собственников объектов недвижимости, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:3291, предпринимателем не представлено. В соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2015 N ПП-10/9036 территориальные управления не наделены полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого участка.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводы жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, выводы судебных инстанций основаны на нормах Земельного кодекса (статьи 11.2, 39.14, 39.15, 39.20) и материалах дела, подтверждающих отсутствие действительных оснований для отказа в утверждении уточненной схемы расположения образуемого земельного участка с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Предприниматель, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя территориального управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприниматель является собственником нежилого здания литеры Г, под/Г площадью 536,3 кв. м, 1978 года постройки, с кадастровым номером 23:43:0206082:1903, и нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0206082:2363, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18. В ЕГРН внесена запись о праве собственности предпринимателя на указанные объекты.
Нежилое здание площадью 536,3 кв. м с кадастровым номером 23:43:0206082:1903 и нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0206082:2363 по адресу: г. Краснодар, ул. Кожевенная, 18, размещены на земельном участке площадью 11 637 кв. м с кадастровым номером 23:43:0206082:3291, на котором также расположены иные отдельно стоящие нежилые здания, принадлежащие другим лицам. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206082:3291 находится в федеральной собственности, что подтверждается сведениями ЕГРН.
Для оформления прав на земельный участок, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие предпринимателю, выделен участок площадью 395 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 из общего земельного участка с кадастровым номером 23:43:0206082:22 и подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с системой координат этого участка.
В целях постановки вновь образованного земельного участка на кадастровый учет и оформления на него прав предприниматель обратился в территориальное управление с заявлением от 12.04.2019 о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 395 кв. м с условным номером 23:43:0206082:3291:ЗУ1 и разрешенным использованием - для эксплуатации зданий и сооружений. Заявитель также просил утвердить схему расположения образуемого земельного участка, осуществить его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права федеральной собственности на него.
Письмом от 19.04.2019 N 04/6930 территориальное управление указало предпринимателю на несоответствие схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям, непредоставление сведений ИСОГД в отношении испрашиваемого участка, отсутствие согласия совладельцев исходного участка на его раздел.
В целях устранения замечаний к схеме расположения земельного участка предприниматель повторно обратился в территориальное управление с заявлениями от 21.05.2019 и от 04.06.2019 с приложением схемы расположения земельного участка на бумажном носителе и на диске с системой координат и графического изображения участка.
Письмами от 29.05.2019 N 04/9123 и от 03.07.2019 N 04/11691 территориальное управление уведомило предпринимателя о невозможности удовлетворения заявлений по тем же основаниям.
Предприниматель, полагая, что отказ уполномоченного органа противоречит закону и препятствует оформлению прав на испрашиваемый земельный участок, что нарушает его права как собственника недвижимого имущества, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения спора, с учетом возражений территориального управления относительно наличия на представленной предпринимателем схеме расположения земельного участка вкрапливаний (вклиниваний), предприниматель обратился в территориальное управление с очередным заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, приложив к заявлению уточненную схему. Согласно этой схеме заявитель увеличил площадь образуемого участка с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1, которая составила 532 кв. м, а также уточнил его координаты.
Территориальное управление письмом от 18.11.2019 N 23-13-04/19888 отказало предпринимателю в утверждении данной схемы. Отказ мотивирован следующим: уполномоченный орган не располагает сведениями о том, что администрацией муниципального образования город Краснодар ранее не утверждались схемы в отношении спорного земельного участка, а также сведения о предельной площади части земельного участка, занятой зданиями заявителя; в представленной схеме отсутствует информация об обеспечении доступа к образуемому земельному участку, что может послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; не представлено согласие совладельцев исходного участка на его раздел (пункт 1 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"). Кроме того, в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2015 N ПП-10/9036 территориальное управление не наделено полномочиями по утверждению схемы положения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого участка.
Данный отказ территориального управления и был оспорен предпринимателем (измененные требования), заявитель также просил суд первой инстанции утвердить уточненную схему расположения земельного участка с условным номером 23:43:0206082:3291:3У1.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса.
Если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 39.14 Земельного кодекса).
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований (пункт 1 статьи 39.15 Земельного кодекса).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Отказ территориального управления в удовлетворении заявления предпринимателя, оформленный письмом от 18.11.2019 N 23-13-04/19888, мотивирован следующим. Уполномоченный орган не располагает сведениями о том, что администрацией муниципального образования город Краснодар ранее не утверждались схемы в отношении спорного земельного участка, а также сведения о предельной площади части земельного участка, занятой зданиями заявителя. В представленной схеме отсутствует информация об обеспечении доступа к образуемому земельному участку, что может послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Не представлено согласие совладельцев исходного участка на его раздел (пункт 1 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае"). Кроме того, в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2015 ПП-10/9036 территориальные управления не наделены полномочиями по утверждению схемы положения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя. Судебные инстанции при разрешении спора установили, что основания, приведенные территориальным управлением в оспариваемом заявителем отказе от 18.11.2019 N 23-13-04/19888, не основанными на положениях земельного законодательства. Поэтому суды признали данный отказ не соответствующим закону и нарушающим права (интересы) предпринимателя. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал уполномоченный орган осуществить испрашиваемые предпринимателем услуги.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о нарушении предпринимателем при обращении в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, положений пункта 1 статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", судом округа не принимается. Указанная норма распространяет свое действие на случаи предоставления участков исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, к которым территориальное управление не относится. Уполномоченный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пункт 2 Типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374).
Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка (поручение Росимущества от 11.03.2015 N ПП-10/9036) рассмотрен и обоснованно отклонен судами. Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является составной частью процедуры предоставления заинтересованному лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. На основании статей 9, 39.2, 39.6, 39.14, 39.20 Земельного кодекса, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, это полномочие осуществляется территориальным управлением. Судами учтен пункт 4.1.14 Типового положения, а также принята во внимание правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 N 1-АПГ15-11. Поэтому территориальное управление признано органом, уполномоченным на совершение действий по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного под объектами недвижимости заявителя и предварительному согласованию предоставления такого участка.
Несостоятельна и ссылка территориального управления на отсутствие у него сведений о том, что администрацией муниципального образования город Краснодар ранее не утверждались схемы в отношении спорного земельного участка, а также сведений о предельной площади части участка, занятой зданиями заявителя. Неосуществление территориальным органом возложенных на него функций по внутриведомственному взаимодействию не может влиять на реализацию прав заявителя и служить основанием для бездействия в решении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Ссылки уполномоченного органа на необходимость отмены судебных актов, обусловленные одновременным изменением предпринимателем в суде первой инстанции предмета и оснований заявленных им требований, судом округа не принимаются. По правилам части 1 статьи 49 Кодекса заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Основание иска состоит обычно не из одного факта, а из их совокупности, именуемой фактическим составом. Совокупность фактических обстоятельств, которая является основанием иска, обуславливает наличие у истца охраняемого интереса, в защиту которого он выступает в суде. Одновременное изменение предмета и основания иска невозможно, если меняется защищаемый данным иском интерес. Однако когда интерес истца остается прежним, то в целях процессуальной экономии (дабы не возбуждать нового дела по измененному иску (требованию)) допустимо изменение предмета иска, даже если это и повлечет за собой частичное преобразование его оснований. Первоначальные требования заключались в признании незаконным бездействия территориального управления, обязании совершить его действия по утверждению схемы расположения земельного участка и предварительному согласованию предоставления предпринимателю такого участка. После получения отказа от 18.11.2019 N 23-13-04/19888 заявитель уточнил требования, просил признать незаконным данный отказ, обязать уполномоченный орган осуществить испрашиваемые заявителем услуги по утверждению схемы расположения земельного участка и предварительному согласованию предоставления этого участка. Таким образом, по существу защищаемый первоначальным (как и уточненным) заявлением интерес предпринимателя не изменился (утверждение схемы расположения земельного участка и предварительное согласование его предоставления).
Иные доводы жалобы также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, эти доводы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, что не относится к полномочиям кассационной инстанции.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А32-27603/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод территориального управления об отсутствии у него полномочий по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка (поручение Росимущества от 11.03.2015 N ПП-10/9036) рассмотрен и обоснованно отклонен судами. Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка является составной частью процедуры предоставления заинтересованному лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. На основании статей 9, 39.2, 39.6, 39.14, 39.20 Земельного кодекса, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, это полномочие осуществляется территориальным управлением. Судами учтен пункт 4.1.14 Типового положения, а также принята во внимание правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2015 N 1-АПГ15-11. Поэтому территориальное управление признано органом, уполномоченным на совершение действий по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного под объектами недвижимости заявителя и предварительному согласованию предоставления такого участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф08-7374/20 по делу N А32-27603/2019