г. Краснодар |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А32-50615/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросеть" (ИНН 2311172038, ОГРН 1142311005693) - Галямина С.В. (доверенность от 06.02.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А32-50615/2019, установил следующее.
ООО "Югстрой-Электросеть" (далее - общество) обратилось арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление) со следующими требованиями: признать незаконным решение управления от 29.07.2019 N 23/237/002/801/2019-3053 об отказе в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта - кабельные линии 0,38 кВ протяженностью 209 м; возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности и государственный кадастровый учет объекта недвижимости - кабельные линии 0,38 кВ протяженностью 209 м на основании заявлений N 23/237/002/801/2019-3053 о государственной регистрации права и N 23-0-1-237/3102/2019-1870 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - кабельные линии 0,38 кВ протяженностью 209 м и представленных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением суда от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными. Основания для отказа в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта у управления отсутствовали. Вывод апелляционного суда о том, что кабельные линии 0,38 кВ протяженностью 209 м не являются объектом недвижимости является противоречивым.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 12.04.2019 общество обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - кабельные линии 0,38 кВ протяженностью 209 м (далее - объект), представив в качестве оснований следующие документы: заявление от 12.04.2019 N 23/237/002/801/2019-3053 о государственной регистрации права на недвижимое имущество, заявление от 12.04.2019 N 23-0-1-237/3102/2019-1870 о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, технический план сооружения от 02.10.2018, оптический компакт-диск, письмо от 12.04.2019, платежное поручение от 03.04.2019 N 1132, доверенность от 06.02.2018 N 23АА8053250.
29 апреля 2019 года управление приостановило регистрационные действия на основании пунктов 2, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права рекомендовано с заявлением обратиться собственнику земельного участка; для осуществления кадастрового учета - установить публичный сервитут.
29 июля 2019 года управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта ввиду окончания срока приостановления, а также отсутствия оснований для возобновления государственной регистрации.
Полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя как владельца объекта недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что спорный объект - кабельные линии 0,38 кВ длиной 209 м расположен по адресу:
г. Краснодар, хут. Ленина, ул. Наримановская, частично на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0423033:807 и 23:43:0423033.
Земельный участок площадью 478 кв. м с кадастровым номером 23:43:0432033:807, расположенный по ул. Наримановской, 28 в хут. Ленина является муниципальной собственностью города Краснодара и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школе N 61 (выписка из ЕГРН от 21.01.2019 N 99/2019/240084437).
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса относит к линейным объектам линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Согласно пунктам 3, 5 части 17 указанной статьи не требуется выдача разрешений на строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в иных случаях, если в соответствии с данным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300. В пункте 5 указанного постановления обозначены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Действующим законодательством линейные сооружения прямо не отнесены к объектам недвижимого имущества, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил, что строительство спорного объекта осуществилось в рамках технологического присоединения объекта - средняя общеобразовательная школа на 1000 мест по ул. Наримановской в хут. Ленина г. Краснодара (технические условия от 19.10.2017 N 4-01-17-1072).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Кодекса, установив, что на регистрацию права собственности общество представило документы на объект который не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, а является объектом вспомогательного назначения; выполняет обслуживающие функции по отношению к зданию и не является отдельным объектом гражданского оборота, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в связи с отсутствием у спорного объекта качеств самостоятельного объекта недвижимости, с учетом его физических характеристик, право на данный объект не подлежит государственной регистрации.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2020 по делу N А32-50615/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300. В пункте 5 указанного постановления обозначены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Действующим законодательством линейные сооружения прямо не отнесены к объектам недвижимого имущества, поэтому для признания их таковыми нужно исходить из содержащегося в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации общего понятия недвижимого имущества как всего, что прочно связано с землей, то есть объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф08-8580/20 по делу N А32-50615/2019