г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А53-6242/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-автозаправочные комплексы" (ИНН 8911022317, ОГРН 1068911007252) и заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-автозаправочные комплексы" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А53-6242/2020, установил следующее.
ООО "Новатэк-АЗК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании недействительным предписания от 02.12.2019 N 211/620-ГК/28.РО.7/1-П.
Решением от 02.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования ввиду законности и обоснованности оспариваемого им предписания министерства.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению общества, министерство и суды необоснованно сослались на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 "О направлении разъяснений", которое не прошло государственную регистрацию и, соответственно, не является нормативным правовым актом. Обязательные требования законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) о составлении паспортов отходов I - IV классов опасности обществом исполнены. Вывод судов о том, что в паспорте отходов должны указываться адреса, где образуются отходы в графе "местонахождение" не соответствует буквальному толкованию указанных в типовой форме сведений, подлежащих заполнению юридическим лицом. Сделав вывод о необходимости утверждения паспортов на отходы по месту их образования, - п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 Б, суды не оценили утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 22.12.2015 N 2992 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - ПНООЛР) по обособленному подразделению общества, которые содержат сведения об образующихся по указанному адресу отходах и классу их опасности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство на основании приказа от 23.10.2019 N 620-ГК в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 провело в отношении общества плановую выездную проверку на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки Минприроды установило, что на объекте общества ГНС 1/61 в п. Орловский Ростовской области не разработаны паспорта на отходы I - V классов опасности, образующиеся при осуществлении деятельности: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1, класс опасности 1); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 9 19 204 01 60 3, класс опасности 3); тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4, класс опасности 4); светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4, класс опасности 4); картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код по ФККО 4 81 203 02 52 4, класс опасности 4); клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 204 01 52 4, класс опасности 4); обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 4 03 101 00 52 4, класс опасности 4); спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 312 01 62 4, класс опасности 4); мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4, класс опасности 4); смет с территории малоопасный (код по ФККО 7 33 390 01 71 4, класс опасности 4); отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО 7 32 100 01 30 4, класс опасности 4); песок, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) (код по ФККО 9 19 201 02 39 4, класс опасности 4); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5, класс опасности 5).
По результатам проверки министерство составило акт от 02.12.2019 N 211/620-ГК/28.РО.7, согласно которому объекты общества, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду поставлены на учет, в том числе ГНС 1/61 (местонахождение объекта НВОС: Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, ул. Комсомольская,179 Б) и выдало обществу предписание от 02.12.2019 N 211/620-ГК/28.РО.7/1-П, которым обязало общество в срок до 01.03.2020 устранить нарушение требований статьи 14 Закона N 89-ФЗ путем отнесения образующих отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке; составить паспорта отходов I - V классов опасности.
Не согласившись с предписанием министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Закон N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В силу статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 712), которым утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Правила).
Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих расходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (пункт 3 Правил).
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Абзацем 2 части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания N 349). Согласно пункту 5 Методических указаний N 349 основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов. Абзацем 2 пункта 21 Методических указаний N 349 для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний N 349, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. При этом в приложениях 8 и 9 к Методическим указаниям N 349 отражаются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.
На отходы, включенные в ФККО в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт. Таким образом, предприятиям, в результате деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, необходимо оформить паспорт отхода и включить данные в проект НООЛР.
Судебные инстанции установили, что общество расположено по адресу: 454048, г. Челябинск, ул. Курчатова, 6. Основной вид деятельности - торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах. Деятельность общества осуществляется через сеть автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) и газонаполнительных станций (ГНС), расположенных в Челябинской, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях. По организационной структуре общества и балансовой принадлежности имущества АГЗС и ГНС общества, расположенные в Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях, относятся к филиалу общества в г. Волгограде (400012, г. Волгоград, ул. Смольная, 30).
При проведении проверки ГНС 1/61 общество представило министерству паспорта на отходы, утвержденные 05.08.2015, в которых в графе "местонахождение" указан адрес: 400012, г. Волгоград, ул. Смольная, 30 и утвержденные 22.12.2014, в графе "местонахождение" которых указан адрес: 344004, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 157/1.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции установили, что в результате осуществления обществом деятельности, в частности, в месте осуществления деятельности ГНС 1/61 (Ростовская область, п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 Б) образуются отходы I - V классов опасности, однако паспорта на отходы, образующиеся при осуществления деятельности ГНС 1/61, общество не разработало. Представленные обществом при проверке паспорта на отходы, утвержденные 05.08.2015, в графе "местонахождение" которых указан адрес: 400012, г. Волгоград, ул. Смольная, 30 и, утвержденные 22.12.2014, в графе "местонахождение" которых указан адрес: 344004, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 157/1, не относятся к отходам, образующимся при осуществлении деятельности по адресу: п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 Б. Доказательства обратного общество не представило.
Довод общества со ссылкой на приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 22.12.2015 N 2992, которым утверждены ПНООЛР по обособленному подразделению общества, содержащие сведения об образующихся в месте осуществления деятельности ГНС 1/61 отходах и их классу опасности, не опровергает вывод судов об отсутствии у общества на момент проверки разработанных паспортов на отходы, образующихся в месте осуществления деятельности ГНС 1/61. Судебные инстанции установили, что 28.11.2019 общество утвердило паспорта на отходы, которые образуются в месте осуществления деятельности ГНС 1/61 по адресу: п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 Б, которые в тот же день направило Департаменту Росприроднадзора по Южному федеральному округу, что также свидетельствуют об отсутствии у общества на момент проверки паспортов на отходы, образующиеся в месте осуществления деятельности ГНС 1/61 (п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 Б).
Вывод судебных инстанций о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии доказательств нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов общества, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств.
Ссылка судов на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 "О направлении разъяснений", не прошедшее государственную регистрацию не повлияла на правильность вывода судов относительно законности выданного обществу предписания.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А53-6242/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.