г. Краснодар |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А63-2126/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Ухова В.И. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьего лица - кадастрового инженера Суслаковой Кристины Валерьевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А63-2126/2020, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления от 20.12.2019 N 26/РКФ/19-61975 об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества: сооружение - железнодорожную рампу боковую N 2 площадью застройки 271, 2 кв. м, расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4 (далее - спорный объект);
- признать незаконным отказ управления от 20.12.2019 N 26/999/001/2019-219771 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект;
- возложить на управление обязанность осуществить государственный кадастровый учет указанного объекта и осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот объект.
Решением от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Заявитель указывает, что учреждение не представило правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, 09.09.2019 учреждение посредством портала государственных услуг управления подало заявление N 30-4992347 о постановке на кадастровый учет спорного объекта 1960 года постройки, вместе с которым представило также заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект (запись в книге учета входящих документов N 26/999/001/2019-219771).
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:25:000000:1737, использующемся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и находящемся в собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН внесена запись от 27.03.2006 N 26-26-12/001/2006-424, и на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждения, о чем в ЕГРН внесена запись от 12.08.2016 N 26-26/008-26/001/302/2016-1443/2).
В целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности учреждение приложило к заявлениям технический план сооружения, подготовленный на основании декларации, заполненной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от 21.03.2016 N 157 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".
20 сентября 2019 года управление вынесло решение N 26/РКФ/19-44455 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что представленный технический план требовал внесения корректировок в части внесения сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен объект; в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки органов технической инвентаризации, свидетельствующие о том, что документы, предусмотренные частью 8 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), у них отсутствуют. При этом в разделе "заключение кадастрового инженера" технического плана должны быть приведены обоснования подготовки технического плана на основании декларации, информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной информации, факте ее утраты (с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов). Площадь застройки в техническом плане разнилась с площадью объекта, определенной в приложениях к техническому плану. Управление указало на необходимость предоставления правоустанавливающих документов.
В целях устранения замечаний управления учреждение 24.09.2019 представило откорректированный технический план (запись N 400 в книге учета входящих документов N 61-0-1-304/3401/2019).
Решением от 26.09.2019 N 26/РКФ/19-45784 управление отказало в снятии приостановления регистрации.
11 октября 2019 года посредством портала управления (запись N 26/999/001/2019-233954) учреждение направило письмо, в котором разъяснялся порядок подготовки технического плана.
В ответ на указанное письмо управление 18.10.2019 направило отказ в отмене приостановления государственной регистрации (N 26/999/001/2019-219771).
16 декабря 2019 года учреждение посредством портала управления (запись N 26/999/001/2019-262466) направило ответ Управления заказчика капитального строительства Южного военного округа по вопросу отнесения рампы к объектам недвижимости.
20 декабря 2019 года в учреждение поступило решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта и уведомление об отказе в обработке заявления о государственной регистрации за N 26/999/001/2019-219771.
Полагая, что отказы являются незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди которых межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Требования к техническому плану определены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ Министерство экономического развития Российской Федерации издало приказ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - требования).
Согласно абзацу 16 пункта 20 требований сведения об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, предусмотренной частью 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ.
На основании части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений" утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению.
В силу части 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению, исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дед Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Суды установили, что спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:25:000000:1737, использующемся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находящемся в собственности Российской Федерации (запись в ЕГРП от 27.03.2006 N 26-26-12/001/2006-424) и на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждения (запись в ЕГРП от 12.08.2016).
По результатам обследования спорного объекта кадастровым инженером установлено, что он представляет собой платформу из бетонной плиты, покрытой асфальтом, с пандусом высотой приблизительно 1 - 1,2 м, располагающуюся на бетонных основаниях. Объект имеет прочную связь с землей, переместить его без соразмерного ущерба невозможно, год его постройки - 1960.
Основанием для отнесения объекта к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций явились следующие документы:
- инвентарная карточка учета нефинансовых активов от 05.08.2019 N 614009;
- приказ учреждения от 29.01.2018 N 27 "О проведении выборочной инвентаризации погрузочно-разгрузочных устройств в целях постановки на бюджетный учет ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации";
- приказ учреждения от 08.08.2018 N 179 "О постановке на бюджетный учет ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимого имущества".
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что спорный объект в силу закона является федеральным имуществом, не выбывал из федеральной собственности с 1960 года, учреждение подписало и предоставило для составления технического плана декларацию об объекте недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157, а также тот факт, что из содержания технического плана и декларации об объекте недвижимости возможно установить наименование объекта недвижимости и год его ввода в эксплуатацию, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя о том, что представленный технический план на сооружение подготовлен в связи с созданием помещения и не содержит обоснований подготовки технического плана в соответствии с декларацией, несостоятелен.
Управление ошибочно полагает, что часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ регулирует порядок составления технических планов на объекты, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Представленная учреждением декларация о спорном объекте выполнена по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 21.03.2016 N 157. Основанием для подписания декларации являлось зарегистрированное за учреждением право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:1737, на котором располагается спорный объект. В разделе технического плана "заключение кадастрового инженера" содержалась указанная информация, перечисленные документы включены в технический план (в составе декларации об объекте недвижимости).
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения в судах обеих инстанций; направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу N А63-2126/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что спорный объект в силу закона является федеральным имуществом, не выбывал из федеральной собственности с 1960 года, учреждение подписало и предоставило для составления технического плана декларацию об объекте недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157, а также тот факт, что из содержания технического плана и декларации об объекте недвижимости возможно установить наименование объекта недвижимости и год его ввода в эксплуатацию, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
...
Управление ошибочно полагает, что часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ регулирует порядок составления технических планов на объекты, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Представленная учреждением декларация о спорном объекте выполнена по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 21.03.2016 N 157. Основанием для подписания декларации являлось зарегистрированное за учреждением право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:1737, на котором располагается спорный объект. В разделе технического плана "заключение кадастрового инженера" содержалась указанная информация, перечисленные документы включены в технический план (в составе декларации об объекте недвижимости)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2020 г. N Ф08-10631/20 по делу N А63-2126/2020