Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. О результатах реализации инвестиционного послания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2023 году
В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2023 году основных направлений инвестиционной политики (инвестиционного послания) (1) реализованы 11 из 13 мероприятий, до конца года будут реализованы еще 2 (2).
Таблица 1
Результаты реализации инвестиционного послания на 2023 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Отчет о реализации |
Подтверждающий документ/ссылка |
1. |
Предложения по формированию бюджета развития, направленного на поддержку инвестиционных проектов, прошедших ранжирование информационной системы "Оценка инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ("Инвестбюджет") |
исполнено. Внесены изменения в порядок разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с которым результаты ранжирования инвестиционных проектов в информационной системе "Инвестбюджет" учитываются при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ). По результатам ранжирования в 2023 году в проектах государственных программ автономного округа на 2024 - 2026 годы учтены 4 коммерческих проекта (государственная программа автономного округа "Развитие промышленности и туризма" - создание производственного комплекса по выпуску фасонного проката мощностью 100 тыс. тонн в год; развитие беспилотных авиационных систем; проект по реконструкции гостиницы "На семи холмах"; государственная программа автономного округа "Строительство" - создание инфраструктуры инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК") |
постановление Правительства автономного округа от 18 августа 2023 года N 409-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
2. |
Направление в АО "ДОМ.РФ" обращения о финансировании строительства (реконструкции) предусмотренных в государственных программах автономного округа объектов инфраструктуры с использованием облигаций ООО "СОПФ Инфраструктурные облигации" |
исполнено. Направлено обращение в АО "ДОМ.РФ" о финансировании строительства (реконструкции) 6 объектов образования в автономном округе с использованием льготных облигационных займов ООО "СОПФ "Инфраструктурные облигации" |
ходатайства Губернатора автономного округа о финансировании строительства объектов инфраструктуры с использованием облигаций ООО СОПФ "Инфраструктурные облигации" |
3. |
Заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений в целях создания новых крупных производств, обеспечивающих диверсификацию экономики |
исполнено. Заключено первое региональное в Российской Федерации соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении инвестиционного проекта "Создание производственного комплекса по выпуску фасонного проката мощностью 100 тыс. тонн в год" |
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений от 27 декабря 2022 года N 22/00002/0000 |
4. |
Заключение контрактов со встречными инвестиционными обязательствами в целях локализации импортозамещающих производств |
Исполнено. Заключен первый офсетный договор между региональным заказчиком и поставщиком на производство и поставку кисломолочной продукции. В соответствии с договором поставщик-инвестор создаст (модернизирует) и освоит на территории г. Урая производство кисломолочной продукции в индивидуальной упаковке, обогащенной витаминно-минеральными комплексом |
Офсетный договор на поставку продуктов питания в общеобразовательные учреждения города Нягани от 11 сентября 2023 года |
5. |
Создание экотехнопарка в автономном округе |
на стадии исполнения |
- |
6. |
Отчет о реализации мероприятий по созданию современной промышленной инфраструктуры (индустриальные парки, промышленные технопарки в городских округах Сургут, Нефтеюганск, Нефтеюганском муниципальном районе) |
исполнено. Рассмотрен отчет о реализации мероприятий по созданию современной промышленной инфраструктуры на заседании Совета при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности в автономном округе (далее - Совет) |
протокол Совета от 10 апреля 2023 года N 85 |
7. |
Совершенствование алгоритмов действий инвестора по подключению к инженерной, транспортной инфраструктуре и получению разрешительной документации путем внедрения "единого клиентского пути инвестора" |
исполнено. Актуализированы алгоритмы действий инвестора по подключению к инженерной, транспортной инфраструктуре и получению разрешительной документации путем внесения соответствующих изменений в приказы ответственных исполнительных органов автономного округа |
приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа от 30 июня 2023 года N 42-Пр-21 "Об утверждении алгоритмов действий инвестора по процедурам подключения к сетям электроснабжения (до 150 кВт, свыше 150 кВт), к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на период реализации 2023 года"; распоряжение Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 21 апреля 2022 года N 13-Р-1878 "О внесении изменений в распоряжение Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа от 21 апреля 2022 года N 13-Р-784"; приказ Департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа от 28 июня 2022 года N 128 "Об утверждении алгоритмов действий инвестора при реализации инвестиционных проектов для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", приказ Департамента пространственного развития и архитектуры автономного округа от 27 июля 2023 года N 41-ОД-37 "Об утверждении алгоритмов действий инвестора по процедурам получения разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
8. |
Реализация практики разрешения споров и разногласий инвесторов на Инвестиционном комитете |
исполнено. Реализована практика разрешения споров и разногласий на Инвестиционном комитете, функциями которого наделен Совет |
протоколы Совета от 31 января 2023 года N 82, от 21 февраля 2023 года N 83, от 1 августа 2023 года N 87 |
9. |
Запуск обучающего проекта "Инвестшкола 2.0" |
Запущен обучающий проект по подготовке региональной инвестиционной команды в сфере инвестиционного развития "Инвестшкола 2.0". В соответствии с календарным планом обучающего проекта "Инвестшкола 2.0" проведено 16 обучающих мероприятий для специалистов исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, курирующих вопросы инвестиционной деятельности |
приказом Фонда развития автономного округа от 15 ноября 2022 года N 86/22 "Об утверждении программы" утверждена программа обучающего проекта "Инвестшкола 2.0" на 2022 - 2023 годы |
10. |
Отчет об эффективности использования сервисов системы обеспечения градостроительной деятельности в автономном округе, Единого интернет-портала технологического присоединения автономного округа, единой витрины мер поддержки информационной системы "Югра Открытая" |
на стадии исполнения |
- |
11. |
Привлечение федеральных средств в целях реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) |
исполнено. Сформирована нормативная правовая база, которая позволит привлечь федеральные средства в целях реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) в соответствии с соглашениями о защите и поощрении капиталовложений |
Порядок возмещения из бюджета автономного округа затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в целях осуществления инвестиционного проекта (приложение 17 к постановлению Правительства автономного округа от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала") |
12. |
Привлечение для реализации инфраструктурных проектов средств федерального бюджета и федеральных институтов развития, в том числе "инфраструктурного меню" |
исполнено. Привлечен инфраструктурный бюджетный кредит в целях реализации инфраструктурных проектов автономного округа: "Научно-технологический центр в городе Сургуте", "Дворец боевых искусств, г. Сургут", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом, г. Сургут (ул. И.Захарова)", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом, г. Сургут (ул. Маяковского)", "Строительство котельной в п. Солнечный муниципального образования Сургутский район", "Инфраструктурный проект в целях обеспечения создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Нягань" на территории городского округа Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
постановление Правительства автономного округа от 8 октября 2021 года N 412-п "О детализированном перечне мероприятий, реализуемых в составе инфраструктурных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" |
13. |
Применение механизмов венчурного финансирования при поддержке инвестиционных проектов |
исполнено. Внедрен механизм венчурного финансирования, направленный на поддержку высокотехнологичных стартапов. Автономный округ стал участником Инвестиционного товарищества "ФТВ 3" посредством заключения Фондом развития автономного округа соглашения. Через инструменты венчурного финансирования поддержаны и запустили производство 2 технологические компании |
протокол заседания Наблюдательного совета Фонда развития автономного округа от 2 декабря 2022 года N 197/22 |
В 2023 году автономный округ подтвердил внедрение Регионального инвестиционного стандарта. Сформированная инвестиционная команда совместно с региональными институтами развития обеспечивают единый клиентский путь инвестора.
В целях формирования единых стандартов системы поддержки новых инвестиционных проектов до конца 2023 года во всех муниципальных образованиях автономного округа будет внедрен Перечень минимальных требований к муниципальным образованиям автономного округа, при соответствии которым будет возможна полноценная реализация системы поддержки новых инвестиционных проектов ("Регионального инвестиционного стандарта") в автономном округе, а также реализация инвестиционных проектов в муниципальных образованиях автономного округа ("Муниципальный инвестиционный стандарт"). (3)
В автономном округе развита промышленная инфраструктура сопровождения инвестиционных проектов, включающая 12 индустриальных парков и промышленных технопарков (разной степени готовности).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 2530 создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Нягань" (4), 2 августа 2023 года Правительством Российской Федерации принято решение о создании инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК" (5) (ведется подготовка площадок).
В связи с созданием особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Нягань" в дополнение к уже действующим 11 проектным режимам инвестирования с мерами поддержки в соответствии с Законом автономного округа от 26 июня 2020 года N 59-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрен новый проектный инвестиционный режим - соглашения о промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
В целях совершенствования системы стимулов и гарантий для привлечения долгосрочных инвестиций в проекты, создающие положительные социальные и бюджетные эффекты, Губернатором автономного округа, Правительством автономного округа:
сформирован механизм возмещения затрат на инфраструктуру при реализации инвестиционного проекта в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений (6);
принято решение, позволяющее концессионерам в 2023 году вносить изменения в существенные условия концессионных соглашений, концедентом по которым являются муниципальные образования автономного округа, заключенные до 1 марта 2022 года, без согласования с антимонопольным органом (7);
предусмотрены налоговые преференции (8) для резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Нягань" по налогу на прибыль организаций, для организаций, заключивших концессионные соглашения в сфере создания автомобильных дорог по налогу на имущество организаций;
сформирован механизм оценки инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляются государственные гарантии автономного округа на конкурсной основе или без проведения конкурса (9);
разработана региональная модель устойчивого развития, предусматривающая комплексный подход к вопросам защиты окружающей среды, повышения инвестиционной привлекательности и качества жизни населения за счет формирования "креативной" экономики с развитием несырьевых отраслей и улучшения экологической обстановки.
Приоритеты инвестиционной политики автономного округа определены исходя из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели развития, Россия, РФ), закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
возможности для самореализации и развития талантов;
комфортная и безопасная среда для жизни;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Сформированные механизмы поддержки инвестиционной деятельности обеспечили реализацию инвестиционных проектов, способствующих достижению ключевых показателей национальных целей.
Таблица 2
Ключевые показатели,
характеризующие достижение национальных целей (10)
|
2020 базовое значение |
2022 |
2023 |
2024 прогноз |
||||
план |
факт |
% |
план (11) |
оценка |
% |
|||
Национальная цель "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" | ||||||||
Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации | ||||||||
Численность населения, тыс. человек | ||||||||
Автономный округ |
1687,7 |
1701,0 |
1710,5 |
100,6 |
1733,8 * |
1741,9 |
100,5 |
1747,6 (12) |
РФ |
-577,6 |
-533,4 |
-532,6 |
100,2 |
-302,5 |
х |
х |
-256,7 |
Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет | ||||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | ||||||||
Автономный округ |
72,9 |
72,43 |
75,42 |
104,1 |
74,30 |
75,74 |
101,9 |
75,97 8 |
РФ |
71,5 |
71,03 |
72,73 |
102,4 |
73,18 |
х |
х |
73,74 |
Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года | ||||||||
Уровень бедности, % | ||||||||
Автономный округ |
8,4 |
7,7 |
7,3 |
105,5 |
7,4 |
6,9 |
107,2 |
6,6 8 |
РФ |
12,1 |
10,8 |
9,8 |
110,2 |
10,1 |
х |
х |
9,6 |
Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70% | ||||||||
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % | ||||||||
Автономный округ |
44,6 |
50,7 |
54,0 |
106,5 |
54,0 |
57,7 |
106,9 |
61,4 (13) |
РФ |
45,4 |
48,0 |
52,95 |
110,3 |
53,1 |
х |
х |
55,0 |
Национальная цель "Возможности для самореализации и развития талантов" | ||||||||
Уровень образования, % | ||||||||
Автономный округ |
х |
65,46 |
68,45 |
104,6 |
65,46 |
65,46 |
100,0 |
65,98 (14) |
РФ |
х |
х |
76,96 |
х |
х |
х |
х |
х |
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся | ||||||||
Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, % | ||||||||
Автономный округ |
28,31 |
43,55 |
46,27 |
106,2 |
43,55 |
43,55 |
100,0 |
43,96 33 |
РФ |
71,00 |
82,85 |
х |
х |
87,44 |
х |
х |
91,91 |
Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, % | ||||||||
Автономный округ |
100,0 |
103,0 |
280,8 |
2,7р |
105,0 |
291,7 |
2,8р |
107,0 |
РФ |
100,0 |
103,0 |
195,4 |
189,7 |
105,0 |
х |
х |
107,0 |
Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15% | ||||||||
Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, процентов | ||||||||
Автономный округ |
х |
14,3 |
18,2 |
127,3 |
14,4 |
15,7 |
109,0 |
14,5 (15) |
РФ |
х |
8,1 |
10,4 |
128,4 |
9,0 |
х |
х |
9,9 |
Увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года | ||||||||
Число посещений культурных мероприятий, тыс. единиц | ||||||||
Автономный округ |
5119 |
16091 |
20999 |
130,5 |
17557 |
18451 |
105,1 |
20071 |
РФ |
601516 |
1887993 |
2420137 |
128,2 |
2057372 |
х |
х |
2353943 |
Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" | ||||||||
Улучшение жилищных условий семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства, квадратных метров в год | ||||||||
Количество семей, улучшивших жилищные условия, тыс. семей | ||||||||
Автономный округ |
51,2 |
55,1 |
45,0 |
81,7 |
56,5 |
56,5 |
100,0 |
63,8 |
РФ |
3564,5 |
3600,0 |
3700,0 |
102,8 |
3700,0 |
х |
х |
4200,0 |
Объем жилищного строительства, млн кв. метров общей площади | ||||||||
Автономный округ |
0,993 |
0,868 |
0,878 |
101,2 |
0,950 |
0,950 |
100,0 |
1,013 |
РФ |
82,2 |
80,0 |
102,7 |
128,4 |
85,0 |
х |
х |
90,0 |
Улучшение качества городской среды в полтора раза | ||||||||
Качество городской среды, % | ||||||||
Автономный округ |
4,0 |
13,0 |
13,0 |
100,0 |
17,0 |
17,0 |
100,0 |
22,0 |
РФ |
4,0 |
13,0 |
13,0 |
100,0 |
17,0 |
х |
х |
22,0 |
Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% | ||||||||
Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам, % | ||||||||
Автономный округ |
83,26 |
80,39 |
84,33 |
104,9 |
83,6 |
84,3 |
100,8 |
87,0 |
РФ |
71,9 |
77,0 |
79,07 |
102,7 |
81,0 |
х |
х |
85,0 |
Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза | ||||||||
Качество окружающей среды, % | ||||||||
Автономный округ |
х |
106,3 |
128,3 |
120,7 |
104,2 |
104,2 |
100,0 |
108,3 |
РФ |
х |
106,3 |
114,8 |
107,9 |
104,2 |
х |
х |
108,3 |
Национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" | ||||||||
Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции | ||||||||
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы, процентов к 2020 году | ||||||||
Автономный округ |
100,0 |
95,97 |
107,11 |
111,6 |
97,9 |
116,2 |
118,7 |
118,9 70 |
РФ |
100,0 |
104,5 |
103,5 |
107,2 |
107,2 |
х |
х |
109,9 |
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения, процентов к 2020 году | ||||||||
Автономный округ |
100,0 |
97,8 |
102,0 |
104,3 |
100,2 |
108,4 |
108,2 |
110,1 70 |
РФ |
100,0 |
106,2 |
х |
х |
109,0 |
х |
х |
111,7 |
Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года | ||||||||
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов к 2020 году | ||||||||
Автономный округ |
100,0 |
97,7 |
111,6 |
114,2 |
98,2 |
116,1 |
118,2 |
116,5 (16) |
РФ |
100,0 |
109,5 |
113,6 |
103,7 |
115,1 |
х |
х |
121,2 |
Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек | ||||||||
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых *, тыс. человек | ||||||||
Автономный округ |
223,7 |
231,1 |
264,9 |
114,6 |
235,1 |
237,5 |
101,0 |
239,9 |
РФ |
22953,0 |
23645,0 |
28165,7 |
119,1 |
24030,0 |
х |
х |
24500,0 |
Национальная цель "Цифровая трансформация" | ||||||||
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления | ||||||||
"Цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений, % | ||||||||
Автономный округ |
4,0 |
71,7 |
90,7 |
126,5 |
75,5 |
90,7 |
120,1 |
87,1 (17) |
РФ |
38,1 |
45,0 |
х |
х |
50,0 |
х |
х |
55,0 |
* с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года
1. Национальная цель "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" (портфели проектов (национальные проекты) "Демография", "Здравоохранение", государственные программы "Социальное и демографическое развитие" (18), "Современное здравоохранение" (19), "Развитие физической культуры и спорта" (20), "Поддержка занятости населения" (21)).
1.1. Показатель "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации":
реализуется соглашение о государственно-частном партнерстве по проектированию, строительству, оснащению и технической эксплуатации клинического перинатального центра в городе Сургуте.
1.2. Показатель "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет":
по механизму прямого финансирования созданы 9 объектов здравоохранения: врачебная амбулатория в п. Сосьва Березовского муниципального района (24 пос./смену), поликлиника в п. Мулымья Кондинского муниципального района автономного округа (100 пос./смену), врачебная амбулатория в с. Болчары Кондинского муниципального района (26 пос./смену), "Врачебная амбулатория" в с. Леуши Кондинского муниципального района (26 пос./смену), "Врачебная амбулатория" с. Малый Атлым, Октябрьского района" (24 пос./смену), "Фельдшерско-акушерский пункт" в д. Согом Ханты-Мансийского муниципального района (6 посещений в смену), "Фельдшерско-акушерский пункт" в п. Кирпичный Ханты-Мансийского района" (6 посещений в смену), Фельдшерско-акушерский пункт" с. Реполово Ханты-Мансийского района (8 посещений в смену), бюджетное учреждение автономного округа "Федоровская городская больница", филиал в деревне Русскинской Сургутского муниципального района (46 посещений в смену); продолжается строительство еще 4 объектов здравоохранения: центральная больница на 1100 коек в г. Нижневартовске (1, 2 очереди) (1100 коек/108872 кв. м), бюджетное учреждение автономного округа "Березовская районная больница", поликлиника Березовского муниципального района (338 посещений в смену), "Врачебная амбулатория с дневным стационаром" в с. Локосово Сургутского муниципального района (25 посещений в смену), "Фельдшерско-акушерский пункт в с. Цингалы Ханты-Мансийского района" (8 посещений в смену);
реконструкция комплексного центра социального обслуживания населения в г. Мегионе по механизму прямого финансирования (150 пос./смену).
1.3. Показатель "Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом":
реализуются 7 концессионных соглашений по созданию объектов физической культуры и спорта (4 концессии в г. Сургуте: "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в мкр. А", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и дворец боевых искусств в мкр. 30А", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в мкр. Хоззона", "Спортивный комплекс с искусственным льдом в мкр. Хоззона"; 3 концессии в Сургутском муниципальном районе: "Ледовый каток со спортивной площадкой под навесом в сельском поселении Угут", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом и крытый хоккейный корт в с.п. Лямина", "Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в с.п. Русскинская", "Крытый хоккейный корт в с.п. Русскинская");
по механизму прямого финансирования осуществляется строительство Центра лыжного спорта со специализированным биатлонным стрельбищем в городе Нижневартовске (Лыжно-биатлонный комплекс) (36 чел., 16 мишеней, 758,12 м2, 200,08 м2, 10,3507 га; трибуны на 244 места); Спортивного комплекса "Центр боевых искусств" в городе Нижневартовске (214 чел.; 7777 м2); Многофункционального спортивного комплекса в 27 квартале города Нижневартовска (339 чел.; 13733 м2; трибуны на 3000 мест); Многофункционального спортивного комплекса в городе Нефтеюганске (182 чел.; 12919 м2; трибуны на 1065 мест);
2. Национальная цель "Возможности для самореализации и развития талантов" (портфели проектов (национальные проекты) "Образование", "Культура", государственные программы "Развитие образования" (22), "Культурное пространство" (23)).
2.1. Показатель "Уровень образования":
в соответствии с государственной программой "Развитие образования" реализуются 10 концессионных соглашений по созданию объектов образования, в соответствии с которыми 1 школа введена в эксплуатацию в 2023 году (средняя общеобразовательная школа в квартале 25 г. Нижневартовска на 1125 учебных мест), 4 школы введены в эксплуатацию в 2022 году (Блок 2 средней общеобразовательной школы N 9 в микрорайоне 39 г. Сургута на 550 мест, средняя школа на 1056 учащихся в микрорайоне Учхоз г. Ханты-Мансийска, 2 средние общеобразовательные школы в п. Солнечный и п. Нижнесортымский Сургутского района мощностью по 1100 мест каждая), на разной стадии создания (проектирования) еще 5 школ (средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся в пгт. Белый Яр; средняя школа на 1500 учащихся в районе СУ-967 г. Ханты-Мансийска; средняя общеобразовательная школа N 7 в жилом районе Центральный г. Нягани на 1125 мест, 2 средние общеобразовательные школы в микрорайонах 20А, 5А, г. Сургута на 1500 мест каждая) на общую сумму 18,9 млрд рублей;
по механизму прямого финансирования созданы 3 объекта образования: Образовательно-молодежный центр с блоком питания в г. Ханты-Мансийске (6406,37 кв. м/ 633 чел.), общеобразовательная школа на 1125 учащихся в квартале N 25 г. Нижневартовска, реконструкция школы с пристроем для размещения групп детского сада в с. Чантырья Кондинского муниципального района (120 учащ./30 мест), продолжается строительство еще 5 объектов: Окружной сборный пункт (II этап) в г. Пыть-Яхе на 300 чел., Многофункциональный центр прикладных квалификаций по подготовке персонала на базе бюджетного учреждения профессионального образования автономного округа "Когалымский политехнический колледж" (общежитие кампусного типа на 100 мест) г. Когалыма (100 мест/ 5262,85 кв. м), средняя общеобразовательная школа "Гимназия N 1". (Блок 2) г. Ханты-Мансийска (1150 учащихся), корпус для Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа в г. Ханты-Мансийске (450 мест), школа-детский сад в д. Ушья Кондинского муниципального района.
3. Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" (портфели проектов (национальные проекты) "Жилье и городская среда", "Безопасные качественные дороги", "Экология", государственные программы автономного округа "Развитие жилищной сферы" (24), "Современная транспортная система" (25), "Экологическая безопасность" (26), "Пространственное развитие и формирование комфортной городской среды" (27)).
3.1. Показатель "Улучшение жилищных условий семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства":
определены под комплексное развитие 28 территории общей площадью земельных участков 295,68 га, с градостроительным потенциалом жилой площади 1,71 млн кв. м, приняты решения о комплексном развитии территории: 3 в отношении жилых застроек (г. Сургут - заключены 2 договора, г. Мегион - 1 договор), 2 - в отношении нежилых застроек (незастроенная территория в г. Нижневартовске - заключен 1 договор, нежилая застройка в границах береговой зоны в г. Ханты-Мансийске - договор не заключен).
3.2. Показатель "Улучшение качества городской среды":
осуществляется благоустройство набережной реки Окуневка в пгт. Излучинск Нижневартовского муниципального района по механизму концессионного соглашения на сумму 91,5 млн рублей;
реализуются 17 концессионных соглашений в отношении объектов, систем коммунального комплекса с общим объемом частных инвестиций 15,2 млрд рублей, из них в 2023 году заключены 2 концессионных соглашения в отношении объектов уличного освещения г. Пыть-Яха с объемом частных инвестиций 37,8 млн рублей, в отношении объектов теплоснабжения Кондинского муниципального района с объемом частных инвестиций 16,2 млн рублей;
по механизму прямого финансирования созданы внутриквартальные проезды к участкам индивидуальной жилой застройки в пос. Высокий мыс с.п. Тундрино Сургутского муниципального района общей протяженностью 2 049,23 м, блочно-модульная котельная тепловой мощностью 18 МВт с заменой участка тепловой сети в пгт. Игрим;
создаются инженерные сети к земельным участкам в 20 мкр г. Мегиона (1242,7 м, КНС-2 шт.), водовод от ВК-50 в районе кольца ГРЭС до ВК-15 по ул. Пионерная с устройством повысительной насосной станции в г. Сургуте (10 671,8 м), фильтровальная станция производительностью на 20000 м3 в сутки в г. Нефтеюганске, 7 мкр (20000 куб. м/ сут), магистральный водовод для нужд Поймы-2, Научно-технологического центра в г. Сургуте и перспективной застройки (6,2608 км), канализационная насосная станция с устройством трубопроводов до территории канализационно-очистных сооружений, территория Поймы-2 в г. Сургуте (300 куб. м/час, 1,743 км), сети ливневой канализации с локально-очистными сооружениями для существующих и перспективных объектов территорий: Пойма-2, Пойма-3, кв. П-1, кв. П-2, кв. П-7, кв. П-8, город Сургут (3801 куб. м/сут., 923,1 м), КНС и сети водоотведения в 5 мкр гп. Пойковский Нефтеюганского муниципального района (20,88 куб. м/сут., 573,3 м); водозаборное очистное сооружение 16000 куб. м/сут., водоочистная станция 8000 куб. м/сут, реконструкция станции обезжелезивания в г.п. Федоровский Сургутского муниципального района, корректировка (8000 куб. м/сут.); ведется реконструкция котельной на 6 МВт в пгт. Березово, ул. Аэропорт, д. 6а, реконструкция водоочистных сооружений с обследованием водозабора в г.п. Приобье Октябрьского муниципального района (2000 куб. м/сут).
3.3. Показатель "Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям":
введена в эксплуатацию созданная в соответствии с концессионным соглашением автомобильная дорога "Проспект Комсомольский на участке от ул. Федорова до ул. Кайдалова в г. Сургуте" стоимостью 287,7 млн рублей;
продолжается реализация крупнейшего для автономного округа инфраструктурного проекта "Строительство Мостового перехода через реку Обь в районе города Сургут".
3.4. Показатель "Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%, и снижение объемов отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза":
реализуются проекты по созданию 6 комплексных межмуниципальных (межпоселенческих) полигонов ТКО (в Сургутском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Белоярском, Октябрьском муниципальных районах) общей стоимостью более 10 млрд рублей.
4. Национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (портфели проектов (национальные проекты) "Производительность труда", "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", государственные программы "Развитие промышленности и туризма" (28), "Развитие экономического потенциала" (29)).
4.1. Показатель "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% в 2030 году по сравнению с показателями 2020 года":
заключено первое региональное в Российской Федерации соглашение о защите и поощрении капиталовложений в отношении инвестиционного проекта "Создание производственного комплекса по выпуску фасонного проката мощностью 100 тыс. тонн в год" (объем инвестиций 2,1 млрд рублей, 352 рабочих места);
производство отечественных белковых компонентов - основы сухих молочных продуктов для питания новорожденных и детей до 6 месяцев (объем инвестиций 1,1 млрд рублей, 50 рабочих мест);
создан комплекс по производству особо чистого кварцевого концентрата в Нягани мощностью до 7000 тонн/год кварцевой крупки (объем инвестиций 730 млн рублей, 50 рабочих мест);
создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Нягань";
в целях привлечения в автономный округ потенциальных инвесторов и укрепления отношений с уже сотрудничающими инвесторами инвестиционный потенциал автономного округа представляется на площадках делового пространства Российской Федерации и за рубежом (Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС, г. Ханты-Мансийск, Международная промышленная выставка "Иннопром. Центральная Азия", г. Ташкент, Республика Узбекистан; "ИННОПРОМ - 2023" г. Екатеринбург, "EXPO-RUSSIA IRAN 2023" г. Тегеран, Исламская Республика Иран; Восточный экономический форум, г. Владивосток; Петербургский международный экономический форум, г. Санкт-Петербург; Международная выставка-форум "Россия", г. Москва; Х Международный форум технологического развития ТЕХНОПРОМ-2023, г. Новосибирск, X Юбилейный Российский форум биотехнологий OpenBio-2023, г. Новосибирск).
4.2. Показатель "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек":
заключен первый в Российской Федерации офсетный контракт между региональным заказчиком и поставщиком на производство и поставку кисломолочной продукции. В соответствии с договором поставщик-инвестор создаст (модернизирует) и освоит на территории г. Урая производство кисломолочной продукции в индивидуальной упаковке, обогащенной витаминно-минеральными комплексом (объем инвестиций 50 млн рублей, объем закупки 30 млн рублей);
создано производство сухого пиломатериала в Советском муниципальном районе (объем инвестиций 163 млн рублей, 10 рабочих мест);
создано производство насосных установок для гидравлического разрыва пласта в городе Нижневартовске (объем инвестиций 131,5 млн рублей, 20 рабочих мест);
модернизирован лесозаготовительный комплекс (новая линия производства, укрупнение сырьевой базы) в городе Югорске (объем инвестиций 119,7 млн рублей, 12 рабочих мест);
создано производство планкена (досок для облицовки стен и потолков) и садового паркета из термодревесины в Советском районе (объем инвестиций 5,0 млн рублей, 2 рабочих места);
реконструирована гостиница в г. Сургуте "Сити Парк отель" (объем инвестиций 301,3 млн рублей);
начата реализация проектов по созданию производства химических компонентов (загеливатели, брейкеры для гидроразрыва пластов) для нефтегазовых компаний в пгт Излучинск Нижневартовского муниципального района; первого в автономном округе минизавода по переработке макулатуры в г. Югорске; производства полимерных центраторов на базе индустриального парка в г. Когалыме;
открыто производство компонентных систем беспилотных летательных аппаратов, FPV-дронов, систем доставки (сброса) малогабаритного груза для беспилотных воздушных судов и систем обнаружения беспилотных воздушных судов в г. Ханты-Мансийске (объем инвестиций 1,5 млн рублей, создано 3 рабочих места);
венчурной поддержкой воспользовались и запустили производственную деятельность 2 технологические компании: ООО "ЮВЛ Роботикс - Югра", ООО "Перфобур Сервис";
предоставлены льготные займы Фондом развития автономного округа для реализации 10 проектов на общую сумму 335 млн рублей, из них: по 5 проектам из 8 одобренных в 2023 году на общую сумму 299,5 млн рублей; по 5 проектам, одобренным в 2021 и 2022 годах;
в целях стимулирования экспортной деятельности, мотивирования экспортеров к выходу на новые рынки, а также сохранения достигнутых объемов экспорта запущены: региональный проект "Развитие экспортно ориентированных производств в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", который получил высокую оценку представителей федеральных органов власти и Школы экспорта Российского экспортного центра; совместный проект Правительства автономного округа и Группы Российского экспортного центра по комплексной поддержке нового экспорта региона. Автономный округ включен в пилотный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Российского экспортного центра "Экспортный акселератор". Продукция 45 компаний размещена на электронных торговых площадках, 6 компаний приняли участие в программе "Экспортное наставничество", 10 компаний - в акселерационной программе "Экспортный форсаж".
5. Национальная цель "Цифровая трансформация" (национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (30), Стратегия цифровой трансформации автономного округа, государственная программа автономного округа "Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (31)).
5.1. Показатель "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления":
создана государственная информационная система "Югра Открытая", синхронизированная с федеральными информационными системами, цифровой платформой МСП.рф и обеспечивающая возможность подачи заявок в электронном виде на получение мер поддержки и сопровождение реализации проектов;
созданы условия применения программного обеспечения "Оценка инвестиционных проектов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" при формировании бюджета автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в результате ранжирования в программном обеспечении определены 7 первоочередных инвестиционных проектов из 24 проектов, включенных в реестр коммерческих проектов, 4 из которых были учтены в государственных программах автономного округа.
Таблица 3
Показатели инвестиционной деятельности
|
2010 |
2015 |
2020 |
2022 |
2023 оценка |
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
507,2 |
766,1 |
1006,0 |
1329,4 |
1429,8 |
Индекс физического объема инвестиций, процентов |
|
|
|
|
|
Автономный округ |
108,8 |
93,6 |
102,6 |
110,3 |
104,0 |
РФ |
106,3 |
89,9 |
99,9 |
104,6 |
106,0 |
Инвестиции на душу населения, тыс. рублей |
|
|
|
|
|
Автономный округ |
331,7 |
473,1 |
598,4 |
772,0 |
823,6 |
РФ |
64,1 |
94,9 |
139,2 |
189,9 |
х |
Структура инвестиций по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства), процентов, в том числе: |
|
|
|
|
|
собственные средства предприятий |
83,7 |
84,1 |
86,5 |
87,9 |
86,7 |
привлеченные средства |
16,3 |
15,9 |
13,5 |
12,1 |
13,3 |
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций, процентов |
7,2 |
3,4 |
3,4 |
3,0 |
4,3 |
В рейтинге субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства автономный округ занимает 11-ю позицию, обеспечивая высокий уровень развития правовой основы, механизмов стимулирования проектов, реализуемых на основе концессионных соглашений (32).
Сформированная в автономном округе комплексная система правового и институционального сопровождения инвестиционной деятельности позволила в 2023 году войти в группу регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата по итогам 2022 года (9-я позиция среди субъектов Российской Федерации (33)).
Таблица 4
Правовые акты
в сфере поддержки инвестиционной деятельности, принятые в 2023 году
N п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Цель регулирования |
1 |
2 |
3 |
1. |
Закон автономного округа от 1 июля 2023 года N 52-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Закон дополнен новым инвестиционным режимом "соглашения об осуществлении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности", приведен в соответствие с федеральным законодательством |
2. |
Постановление Правительства автономного округа от 28 июля 2023 года N 365-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (постановление Правительства автономного округа от 10 октября 2022 года N 507-п) |
совершенствование механизма подготовки заключения, содержащего вывод о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) инвестиционного проекта критериям эффективного использования средств бюджета автономного округа в целях применения мер государственной (муниципальной) поддержки, осуществляемых в соответствии с соглашениями о защите и поощрении капиталовложений |
3. |
Постановление Правительства автономного округа от 22 сентября 2023 года N 463-п "О внесении изменений в приложение N 17 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" |
совершенствование Порядка возмещения из бюджета автономного округа затрат в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, приведение в соответствие с федеральным законодательством |
4. |
Постановление Правительства автономного округа от 28 июля 2023 года N 365-п "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (постановление Правительства автономного округа от 29 декабря 2011 года N 510-п) |
приведение нормативного правового акта в соответствие с требованиями Регионального инвестиционного стандарта в автономном округе, актуализация состава Совета при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности |
5. |
Постановление Правительства автономного округа от 19 мая 2023 года N 232-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 октября 2022 года N 492-п "О порядке взаимодействия исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при принятии решения об осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами" |
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, диверсификации экономики автономного округа, ускорения темпа роста экономических показателей несырьевых отраслей экономики автономного округа. Совершенствование механизма заключения контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт) |
6. |
Постановление Правительства автономного округа от 9 июня 2023 года N 253-п "О порядке оценки инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляются государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе или без проведения конкурса" |
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, диверсификации экономики автономного округа, ускорения темпа роста экономических показателей несырьевых отраслей экономики автономного округа. Совершенствование механизма предоставления государственной гарантии автономного округа |
7. |
Постановление Правительства автономного округа от 17 марта 2023 года N 96-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 435-п "Об определении специализированной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, о порядке взаимодействия исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры со специализированной организацией Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и о внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 апреля 2011 года N 114-п "О порядке осуществления отдельных полномочий учредителя (участника) хозяйственных обществ и некоммерческих о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
совершенствование механизма сопровождения инвестиционных проектов в автономном округе, в том числе дополнение функционала специализированной организации автономного округа по привлечению инвестиций и работе с инвесторами оказанием содействия инвестору в осуществлении процедуры подключения (технологического присоединения) к сетям инженерной инфраструктуры, информированием о внедрении Регионального инвестиционного стандарта в автономном округе |
8. |
Распоряжение Губернатора автономного округа от 3 апреля 2023 года N 84-рг "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2022 года N 44-рг "Об инвестиционной декларации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2026 года" |
актуализация инвестиционной декларации автономного округа на период до 2027 года. Закрепление обязательств автономного округа перед инвесторами о незыблемости мер государственной поддержки и стабильности условий ведения бизнеса, обеспечение благоприятного инвестиционного климата |
9. |
Постановление Губернатора автономного округа от 20 июля 2023 года N 103 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 ноября 2020 года N 145 "О премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "За вклад в развитие территориального маркетинга и брендинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
формирование уникального облика автономного округа. Совершенствование процедуры определения лауреатов премии, в том числе уполномоченного органа на прием заявок на соискание премии |
10. |
Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2022 года N 171 "О Порядке согласования Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры изменений существенных условий концессионных соглашений, концедентом по которым является муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Совершенствование механизма реализации концессионных соглашений в автономном округе, концедентом по которым является муниципальное образование |
11. |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 мая 2023 года N 194-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 декабря 2026 года N 506-п "Об утверждении Схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
создание благоприятных условия для привлечения инвестиций. Формирование условий, обеспечивающих возможность эффективного использования территорий региона в социально-экономическом аспекте |
12. |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 августа 2023 года N 406-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2021 года N 213-п "О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
создание благоприятных условия для привлечения инвестиций |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.