Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2020 г. N Ф08-10631/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А63-2126/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кипкеевым Р.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области от заявителя - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ухова В.И., доверенность от 09.01.2020, в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737) и третьего лица - кадастрового инженера Суслаковой Кристины Валерьевны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2020 по делу N А63-2126/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо, Регорган),
- о признании незаконным решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 20.12.2019 N 26/РКФ/19-61975 об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества: сооружение железнодорожного транспорта - железнодорожной боковой N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м., расположенной по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4,
- о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 20.12.2019 N 26/999/001/2019-219771 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: сооружение железнодорожного транспорта - железнодорожную рампу боковую N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м, расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4,
- об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости: сооружение железнодорожного транспорта- железнодорожную боковую N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м., расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4,
- об обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: сооружение железнодорожного транспорта - железнодорожную боковую N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м., расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4.
Решением от 03.07.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что заявитель на государственную регистрацию представил необходимые документы, оснований для отказа в постановке на кадастровый учет и в государственной регистрации права собственности у регистрирующего органа не имелось.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о возникновении права, а представленный технический план на сооружение подготовлен в связи с созданием помещения, однако, документов препровождающих порядок создания объекта недвижимости на регистрацию также не представлено.
В отзыве учреждение возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Кадастровый инженер Суслакова К. В. привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, отзыв на апелляционную жалобу не направила, в суд не явилась.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие учреждения и третьего лица, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сотрудником учреждения, являющимся уполномоченным лицом Министерства обороны Российской Федерации на основании нотариальной доверенности, посредством портала государственных услуг Управления Росреестра по СК, 09.09.2019 подано заявление N 30-4992347 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - железнодорожной рампы боковой N 2, 1960 года постройки вместе с которым представлялось также заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект, согласно записи в книге учета входящих документов N 26/999/001/2019-219771.
Вышеуказанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:25:000000:1737, использующемся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находящемся в собственности Российской Федерации (о чем в ЕГРП внесена запись от 27.03.2006 N 26-26-12/001/2006-424) и на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения (о чем в ЕГРП внесена запись от 12.08.2016 N 26-26/008-26/001/302/2016-1443/2).
К заявлениям, в целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности, прилагался технический план сооружения, подготовленный на основании декларации, заполненной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития N 157 от 21.03.2016 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".
Регорганом 20.09.2019 вынесено решение N 26/РКФ/19-44455 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что представленный технический план требовал внесения корректировок в части внесения сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором расположен объект, в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки органов технической инвентаризации, свидетельствующие о том, что документы, предусмотренные частью 8 статьи 24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, у них отсутствуют. При этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана должны быть приведены обоснования подготовки технического плана на основании декларации, информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной информации, факте ее утраты с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов. Также в техническом плане площадь застройки разнилась с площадью объекта, указанной в приложениях к техническому плану. Регорганом также указано на необходимость предоставления правоустанавливающих документов на объект. Последним замечанием регоргана была невозможность идентифицировать объект в качестве объекта недвижимости, так как не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка создания объекта недвижимости.
В целях устранения замечаний государственного регистратора, уполномоченным лицом учреждения 24.09.2019 в регистрирующий орган представлен откорректированный технический план согласно записи N 400 в книге учета входящих документов N 61-0-1-304/3401/2019
Решением от 26.09.2019 N 26/РКФ/19-45784 регорганом отказало в снятии приостановления регистрации по следующим мотивам: в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки органов технической инвентаризации, свидетельствующие о том, что документы, предусмотренные ч.8 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, у них отсутствуют. При этом, в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана должны быть приведены обоснования подготовки технического плана на основании декларации, информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной информации, факте ее утраты с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов; невозможность идентифицировать объект в качестве объекта недвижимости, так как не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении установленного порядка создания объекта недвижимости.
В этой связи 11.10.2019 посредством портала Росреестра (запись N 26/999/001/2019-233954) государственному регистратору направлено письмо, в котором разъяснялся порядок подготовки технического плана.
Между тем, 18.10.2019 регорганом направлен отказ в отмене приостановления госрегистрации (N 26/999/001/2019-219771).
Уполномоченным лицом учреждения 16.12.2019 в адрес регоргана направлен посредством портала Росреестра (N 26/999/001/2019-262466) ответ управления заказчика капитального строительства Южного военного округа по вопросу отнесения железнодорожной рампы к объектам недвижимости.
В адрес учреждения 20.12.2019 за N 26/РКФ/19-61975 поступило решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта и уведомление об отказе в обработке заявления о государственной регистрации за N 26/999/001/2019-219771 по основаниям, указанным ранее в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета и регистрации права.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, считая незаконными решения от 20.12.2019 N 26/РКФ/19-61975 об отказе в постановке на кадастровый учет и отказа от 20.12.2019 N 26/999/001/2019-219771 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 вышеназванного Федерального закона.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
Учреждением 09.09.2019 подано заявление N 30-4992347 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - железнодорожной рампы боковой N2, 1960 года постройки вместе с которым представлялось также заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект, согласно записи в книге учета входящих документов N26/999/001/2019-219771.
Названный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:25:000000:1737, использующемся для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, находящемся в собственности Российской Федерации (о чем в ЕГРП внесена запись от 27.03.2006 N 26-26-12/001/2006-424) и на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения (о чем в ЕГРП внесена запись от 12.08.2016 N 26-26/008-26/001/302/2016-1443/2).
Согласно части 7 статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Таким образом, законом установлено, что составление технического плана сооружения является ни чем иным как подготовкой в установленном государственными органами порядке специального документа об объекте недвижимости, на основании которого производятся государственный кадастровый учет и регистрация прав.
В соответствии с частью 13 статьи 24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ Министерство экономического развития РФ издало приказ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Пунктом 20 названного нормативного правового акта установлено, что сведения об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, предусмотренной частью 5 статьи 70 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Реализуя положения указанной нормы, Минэкономразвития РФ издало приказ от 21.03.2016 N 157 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".
Пункт 24 требований, утвержденных Приказом N 157, устанавливает, что в реквизите "Документы-основания владения или пользования объектом недвижимости" приводятся реквизиты таких документов (вид документа, дата, номер, наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления), в соответствии с которыми описываемый в Декларации объект недвижимости относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, при наличии таких документов. При отсутствии документов-оснований владения или пользования зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства в случае заполнения Декларации в отношении данных объектов недвижимости в реквизите "Документы-основания владения или пользования объектом недвижимости" могут быть указаны реквизиты документов-оснований владения или пользования земельным участком, в пределах которого расположен соответствующий объект недвижимости, при наличии таких документов.
При обращении с заявлениям, в целях постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности, заявителем прилагался технический план сооружения, подготовленный на основании декларации, заполненной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от 21.03.2016 N 157 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".
Кадастровые работы в отношении сооружения железнодорожного транспорта -железнодорожная рампа боковая N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край. Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4, 1960 года постройки, выполнялись кадастровым инженером на основании государственного контракта от 02.07.2019 N 467/ЗК/2019/ДГЗ/3.
По результатам обследования спорного объекта кадастровым инженером установлено, что он представляет собой платформу из бетонной плиты, покрытой асфальтом, с пандусом высотой приблизительно 1-1.2 м, располагающейся на бетонных основаниях. Так как объект имеет прочную связь с землей, переместить его без соразмерного ущерба не возможно, он отнесен к недвижимому имуществу.
Согласно части 5 статьи 70 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ в срок до 2020 года, документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Отнесение военного имущества к федеральной собственности установлено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Согласно приложению N1 к указанному Постановлению, исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дед Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, спорная железнодорожная рампа N 2, находящаяся на балансе учреждения, построенная на земельном участке Министерства обороны Российской Федерации, в силу закона является федеральным имуществом и не выбывала из него с 1960 года.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерацией от 16,08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерацией в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах но управлению федеральным имуществом").
В соответствии с пунктом 5 и подпунктом 71 пункта 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и подведомственным ему воинских частях и организациях, предоставлены только Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации делегированы полномочия собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, воинскими частями и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, ню подтверждает право на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении спорного объекта.
Учитывая изложенное, требование заинтересованным лицом каких-либо дополнительных документов в отношении объекта необоснованно и незаконно, так как согласно части 2 статьи 69 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами. При этом законодателем, в статье 70 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ определен специальный механизм упрощенной регистрации и кадастрового учета военных объектов.
Согласно абзацу 16 пункта 20 Приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 сведения об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, предусмотренной частью 5 статьи 70 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Основанием для отнесения объекта, к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций явились следующие документы: инвентарная карточка учета нефинансовых активов от 05.08.2019 N 614009; приказ ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны. Российской Федерации от 29.01.2018 N 27 "О проведении выборочной инвентаризации погрузочно-разгрузочных устройств в целях постановки на бюджетный учет ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации"; приказ ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 08.08.2018 N 179 "О постановке на бюджетный учет ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации недвижимого имущества".
Учреждением подписана и предоставлена для составления технического плана декларация об объекте недвижимости по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 21.03.2016 N 157. Основанием для подписания декларации являлось зарегистрированное за учреждением право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:25:000000:1737, на котором располагается железнодорожная рампа боковая N 2.
В разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" содержалась указанная выше информация, перечисленные выше документы включены в состав технического плана (в составе декларации об объекте недвижимости).
Таким образом, вышеуказанные закон и приказ, устанавливающие требования к составлению технического плана и декларации, не содержат требований о включении в состав этих документов справок, свидетельствующих об отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, часть 8 статьи 24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ не регулирует порядок составления технических планов на объекты, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и под ведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Судом установлено, что из содержания технического плана, декларации об объекте недвижимости возможно установить наименование объекта недвижимости: железнодорожная рампа боковая N 2 и год его ввода в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах и учитывая, что какой-либо иной объект со схожим наименованием и порядковым номером не заявлен на государственную регистрацию и постановку на кадастровый учет, технический план и его приложения приведены к единым характеристикам, суд пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа препятствий для идентификации спорного объекта.
Судом также принято во внимание обстоятельство, что раннее регорганом произведена регистрация права собственности Российской Федерации на рампу N 4 (запись в ЕГРН 26:25:110204:77-26/001/2019-1), которая расположена на том же земельном участке, что и заявленный объект - рампа N 2.
Действия регоргана по отказу в постановке на кадастровый учет и в регистрации права на объект - рампа N 2 противоречат принципу правовой определенности.
При изложенных обстоятельствах, установив, что право федеральной собственности на заявленный объект возникло в силу закона, заключением кадастрового инженера, не оспоренного в установленном порядке, отнесен к объектам недвижимости, и в отношении которого законодательством предусмотрен специальный механизм регистрации и кадастрового учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии действий управления по отказу в постановке на кадастровый учет и отказа от 20.12.2019 N 26/999/001/2019-219771 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: сооружение железнодорожного транспорта - железнодорожную рампу боковую N 2, площадью застройки 271, 2 кв.м, расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная, в/г 4.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Доводы управления основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2020 по делу N А63-2126/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2126/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Суслакова Кристина Валерьевна