г. Краснодар |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А20-5429/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - Северо-Кавказского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 0562073871, ОГРН 1090562000143), ответчика - федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" (ИНН 5008028127, ОГРН 1027739504528) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Каббалкгипроводхоз" (ИНН 0721012122, ОГРН 1050700557082), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения "Центррегионводхоз" в лице филиала "Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов Республики Северная Осетия - Алания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А20-5429/2019, установил следующее.
Западно-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (после смены наименования - Северо-Кавказское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству; далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики" о возложении обязанности возместить вред, причиненный водным ресурсам реки Лескен в связи проведением русло-регулировочных работ, в натуре посредством искусственного воспроизводства 55 500 экземпляров молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Каббалкгипроводхоз" (далее - общество).
Определением суда первой инстанции от 27.01.2020 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена ФГБУ "Центр изучения, использования и охраны водных ресурсов Кабардино-Балкарской Республики" на ФГБВУ "Центррегионводхоз" (далее - учреждение).
Решением от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает на то, что компенсационные мероприятия не выполнены ввиду того, что данные мероприятия не включены в проектно-сметную документацию.
В отзыве на кассационную жалобу управление отклонило ее доводы, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, управление в письмах от 01.12.2011 N 36/923 и от 17.01.2012 N 36/16 согласовало проведение русло-регулировочных работ в пойме реки Лескен (заказчик работ - учреждение; проектировщик - общество).
В названных письмах управление определило величину ущерба и установило следующие обязательные к исполнению мероприятия:
- согласовать конкретные сроки проведения работ с отделом контроля, надзора, охраны среды обитания водных биоресурсов по Кабардино-Балкарской Республике, исключающие период нереста, нагула рыб и повышенной концентрации ихтиопланктона;
- разработать комплексную программу мониторинга водных биоресурсов на весь период проведения указанных работ с привлечением специализированных организаций;
- компенсировать ущерб водным биоресурсам в полном объеме путем осуществления запланированных мероприятий.
Для получении согласования в соответствии с Правилами согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569, общество представило документы об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов и сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - документация по расчету ущерба).
Документация по расчету ущерба водным биоресурсам разработана и составлена проектировщиком самостоятельно в виде расчета компенсационных затрат по ущербу (непредотвращаемых потерь) рыбному хозяйству от расчистки русловых наносов при производстве русло-регулировочных работ, а также расчета стоимости компенсационных затрат.
В качестве компенсационных мероприятий для возмещения ущерба, наносимого рыбным запасам проведением русло-регулировочных работ в пойме реки Лескен, необходимо воспроизвести 0,666 тонны каспийского лосося, для этого в водные объекты района должно быть выпущено 55 500 экземпляров молоди каспийского лосося.
Управление предлагало учреждению в добровольном порядке компенсировать ущерб путем воспроизводства водных биоресурсов.
Ссылаясь на то, что ущерб, причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, не возмещен, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 2 Положения N 380 проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 Положения N 380 (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения N 380). Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в реестре контрактов, 06.08.2012 учреждением заключены государственные контракты с ООО "Фортуна" и ООО "РЕМ-БЫТ-СТРОЙ" на проведение русло-регулировочных работ в пойме реки Лескен, которые выполнены подрядчиками, однако ущерб, причиненный водным биоресурсам и среде их обитания, не возмещен.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, а также положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 2 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Размер причиненного экологического ущерба выполнен управлением исходя из Временной методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 18.12.1989 и Госкомприроды СССР 20.10.1989, которая является действующей. Доказательств, опровергающих правильность расчета, учреждение не представило.
С учетом изложенного суды правомерно возложили на учреждение обязанность по возмещению ущерба в натуре посредством искусственного воспроизводства 55 500 экземпляров молоди рыб каспийского лосося и последующего их выпуска на территории Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А20-5429/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380).
...
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, а также положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 2 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 N 99, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф08-7673/20 по делу N А20-5429/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7673/20
10.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1606/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5429/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5429/19