г. Краснодар |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А61-852/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бязрова Ильи Италовича (ИНН 151501157680, ОГРНИП 307151506800029) - Бязрова И.И. (паспорт), Чабиева О.Г. (доверенность от 14.02.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А61-852/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бязров И.И. (далее - глава хозяйства, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальное управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.02.2019 N 05-/438 (т. 1, л. д. 23), об отказе в предоставлении главе хозяйства в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское.
Определением от 28.11.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принято изменение предмета заявленных требований: заявитель просил признать незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, необходимого для содержания и эксплуатации объектов недвижимости заявителя, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0010202:99; обязать территориальное управление осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га в целях образования участка площадью 453,0587 га, необходимого для содержания и эксплуатации по назначению объектов недвижимости главы хозяйства; после образования земельного участка площадью 453,0587 га и постановки на кадастровый учет обязать территориальное управление направить предпринимателю в установленном законом порядке проект договора аренды в отношении образованного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Северная Осетия-Алания, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство образования).
Решением от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2020, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, необходимого для содержания и эксплуатации объектов недвижимости главы хозяйства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0010202:99, с возложением на данный орган обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов главы хозяйства, для чего в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного решения образовать земельный участок площадью 453,0587 га, необходимый для содержания и эксплуатации по назначению объектов недвижимости предпринимателя, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, а также направить в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка площадью 453,0587 га, сроком на 49 лет; распределены судебные расходы. Судебные акты обеих инстанций мотивированы тем, что площадь испрашиваемого земельного участка (453,0587 га) определяется, исходя из его функционального использования, исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, должна быть им соразмерна. Согласно заключению эксперта от 11.11.2019 N 218/2019-Э (т. 4, л. д. 4 - 63) норма земель, отводимых под организацию животноводческой фермы в составе объектов: здание фермы площадью 559,1 кв. м, здание гаражей (мастерских) площадью 2445,8 кв. м, здание фермы площадью 1884,9 кв. м с поголовьем 450 голов крупного рогатого скота, без учета нормы пастбищ, составит 4 530 587 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, местоположение (адресный ориентир): Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское, превышает площадь, достаточную и необходимую для содержания и эксплуатации по назначению следующих объектов: нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:192 площадью 2445,8 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:186 площадью 1884,9 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:195 площадью 559,1 кв. м. Потребность в пастбищах необходимо будет обеспечить за счет иных земель сенокошения и выпаса скота. При экспертном осмотре территории земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 в границе данного участка не установлено наличие автодороги местного (муниципального) значения, комплекса зданий птицефабрики, которые формируют ее санитарно-защитные зоны. Исследование представленных и дополнительно запрошенных документов также не указало на существование таких объектов на территории земельного участка либо в непосредственном смежестве. Комплекс птицефабрики, расположенный западнее территории исследуемого участка, не распространяет санитарно-защитную зону (СЗЗ) на территорию земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 согласно документации по территориальному планированию Михайловского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. Объектов недвижимости иного назначения, режим хозяйственной деятельности которых позволит отнести их к собственности иных лиц (не главы хозяйства), в пределах производственной площадки в южной части земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 не установлено. Вместе с тем в центральной и северной частях земельного участка установлено наличие опор ВЛ, которые вероятно эксплуатируются ресурсоснабжающими компаниями или естественными монополиями (МРСК). Объекты с кадастровыми номерами 15:08:0010202:192, 15:08:0010202:186, 15:08:0010202:195 на праве собственности принадлежат предпринимателю. Руководствуясь выводами эксперта, суды признали доказанным обоснование предоставления заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 453,0587 га, который надлежит образовать из земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га. Нежилые здания, принадлежащие на праве собственности предпринимателю, предназначены для использования в качестве фермы как единого комплекса для осуществления сельскохозяйственной деятельности. С учетом назначения объектов и представленных договоров на покупку поголовья скота площадь испрашиваемого участка должна составлять 453,0587 га. Порядок осуществления территориальным управлением государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов урегулирован Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2017 N 166 (далее - административный регламент), применимый для всех случаев, при которых в соответствии с действующим земельным законодательством допускается предоставление в аренду земельных участков без проведения торгов, в том числе по пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Суды также указали, что объекты, для использования которых испрашивается земельный участок, ранее принадлежали ФГУП ОПХ "Михайловское": нежилое здание гаражей-мастерских с кадастровым номером 15:08:0010202:192 площадью 2445,8 кв. м приобретено в ходе проведения процедуры банкротства данного предприятия у конкурсного управляющего по итогам открытых торгов с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.05.2012 N 4, здания фермы с кадастровым номером 15:08:0010202:195 площадью 559,1 кв. м и кадастровым номером 15:08:0010202:186 площадью 1884,9 кв. м приобретены у территориального подразделения Российского фонда федерального имущества (ликвидировано с передачей функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом). Земельный участок, на котором находятся эти объекты недвижимости, являлся частью земельного участка площадью 703 га, предоставленного ФГУП ОПХ "Михайловское" на праве постоянного (бессрочного) пользования по государственному акту N 78 (без даты). Обстоятельства возникновения права постоянного (бессрочного) пользования ОПХ "Михайловское" и права федеральной собственности на указанный участок установлены вступившим в законную силу решением от 26.08.2010 по делу N А61-1234/2010. С момента приобретения права собственности на указанные объекты к главе хозяйства перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Поскольку в силу положений статьи 39.9 Земельного кодекса крестьянское (фермерское) хозяйство не относится к категории лиц, которым земельный участок может принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, у заявителя возникло право на обращение с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 (в порядке переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования). Доводы министерства образования о том, что предоставление испрашиваемой части земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 главе хозяйства для эксплуатации его объектов создает угрозу целевому использованию земли и не соответствует Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, отклонены судами ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих об изменении собственником функционального назначения объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
В кассационной жалобе министерство образования просит решение от 30.12.2019 и апелляционное постановление от 12.08.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на неправомерное принятие судом уточнений заявленных требований, так как одновременно изменен предмет и основание иска, что недопустимо по смыслу статьи 49 Кодекса. Суды не учли преюдициально установленные в рамках дела N А61-1355/2016 обстоятельства, подтверждающие, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:99, 15:08:0010202:17 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ОНО ОПХ "Михайловское" (ликвидировано 29.01.2013), подведомственное Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия). В рамках процедуры банкротства ОНО ОПХ "Михайловское" упомянутые земельные участки не реализованы, о намерении Россельхозакадемии использовать их для осуществления научной деятельности территориальное управление не извещено. Распоряжение такими участками в силу статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" следовало осуществлять с согласия Россельхозакадемии и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности. Постановлением Президиума Россельхозакадемии от 14.09.2010 (протокол N 8, в редакции протокола от 10.10.2012 N 10) принято решение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:08:0010202:99 и 15:08:0010202:17 общей площадью 688,6736 га из землепользования ОНО ОПХ "Михайловское" в постоянное (бессрочное) пользование Государственного научного учреждения Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ СКНИИ ГиПСХ Россельхозакадемии) в установленном законом порядке. Несмотря на то, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки не переоформлено, Россельхозакадемия известила территориальное управление о намерении использовать эти земли в целях осуществления научной деятельности. В этой связи суды неправомерно отказали Федеральному научному центру "Владикавказский научный центр Российской академии наук" (далее - ВНЦ РАН) во вступлении в дело. В рамках "Программы развития ВНЦ РАН на 2016-2021 годы", утвержденной 24.10.2016 ФАНО России, определена необходимость использования земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 для достижения целей, поставленных перед учреждением. Комиссия министерства образования по рассмотрению вопросов управления, списания, распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за федеральными государственными учреждениями, подведомственными министерству образования, и совершения ими крупных и иных сделок единогласно приняла решение о согласовании предоставления ВНЦ РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 08.11.2018 N 1/У-18, после чего ВНЦ РАН обратился в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного пользования), однако, ему отказано по мотиву рассмотрения в суде дела N А61-2432/2018. По окончании судебного разбирательства по названному делу ВНЦ РАН повторно направил в территориальное управление заявление о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования от 30.05.2019 (до настоящего времени заявление не рассмотрено). Земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначен для выращивания сельскохозяйственной продукции. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года", закреплена необходимость предотвращения сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Обозначенные цели социально-экономического развития и современное состояние земельных ресурсов определяют в качестве главной задачи правового регулирования земельных отношений закрепление правил, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, в первую очередь - земель сельскохозяйственного назначения. Обжалуемые судебные акты нарушают интересы государства и общества, а также прав и законных интересов министерства образования в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за федеральными государственными учреждениями, и подведомственными ему.
В отзыве предприниматель поясняет, что при уточнении заявленных требований предмет и основание не изменялись, бездействие публичного органа выразилось в указании (письмо от 19.02.2019 N 05-/438) на недостаточность оснований для предоставления земельного участка в аренду. Территориальное управление тем самым уклонилось от рассмотрения заявления, не предприняло мер для исследования представленных документов. Ссылка министерства образования на судебные акты по делу N А61-1355/2016 несостоятельна, поскольку предметом спора по названному делу явился договор аренды от 05.03.2013 N 3/Фза, без учета наличия на участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности главе хозяйства. Результаты судебной экспертизы о правомерности и обоснованности заявленных требований, министерством образования не оспорены. Доводы кассационной жалобы об угрозе дальнейшему целевому использованию спорного земельного участка в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, несостоятельны, так как глава хозяйства приобрел объекты недвижимого имущества ранее.
В судебном заседании предприниматель и представитель пояснили доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные министерством образования в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта, исходя из следующего.
Главе хозяйства на праве собственности принадлежат следующие объекты, находящиеся на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, с. Михайловское, ул. Тимирязева, 1: одноэтажное нежилое здание с кадастровым (условным) номером 15-15-03/088/2007-173 площадью 1884,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 03.12.2007 серии 15 АЕ N 781278 - т. 1, л. д. 15); одноэтажное нежилое здание с кадастровым (условным) номером 15:08:0010202:192 площадью 2445,8 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 22.01.2014 серии 15 АБ N 136872 - т. 1, л. д. 14); одноэтажное нежилое здание с кадастровым (условным) номером 15:08:0010202:195 площадью 559,1 кв. м согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 28.02.2018 (т. 1, л. д. 16, 17).
29 февраля 2012 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 зарегистрировано за Российской Федерацией (регистрационная запись N 15-15-08/016/2012-031).
9 ноября 2017 года предприниматель на основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса обратился в территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 с приложением документа, удостоверяющего личность заявителя, справки кадастрового инженера, перечня зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, свидетельства о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельств о государственной регистрации права от 03.12.2007 N 15-АЕ-781278, 22.01.2014 N 15-АБ-136872, 22.01.2014 N 15-АБ-136871.
Поскольку площадь испрашиваемого земельного участка превышает 10 га 06.12.2017 территориальное управление перенаправило обращение предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, указав, что ранее данный участок предоставлялся заявителю в аренду на основании договора от 05.03.2013 N 3/Фза (т. 2, л. д. 49 - 53), о чем в ЕГРН внесена запись (решением от 16.10.2017 по делу N А61-1355/2016 названный договор признан недействительным).
14 декабря 2017 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в адрес территориального управления направило поручение N Б-10/47593 о проведении внеплановой проверки фактического использования земельного участка, указав на отсутствие возможности его предоставления в аренду заявителю.
6 августа 2018 года, руководствуясь подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6. Земельного кодекса, глава хозяйства обратился в территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, местоположение (адресный ориентир): Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское, под объектами, образующими единый фермерский комплекс.
Письмом от 19.02.2019 N 05/438 территориальное управление отказало заявителю в оказании государственной услуги по предоставлению в аренду без проведения торгов названного земельного участка, ссылаясь на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.11.2018 N ДС-10/40140, в котором указано, что согласно схеме территориального планирования муниципального района, утвержденной решением Собрания представителей Пригородного района от 27.10.2010 N 19, в границах испрашиваемого земельного участка находятся автодороги местного значения, обеспечивающие транспортное соединение территории войсковой части с селами Алханчурт и Михайловское; также участок находится в границах санитарно-защитной зоны птицефабрики. Кроме того, площадь земельного участка (6 431 247 кв. м) значительно превышает суммарную площадь расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности (4889,8 кв. м), обоснование необходимости использования земельного участка такой площадью отсутствует.
Расценив ответ территориального управления как незаконный отказ (в дальнейшем незаконное бездействие) глава хозяйства обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть приведены все основания отказа уполномоченного органа.
Отказ территориального управления, изложенный в письме от 19.02.2019 N 05-/438, со ссылкой на поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.11.2018 N ДС-10/40140, мотивирован нахождением на спорном земельном участке территории общего пользования (дороги), наличием СЗЗ птицефабрики, а также отсутствием нормативного обоснования площади испрашиваемого в аренду земельного участка.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь предоставляемого земельного участка подлежит определению, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно выводам эксперта ООО "ЭкспертПРО", изложенным в заключении от 11.11.2019 N 218/2019-Э (т. 4, л. д. 4 - 63), норма земель, отводимых под организацию животноводческой фермы в составе объектов: здание фермы площадью 559,1 кв. м, здание гаражей (мастерских) площадью 2445,8 кв. м, здание фермы площадью 1884,9 кв. м с поголовьем 450 голов крупного рогатого скота, без учета нормы пастбищ, составит 4 530 587 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, местоположение (адресный ориентир): Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское, превышает площадь, достаточную и необходимую для содержания и эксплуатации по назначению следующих объектов: нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:192 площадью 2445,8 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:186 площадью 1884,9 кв. м, нежилое здание с кадастровым номером 15:08:0010202:195 площадью 559,1 кв. м. Потребность в пастбищах необходимо будет обеспечить за счет иных земель сенокошения и выпаса скота. При экспертном осмотре территории земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 в границе данного участка не установлено наличие автодороги местного (муниципального) значения, комплекса зданий птицефабрики, которые формируют ее санитарно-защитные зоны. Исследование представленных и дополнительно запрошенных документов также не указало на существование таких объектов на территории земельного участка либо в непосредственном смежестве. Комплекс птицефабрики, расположенный западнее территории исследуемого участка, не распространяет санитарно-защитную зону (СЗЗ) на территорию земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 согласно документации по территориальному планированию Михайловского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. Объектов недвижимости иного назначения, либо режим хозяйственной деятельности которых позволят отнести их к собственности иных лиц (не главы хозяйства), в пределах производственной площадки в южной части земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 не установлено. Вместе с тем в центральной и северной частях земельного участка установлено наличие опор ВЛ, которые вероятно эксплуатируются ресурсоснабжающими компаниями или естественными монополиями (МРСК); объекты (кадастровые номера 15:08:0010202:192, 15:08:0010202:186 и 15:08:0010202:195) принадлежат на праве собственности главе хозяйства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (статья 71 Кодекса), включая данное экспертное заключение, суды обеих инстанций признали доказанным обоснование предоставления заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 453,0587 га, который надлежит образовать из участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га.
По мнению коллегии суда кассационной инстанции, судебные акты состоялись без учета следующего.
Предметом правопритязаний предпринимателя явился земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования - для выращивания сельскохозяйственной продукции. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации (регистрационная запись от 29.02.2012 N 15-15-08/016/2012-031). В пределах указанного земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 15:08:0010202:186, 15:08:0010202:192 и 15:08:0010202:195, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости (т. 3, л. д. 3 - 5).
Нежилое здание гаражей-мастерских (кадастровый номер 15:08:0010202:192) площадью 2445,8 кв. м приобретено в ходе проведения процедуры банкротства ФГУП ОПХ "Михайловское" у конкурсного управляющего по итогам открытых торгов с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.05.2012 N 4, здания фермы (кадастровые номера 15:08:0010202:195 площадью 559,1 кв. м, 15:08:0010202:186 площадью 1884,9 кв. м) приобретены у территориального подразделения Российского фонда федерального имущества (ликвидировано с передачей функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом). Общая площадь названных строений составляет 4889,8 кв. м, тогда как заявитель (по итогам судебной экспертизы) претендует на 453,0587 га, полагая, что упомянутые объекты представляют собой единый фермерский комплекс.
Действующее гражданское законодательство под имущественным комплексом понимает совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. В Гражданском кодексе Российской Федерации названо два вида имущественных комплексов: предприятие (статья 132) и единый недвижимый комплекс (статья 133.1).
Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию. Материалы дела не подтверждают, что в границах спорного земельного участка расположен имущественный комплекс в виде предприятия (статья 132 Гражданского кодекса).
Единый недвижимый комплекс представляет собой недвижимую вещь, обладающую следующими признаками: неразрывной физической или технологической связью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе линейных объектов и движимых объектов (инженерных коммуникаций); такие здания, сооружения и иные объекты объединены единым назначением и являются неделимым объектом недвижимости.
При этом составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. Единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости. Обязательным условием признания единого недвижимого комплекса таковым является его регистрация в целом, как одной недвижимой вещи. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса в отсутствие государственной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Исходя из приведенных норм, материалы дела не подтверждают, что принадлежащие предпринимателю объекты общей площадью 4889,8 кв. м, размещенные в границах земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, представляют собой единый недвижимый комплекс в смысле, придаваемом таким недвижимым вещам статьей 133.1 Гражданского кодекса.
Ссылка предпринимателя на некие договоры купли-продажи КРС не подтверждает использование земельного участка заявленной площадью под животноводческий комплекс (доказательства исполнения этих договоров в деле отсутствуют).
В силу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А61-1355/2016 по иску Федерального агентства научных организаций об оспаривании, в том числе договора аренды от 05.03.2013 N 4/Фза земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, иск удовлетворен, указанный договор признан недействительной (ничтожной) сделкой ввиду заключения в отсутствие согласия Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия).
По делу установлено, что ОПХ "Михайловское" Россельхозакадемии создано на основании приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР от 10.06.1969 N 400, что отражено в уставе данного хозяйства, зарегистрированном 21.09.2000. Пунктом 3.1 устава ОПХ "Михайловское" закреплено, что имущество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 находится в собственности и передано ему на праве хозяйственного ведения. Земли, занимаемые хозяйством, находятся в бессрочном и бесплатном пользовании Россельхозакадемии (пункт 3.7 устава).
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А61-2179/2012 установлено, что ОНО ОПХ "Михайловское" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование участок площадью 703 га, находящийся в федеральной собственности (пункт 3 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 137-ФЗ). Из состава названного земельного участка образованы земельные участки площадью 643,1247 га (кадастровый номер 15:08:0010202:99) и 45,5489 га (кадастровый номер 15:08:0010202:17), расположенные северо-восточнее с. Михайловское, в отношении которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Решением от 24.06.2010 по делу N А61-1804/2009 ОНО ОПХ "Михайловское" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
14 сентября 2010 года на заседании президиума Россельхозакадемии (выписка из протокола N 8) принято решение в целях укрепления экспериментально-опытной базы переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 703 га из землепользования ОНО ОПХ "Михайловское" в постоянное (бессрочное) пользование учреждения. Согласно выписке из протокола от 10.10.2012 N 10 в связи с изменением площади земельного участка, ранее закрепленного за ОНО ОПХ "Михайловское", а также банкротством данной организации в постановление президиума от 14.09.2010 внесены изменения. В пользование учреждения решено переоформить земельные участки с кадастровыми номерами 15:08:0010202:99 и 15:08:0010202:17.
Определением от 29.12.2012 по делу N А61-1804/2009 конкурсное производство в отношении ОНО ОПХ "Михайловское" завершено. Из названного определения следует, что принадлежащее данному лицу право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков не переоформлено в установленном порядке, в рамках конкурсного производства не реализовано, вопрос о передаче указанных земельных участков в соответствии с правилами статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) в названном судебном акте не разрешен.
29 января 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации данного юридического лица.
Поскольку спорные земельные участки не реализованы (либо переданы иным лицам) в рамках процедуры банкротства, форма собственности в отношении данных земель не изменилась, право организации-банкрота в отношении участков в силу положений учредительных документов производно от закрепленного Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 права бессрочного, бесплатного пользования Россельхозакадемии, от осуществления которого она не отказалась, распоряжение такими участками в силу статьи 6 Закона N 127-ФЗ следовало осуществлять при наличии согласия, как Россельхозакадемии, так и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса.
В то же время названный Закон не распространяет свое действие на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями; оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом (пункт 7 статьи 27 Земельного кодекса, абзац второй пункта 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ). Таким образом, образование участков из земель сельскохозяйственного назначения, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам Земельного кодекса. Требования к образуемым земельным участкам закреплены в статье 11.9 Земельного кодекса.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
На основании изложенного, коллегия окружного суда приходит к выводу о том, что глава хозяйства документально не обосновал площадь испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости. Материалами дела не подтверждается, что принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости представляют собой комплекс, связанный единым назначением (животноводческая ферма).
Положениями Земельного кодекса допускается образование земельных участков при разделе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2), в том числе в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.3).
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН.
Между тем, в рассматриваемом случае заявитель обратился в территориальное управление о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельного участка площадью 643,1247 га.
В этой связи, суд кассационной инстанции считает, что незаконное бездействие на стороне уполномоченного органа (явившееся предметом исследования) не подтверждено, оспариваемое решение, изложенное в письме от 19.02.2019 N 05/438, соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов главы хозяйства.
В соответствии с частью 3 статьи 86 Кодекса заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Заключение судебной экспертизы является одним из доказательств по делу, не имеющим заранее установленной силы, не носящим обязательного характера, и подлежит оценке судом наряду с иными представленными в дело доказательствами.
В рамках проведенной судебной экспертизы эксперт определил итоговое значение площади земель, отводимых под организацию животноводческого комплекса, которое составило 453,0587 га (исходя из предполагаемого наличия КРС в количестве 450 единиц).
В то же время с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с измененной площадью (453,0587 га) глава хозяйства в уполномоченный орган не обращался (т. 1, л. д. 12).
Более того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.09.2019 N КУВИ-001/2019-21499209 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, северо-восточнее с. Михайловское, "для выращивания сельскохозяйственной продукции" (т. 3, л. д. 3 - 5).
Постановлением администрации местного самоуправления Пригородного района от 24.11.2006 N 626 ОПХ "Михайловское" (объекты которого приобретены главой хозяйства в ходе банкротства названного лица) земельные участки общей площадью 754,6693 га предоставлены для выращивания сельскохозяйственной продукции (т. 1, л. д. 58, 59).
Во исполнение данного постановления администрацией местного самоуправления Пригородного района с ОПХ "Михайловское" сроком на 49 лет заключен договор аренды земельного участка от 29.11.2006 N 70, объектом аренды по которому явился земельный участок площадью 754,6693 га, предоставленный для выращивания сельскохозяйственной продукции (т. 1, л. д. 96 - 99).
Материалы дела (включая заключение эксперта от 11.11.2019 N 218/2019-Э) свидетельствуют о том, что большая часть земельного участка с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га - пашня (за исключением территории под объектами).
Действующим земельным законодательством для сельскохозяйственных угодий как особо ценных сельскохозяйственных земель установлен особый правовой режим, имеющий целью их охраны и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота в качестве сельскохозяйственных угодий.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года", закреплена необходимость предотвращения сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Указанные цели социально-экономического развития и современное состояние земельных ресурсов определяют в качестве главной задачи правового регулирования земельных отношений закрепление правил, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, и в первую очередь - земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 15:08:0010202:99 площадью 643,1247 га предназначен для выращивания сельскохозяйственной продукции и всегда использовался в названных целях.
На основании изложенного вывод судебных инстанций о возможности предоставления главе хозяйства как собственнику объектов недвижимости земельного участка площадью 453,0587 га, образованного из земельного участка площадью 643,1247 га, противоречит материалам дела и обстоятельствам, установленным в рамках дел N А61-2179/2012, А61-2179/2012, имеющим преюдициальное значение для правильного рассмотрения заявленных требований.
В соответствии со статьей 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Учитывая, что все обстоятельства дела установлены, коллегия окружного суда считает, что решение и апелляционное постановление надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А61-852/2019 отменить. Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН.
...
В соответствии с частью 3 статьи 86 Кодекса заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
...
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года", закреплена необходимость предотвращения сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Указанные цели социально-экономического развития и современное состояние земельных ресурсов определяют в качестве главной задачи правового регулирования земельных отношений закрепление правил, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, и в первую очередь - земель сельскохозяйственного назначения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф08-10307/20 по делу N А61-852/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10307/20
12.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-631/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-852/19
25.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-852/19