Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф08-8580/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2020 г. |
дело N А32-50615/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросеть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 февраля 2020 года по делу N А32-50615/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросеть"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования г. Краснодар,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
обществом с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросети" (далее - общество) подано заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором заявитель просит суд признать незаконным решение Управления N 23/237/002/801/2019-3053 от 29.07.2019, об отказе в государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет объекта: кабельные линии 0,38 кВт, протяженностью 209,0 м, а так же обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности и постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости: кабельные линии 0,38 кВт, протяженностью 209,0 м, на основании заявления N 23/237/002/801/2019-3053 о государственной регистрации права и N 23-0-1-237/3102/2019-1870 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости "кабельные линии 0,38 кВт, протяженностью 209,0 м" и представленных документов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что позиция суда, о том, что заявитель не доказал отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, а также что объект недвижимости кабельные линии 0,38 кВ, протяженностью 209,0 м, является подземным сооружением, является необоснованной и опровергается материалами дела. Также апеллянт указывает, что оформление прав на земельные участки, в пределах которых расположены подземные линейные объекты, не требуется.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда, принятого в форме электронного документа, опубликованного на сайте арбитражного суда согласно пунктам 16,32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.04.2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Югстрой-Электросеть" обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлениями N 23/237/002/801/2019-3053 о государственной регистрации права собственности и N 23-0-1-237/3102/2019-1870 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости "Кабельные линии 0,38 кВ, протяженностью 209,0 м" с приложением следующих документов: технический план объекта недвижимости, оптический компакт-диск, письмо от 12.04.2019 г., платежное поручение N 1132 от 03.04.2019 г., доверенность N 23АА8053250 от 06.02.2018 г.
29 апреля 2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю приостановило осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности по заявлению ООО "Югстрой-Электросеть" от 12.04.2019 г. N 23/237/002/801/2019-3053, N 23-0-1-237/3102/2019-1870 по причинам, указанным в уведомлении о приостановке.
29.07.2019 Росреестр отказал в государственной регистрация права собственности и постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости "Кабельные линии 0,38 кВ, протяженностью 209,0 м", по следующим основаниям:
"В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, рекомендовалось с заявлением обратиться собственнику земельного участка";
"Для осуществления кадастрового учета рекомендуем установить публичный сервитут";
"Ввиду окончания срока приостановления, а также отсутствия оснований для возобновления государственной регистрации, принято решение об отказе осуществления действий по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации права в отношении сооружения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ул. Наримановская".
Заявитель, полагает оспариваемый отказ Росреестра незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 10 статьи 40 ФЗ-218 от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Письмом от 04.03.2016 г. N 6013-ПК/Д23и Министерство экономического развития Российской Федерации разъяснило об отсутствии необходимости предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок при регистрации права собственности на подземные сооружения, к коим относятся, в том числе, линейные объекты.
Указанная позиция также поддержана на межведомственном совещании, состоявшемся в Минэкономразвития России 19 февраля 2016 г. с участием представителей Минтранса России, Минэнерго России, Росреестра, Росавтодора и Роснедр (протокол совещания от 19 февраля 2016 г. N 11-ПК).
Таким образом, заявитель считает, что для государственной регистрации права собственности на Кабельные линии 0,38 кВ, протяженностью 209,0 м предоставлять правоустанавливающий документ на земельный участок не требуется.
Также заявитель считает, что указанный отказ в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на созданный Объект - Кабельные линии 0,38 кВ, протяженностью 209,0 м, противоречит ч. 10 ст. 40, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права и законные интересы заявителя как владельца объекта недвижимости.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 названного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что 12.04.2019 заявитель обратился в Управление Росреестра по КК с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и регистрации права собственности на него, предоставив следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество N 23/237/002/801/2019-3053 от 12.04.2019; Технический план сооружения от 02.10.2018; Доверенность от 06.02.2018 г.; Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 23-0-1-237/3102/2019-1870 от 12.04.2019; Письмо от 12.04.2019.
Уведомлением N 23/237/002/801/2019-3053 от 29.04.2019 регистрационные действия были приостановлены, по причине не предоставления документов, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорный объект: кабельные линии 0,38кВ, длиной 209 м, расположенные по адресу: г. Краснодар, х.Ленина, ул. Наримановская, частично расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0423033:807 и земельном участке с кадастровым номером 23:43:0423033.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не является исчерпывающим.
При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании изложенного, оценив физические характеристики и параметры спорного объекта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии необходимости получения разрешения на его создание.
В соответствии с часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как усматривается из представленных в дело документов, в частности из технического плана сооружения, объект кадастровых работ представляет кабельные линии, протяженностью 209 м.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
В Перечень объектов входят линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Из указанного следует, что создание (размещение) спорного объекта не требовало получения разрешения на строительство и предоставления земельного участка.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что в определении от 29.09.2017 N 302-КГ17-14265 Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящих судов о том, что объекты, не требующие предоставления земельных участков и выдачи разрешения на строительство, не являются объектами недвижимости.
Кроме того, апелляционный суд также учитывает, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРОН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.01.2019 N 99/2019/240084437 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0432033:807, площадью 478 кв. м, расположенный по ул. Наримановской, 28 в х. Ленина принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школе N 61.
Из представленного заявителем письма (л.д. 73 т.1) следует, что строительство указанного объекта было осуществлено обществом в рамках технологического присоединения объекта: Средняя общеобразовательная школа на 1000 мест по ул. Наримановская в хуторе Ленина г. Краснодар (технические условия N 4-01-17-1072 от 19.10.2017).
Исходя из изложенного, с учетом технических характеристик спорного объекта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что кабельные линии не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота, выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к указанному зданию.
Таким образом, в связи с отсутствием у спорных кабельных линий качеств самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на них не подлежит регистрации в ЕГРН независимо от их физических характеристик и наличия элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком (аналогичная правовая позиция изложена в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13).
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции ввиду отсутствия нарушения прав заявителя.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 февраля 2020 года по делу N А32-50615/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50615/2019
Истец: ООО "Югстрой-Электросеть"
Ответчик: Управление Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар