г. Краснодар |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А32-57849/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) - Козловой Т.В. (доверенность от 15.03.2019), в отсутствие заявителя - непубличного акционерного общества "Переработка экологических активов" (ИНН 3455053594, ОГРН 1183443000509), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу непубличного акционерного общества "Переработка экологических активов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2020 по делу N А32-57849/2019, установил следующее.
НАО "Переработка экологических активов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - банк) со следующими требованиями:
- признать бездействие банка, выразившееся в невозобновлении эмиссии ценных бумаг и регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска бездокументарных ценных бумаг (акций) в количестве 500 тыс. шт. номинальной стоимостью одной ценной бумаги 1 тыс. рублей;
- возложить на банк обязанность вынести решение о возобновлении эмиссии ценных бумаг и регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска бездокументарных ценных бумаг (акций) общества в количестве 500 тыс. шт., номинальной стоимостью одной ценной бумаги 1 тыс. рублей.
Решением от 10.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить требования. По мнению заявителя, суды необоснованно положили отчет службы анализа рисков Банка России (далее - САР) по проведению анализа отчета об оценке от 28.03.2018 N 17-18 О/ЮЛ в основу обжалуемых судебных актов. САР фактически произвела экспертизу отчета, что является незаконным. Отчет об оценке не является документом, обязательным к представлению заявителем для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, основания для приостановления эмиссии ценных бумаг отсутствуют.
В отзыве на жалобу банк просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель банка возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя банка, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 17.01.2018.
Общество направило в адрес банка заявление от 19.11.2018 для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, размещенных путем распределения среди учредителей общества.
В письме от 04.04.2019 N ТЗ-11-1-8/12386 банк уведомил общество о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций и предложил до 19.04.2019 устранить нарушения требований статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Положения Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - стандарты; приложения N 5, 9, 10 и 22 и пункт 1 приложения N 7).
В письме от 08.05.2019 N ТЗ-11-1-8/16023 банк уведомил общество о приостановлении эмиссии в соответствии с решением Банка России от 06.05.2019. Основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), пунктами 2.1, 2.2 Положения Банка России от 21.10.2015 N 500-П "О порядке приостановления и возобновления эмиссии ценных бумаг, признания выпуска (дополнительного) выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся" (далее - Положение N 500-П) послужило неисполнение обществом стандартов, Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", несоответствие отчета об оценке от 28.03.2018 N 17-18О/ЮЛ (далее - спорный отчет) Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - федеральные стандарты оценки).
Этим же письмом банк предложил до 03.06.2019 устранить нарушения и представить пояснения и опись представляемых документов, решение о выпуске акций, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, анкету эмитента, электронный носитель с текстами описи документов, решения и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, анкеты эмитента.
В письме от 06.06.2019 N ТЗ-11-1-8/19594 "О документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг" банк предложил до 05.07.2019 устранить нарушения, указанные в письме, и в спорном отчете оценщика, представить пояснения, отчет об оценке исключительного права собственности на использование объекта интеллектуальной собственности, опись представляемых документов, решение о выпуске акций, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, анкету эмитента, электронный носитель с текстами описи документов, решения и отчет об итогах выпуска ценных бумаг, анкету эмитента.
В письме от 18.07.2019 N ТЗ-11-1-8/24823 "О документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг" банк сообщил обществу о направлении отчета об оценке исключительного права собственности на использование объекта интеллектуальной собственности от 28.03.2018 N 17-18 О/ЮЛ в САР для анализа, по результатам которого будет принято решение в отношении представленных эмитентом документов.
В письме от 18.07.2019 N ТЗ-11-1-8/27585 "О документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг" банк на основании замечаний САР по итогам рассмотрения спорного отчета предложил обществу до 10.09.2019 устранить указанные в названном письме и письме от 08.05.2019 N ТЗ-11-1-8/16023 нарушения и представить в регистрирующий орган отчет об оценке исключительного права собственности на использование объекта интеллектуальной собственности, соответствующий закону об оценке и федеральным стандартам оценки.
В письме от 24.09.2019 N ТЗ-11-1-8/32588 "О документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг" банк предложил обществу до 25.10.2019 устранить указанные в названном письме и письмах от 08.05.2019 N ТЗ-11-1-8/16023 и от 06.06.2019 N ТЗ-11-1-8/19594 нарушения и представить в регистрирующий орган отчет об оценке исключительного права собственности на использование объекта интеллектуальной собственности, соответствующий закону об оценке и федеральным стандартам оценки.
По мнению истца, предложение об устранении нарушений Закона N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки, содержащееся в письме от 24.09.2019 N ТЗ-11-108/32588, является незаконным и необоснованным.
В ответ на названное письмо общество направило банку претензионное письмо с просьбой о возобновлении эмиссии ценных бумаг на основании пункта 2.7.1 Положения N 500-П и осуществлении государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, мотивируя это уведомлением от 08.05.2019 N ТЗ 11-1-8/16023 о приостановлении эмиссии ценных бумаг общества.
Рассмотрев претензионное письмо общества, банк письмом от 11.11.2019 N ТЗ-11-108/338116 отказал в возобновлении эмиссии ценных бумаг и регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, мотивируя это тем, что САР в соответствии с Положением вправе проводить экспертизу и проверку отчетов об оценке, составленных оценщиками, в том числе рыночной стоимости прав, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав) поднадзорной организации, а общество не устранило нарушения, указанные в письмах банка от 08.05.2019 N ТЗ-11-1-8/16023, от 06.06.2019 N ТЗ-11-1-8/19594 и от 09.08.2019 N-ТЗ 11-1-8/27585. При этом обществу было предложено представить отчет об оценке, соответствующий требованиям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 10.2 статьи 4 и статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.
В силу статьи 76.2 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Пунктами 2 и 3 статьи 42 Закона N 39-ФЗ установлено, что Банк России утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, устанавливает порядок регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации и порядок регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов; разрабатывает и утверждает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе с учетом вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и характера совершаемых операций.
Суды установили, что решением банка от 06.05.2019 приостановлена эмиссия акций обыкновенных именных бездокументарных общества (далее - эмитент), размещенных путем их распределения среди учредителей акционерного общества, поскольку в соответствии с представленными обществом документами в оплату размещенных ценных бумаг эмитента внесены нематериальные активы, а именно исключительное право собственности на использование объекта интеллектуальной собственности (далее - ОИС) - ноу-хау, разработанного ООО "Лес" и созданного на его основе бизнес-плана социального инновационного проекта "Переработка экологических активов" на строительство завода по переработке коммунальных бытовых отходов (КБО) г. Волгограда в Городищенском районе Волгоградской области.
Согласно пункту 13.7 Положения Банка России N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" в случае, если в оплату акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, внесены неденежные средства (ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку), для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия составленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчета оценщика (разделов отчета оценщика, содержащих основные факты и выводы (резолютивной части).
Независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Лившицем В.Л. определена рыночная стоимость оцениваемого права на использование ОИС, которая согласно спорному отчету составила 777 490 тыс. рублей.
Указанный отчет направлен банком в САР.
Согласно пункту 2.1.2 Положения о Службе анализа рисков N 22-2018, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 15.06.2018 N 21, одной из основных задач САР является проверка отчетов об оценке, составленных оценщиками, а также проведение оценки рыночной и справедливой стоимости имущества (в том числе интеллектуальных прав).
По результатам проверки спорного отчета САР установила следующие нарушения:
- расчет стоимости объекта оценки проведен на основе бизнес-плана социального инновационного проекта "Переработка экологических активов" на строительство завода по переработке КБО в Городищенском районе г. Волгограда Волгоградской области; при этом сам бизнес-план в спорный отчет не представлен;
- на странице 10 спорного отчета представлена информация о том, что в рамках предприятия коллективом ученых и специалистов в области переработки и утилизации КБО подобраны автоматические агрегаты и установки для целей реализации технологии, предусмотренной ОИС. При этом информация о составе, характеристиках и стоимости указанного оборудования в спорном отчете не представлена. В спорном отчете так же не представлена информация о составе недвижимого имущества, в рамках которого планируется установка оборудования, а также необходимые для этой цели инвестиции в инфраструктуру. Данная информация является существенной с точки зрения определения стоимости объекта оценки, и ее отсутствие не позволяет сформировать мнение пользователю спорного отчета о достоверности определения стоимости объекта оценки. Нарушены пункты 5, 10 и 11 федеральных стандартов оценки N 3, а также статья 11 Закона N 135-ФЗ;
- в спорном отчете представлены результирующие показатели выручки, затрат, инвестиций и прибыли от использования объекта оценки, при этом отсутствует информация, идентифицирующая объект оценки, а также формируемые объектом оценки выгоды, в том числе:
1) идентификация объекта оценки, включая сведения об объеме прав, с приложением подтверждающих документов;
2) информация о режиме предоставленной правовой охраны интеллектуальной собственности, включая объем, сроки, территории правовой охраны, наличие ограничений (обременений) в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность;
3) согласованная проектная и техническая документация с детальным описанием технологии производства готовой продукции с использованием объекта оценки, а также расчетом технико-экономических показателей;
4) детализированная информация о комплексе имущества, в рамках которого планируется организация производства, в том числе состав (с описанием индивидуальных характеристик отдельных объектов), балансовая/рыночная стоимость элементов комплекса имущества, доходы, формируемые комплексом имущества без учета объекта оценки, себестоимость производства, расходы (производственные, общехозяйственные, управленческие, коммерческие, прочие расходы, амортизация); копии действующих контрактов с основными поставщиками и покупателями; финансовая отчетность (бухгалтерский баланс отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств) с расшифровками 3 года, предшествующих дате оценки (при наличии);
5) информация об обременениях имеющегося комплекса имущества (при наличии);
6) информация об инвестициях/затратах, необходимых для организации производства на основе объекта оценки, в разбивке по видам затрат и приложением подтверждающей документации (проекты, контракты, соглашения, коммерческие предложения и прочее);
7) план-график работ по реализации производства на основе объекта оценки;
8) план-график финансирования;
9) информация об источниках финансирования с приложением условий и графиков получения и возврата займов;
10) информация о соответствии качества выпускаемой продукции экологическим требованиям;
11) детализация себестоимости на уровне видов готовой продукции в разбивке по видам издержек, в том числе на постоянные и переменные;
12) приведение основных макроэкономических показателей, а также их прогнозов, от которых зависят себестоимость производства и цены реализации готовой продукции;
13) анализ рынка продукции, производимой с учетом объекта оценки, с отражением емкости рынка и ценообразования;
14) технические условия на энергоресурсы необходимые для осуществления производства в рамках проекта;
15) бизнес-план без учета эффекта от использования объекта оценки, с отражением объемов производства (в натуральных и стоимостных показателях) и реализации продукции, выручки (по видам готовой продукции), себестоимости (в разбивке на постоянные и переменные составляющие, в разрезе видов выпускаемой продукции), расходов (управленческие, коммерческие, прочие расходы, амортизация, проценты к уплате), доходов (прочие доходы, проценты к получению);
16) бизнес-план с учетом эффекта от использования объекта оценки с отражением объемов производства (в натуральных и стоимостных показателях) и реализации продукции, выручки (по видам готовой продукции), себестоимости (в разбивке на постоянные и переменные составляющие, в разрезе видов выпускаемой продукции), расходов (управленческие, коммерческие, прочие расходы, амортизация, проценты к уплате), доходов (прочие доходы, проценты к получению);
17) информации о применяемых налоговых ставках и обязательных сборах, а также получаемых грантах и/или субсидиях и условиях их получения (при наличии);
18) согласованная в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектная и разрешительная документация на строительство/реконструкцию комплекса имущества, в рамках которого планируется внедрение технологии;
19) имеющаяся контрактная база на приобретение сырья, поставку готовой продукции с учетом и без учета объекта оценки.
Поскольку в отчете отсутствуют документы, идентифицирующие объект оценки, а также выгоды, формируемые объектом оценки, верифицировать результаты оценки рыночной стоимости не представляется возможным.
Нарушены пункты 5, 10 и 11 федеральных стандартов оценки N 3, пункты 5, 7 и 13а федеральных стандартов оценки N 11, а также статья 11 Закона N 135-ФЗ.
Кроме того, САР установила, что стоимость объекта оценки рассчитана оценщиком методом дисконтирования денежных потоков (будущих экономических выгод) в рамках доходного подхода.
В рамках метода оценщиком рассчитана ставка дисконтирования на уровне 32,84%.
САР указала, что в отчете не отражена информация о стадии реализации проекта на дату оценки, а также информация о ставках дохода на капитал, вложений, сопоставимых по уровню риска с объектом оценки. Специфика инвестиций в нематериальные активы связана с тем обстоятельством, что риски здесь больше, соответственно, больше премии за риск и ставки дисконта. Ставка дисконтирования представляет собой ставку доходности, которую покупатель или инвестор ожидает получить от вложения своих средств в компанию.
В экономическом смысле в роли ставки дисконтирования выступает требуемая инвесторами ставка дохода на капитал, вложенный в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Другими словами - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.
Согласно источникам, для нематериальных активов, обладающих характеристиками объекта оценки (уровень риска, стадия жизненного цикла), ставка дисконтирования находится в диапазоне 53 - 70%.
Рассчитанная оценщиком ставка дисконтирования не соответствует стадии жизненного цикла объекта оценки, а также не учитывает связанные с оцениваемым нематериальным активом риски и ведет к завышению стоимости объекта оценки.
Нарушен пункт 13 федерального стандарта оценки N 11.
В выводах, изложенных по итогам проведенного анализа, САР указала, что стоимость, отображенная в спорном отчете, не может быть принята в качестве достоверной, а сам отчет использован в качестве документа доказательного значения.
Суды установили, что по результатам проверки отчета САР направила в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированную жалобу на действия оценщика, являвшегося на момент составления отчета, действительным членом СРО "Российское общество оценщиков". Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте СРО в сети Интернет, в отношении независимого оценщика Лившица В.Л. неоднократно применялись дисциплинарные меры; 13.02.2019 он исключен из членов СРО.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что банк, действуя в рамках полномочий, установленных пунктом 10 статьи 4, статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ, статьями 20, 26 и 42 Закона N 39-ФЗ, вынес решение о приостановлении эмиссии акций обыкновенных именных бездокументарных общества, полно и всесторонне рассмотрел представленные заявителем документы, а также тот факт, что определенная в спорном отчете рыночная стоимость ОИС общества не является достоверной в силу допущенных в ходе оценки нарушений законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем признали действия банка законными и отказали в удовлетворении требований общества.
Довод общества о том, что отчет об оценке не является документом, обязательным к представлению заявителем для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг, у банка есть достаточные данные, позволяющие признать отсутствие оснований для приостановления эмиссии ценных бумаг, несостоятелен.
В соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг" отчет об оценке не является документом, обязательным к предоставлению заявителем для государственной регистрации эмиссии ценных бумаг (акций), размещаемых при учреждении акционерного общества. Вместе с тем указанное положение начало действовать 11.05.2020. До этой даты применению подлежит Положение Банка России от 11.08.2014 N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", согласно пункту 13.7 которого представление отчета оценщика является обязательным. Пунктом 1 информационного письма Банка России от 25.12.2019 N ИН-06-28/100 "О применении Положения Банка России от 19.12.2019 N706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг"" предусмотрено, что указанные стандарты не применяются к отношениям, связанным с государственной регистрацией выпуска (выпусков) акций, размещенных при учреждении акционерного общества, если государственная регистрация акционерного общества - эмитента осуществлена до 01.01.2020.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как необоснованные, поскольку фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, получившие надлежащую оценку суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2020 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до результата рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказано, с общества надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2020 по делу N А32-57849/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с непубличного акционерного общества "Переработка экологических активов" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.