г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А18-1383/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (ОГРН 1110608001646, ИНН 0608018202) - Кодзоева М.-А. Ю. (доверенность от 10.11.2020), Аушева А.И. (доверенность от 29.06.2020), от заинтересованного лица - акционерного общества "Корпорация развития Республики Ингушетия" (ОГРН 1160608051922, ИНН 0608042290) - Мальсагова З.А. (доверенность от 04.08.2020), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735), Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571), общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс "Южный"" (ОГРН 1120603000407, ИНН 0603001572), общества с ограниченной ответственностью "КСМ "Неон"" (ИНН 0601019951, ОГРН 1070601000051), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (извещения о вручении телеграмм, уведомления, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы акционерного общества "Корпорация развития Республики Ингушетия" и общества с ограниченной ответственностью "Птицекомплекс "Южный"" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А18-1383/2019, установил следующее.
Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (далее - министерство экономики) обратилось в арбитражный суд с заявлением к АО "Корпорация развития Республики Ингушетия" (далее - корпорация) о взыскании 50 млн рублей субсидии.
Определениями суда от 19.07.2019 и 20.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство финансов Республики Ингушетия, Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, ООО "Птицекомплекс "Южный"" (далее - птицекомплекс), ООО "КСМ "Неон"".
Решением суда от 07.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2020, с корпорации в пользу министерства экономики взыскано 50 млн рублей ранее предоставленных субсидий. Корпорация признана не исполнившей условия соглашения о предоставлении субсидии.
В кассационных жалобах корпорация и птицекомплекс просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требования. Ссылаются на неопределение порядка расчета размера средств, возвращаемых министерству экономики при нарушении обязательств, предусмотренных подпунктом 4.3.5.1 соглашения; неуказание причин взыскания именно 50 млн рублей; неправильное применение пунктов 16 - 19 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999); непривлечение судом к участию в деле министерства финансов; подачу иска неуполномоченным лицом, вынесение судебных актов в интересах лица, не привлеченного к участию в деле; выполнение птицекомплексом обязательств; невыяснение вопросов о величине освоенных средств, реальном достижении (недостижении) программных показателей, выполнении графиков инвестиционных проектов.
Министерство экономики в отзыве на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительство Республики Ингушетия заключили соглашение от 14.02.2018 N 370-08-2018-019 о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" (далее - Соглашение N 370-08-2018-019).
Общий объем бюджетных ассигнований предусматриваемых в бюджете Республики Ингушетия на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 532 700 тыс. рублей (пункт 2.1 Соглашения N 370-08-2018-019).
Из 532 700 тыс. рублей субсидий на 2018 год 500 млн рублей финансируется из федерального бюджета и 32 700 тыс. рублей - из бюджета Республики Ингушетия.
Из перечня мероприятий следует, что в целях их софинансирования предоставляется субсидия (приложение N 1 к Соглашению N 370-08-2018-019) для имущественных взносов Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проекта "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год" (299 563 100 рублей), "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН" (233 138 800 рублей).
Приложением N 2 к Соглашению N 370-08-2018-019 предусмотрены имущественные взносы Республики Ингушетия в корпорацию на реализацию проектов "Птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки производительностью 10 235 тонн в год", "Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН". Значением показателя результативности в 2018 году названы 737,5 млн рублей.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 16.05.2017 N 362-р координатором деятельности корпорации установлено министерство экономики.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 07.03.2018 N 124-р уставной капитал корпорации увеличен на сумму 532 700 тыс. рублей.
Во исполнение Соглашения N 370-08-2018-019 министерство экономики и корпорация заключили соглашение от 14.03.2018 N 00000370082018019012 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Ингушетия для реализации программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года (далее - Соглашение N 00000370082018019012) для осуществления имущественного взноса Республики Ингушетия в Субъект с целью реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограммы в соответствии с лимитом бюджетных обязательств, доведенных министерству экономики как получателю средств федерального бюджета в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к Соглашению N 370-08-2018-019, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (пункт 1.1).
Корпорация обязалась обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к Соглашению (подпункт 4.3.5.1 Соглашения N 00000370082018019012). Если корпорацией на 31 декабря года представления субсидии нарушены обязательства, предусмотренные подпунктом 4.3.5.1 Соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной правилами предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, министерство экономики рассчитывает объем средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта в бюджет Республики Ингушетия, и направляет корпорации требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Ингушетия в указанном объеме (пункт 4.1.4 Соглашения N 00000370082018019012).
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Соглашения N 00000370082018019012).
При исполнении Соглашения N 00000370082018019012 министерство экономики перечислило корпорации 532 700 тыс. рублей (приказ министерства экономики от 04.05.2018 N 33 "О перечислении денежных средств", платежные поручения от 17.05.2018 N 364855, 07.06.2018 N 394934).
Из-за недостижения показателей результативности в целях досудебного урегулирования спора министерство экономики 23.05.2019 обратилось к корпорации с претензией, со ссылкой на пункт 4.3.5.1 Соглашения N 00000370082018019012 просило до 01.06.2019 возвратить 50 млн рублей субсидий. Неисполнение требования о возврате полученной субсидии повлекло обращение министерства экономики в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 4.3.3 и 4.3.6.7 Соглашения N 370-08-2018-019 Правительство Республики Ингушетия обязано обеспечить достижение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к Соглашению; обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению N 5 к Соглашению.
Пунктом 4.3.5.1 Соглашения N 00000370082018019012 на корпорацию возложена обязанность обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий, перечисленных в приложении N 5 Соглашения N 370-08-2018-019.
Пунктом 4.1.4 Соглашения N 00000370082018019012 установлена обязанность корпорации возвратить средства субсидии при недостижении по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии установленных соглашением целевых показателей использования субсидии. Аналогичная мера ответственности определена и пунктом 19 Правил N 999.
Суд установил, что после заключения Соглашения N 00000370082018019012 корпорация заключила договоры об осуществлении прав участников птицекомплекса и ООО "КСМ "Неон"" в целях реализации инвестиционных проектов в 2018 году, на цели которых перечислены 532 700 тыс. рублей. Исходя из пунктов 5.1.8 договоров инвесторы не реже одного раза в месяц обязаны предоставлять в корпорацию отчетность об исполнении графика выполнения мероприятий в соответствии с приложением N 5 к Соглашению N 00000370082018019012. Корпорация, в свою очередь, обязана оценивать эффективность операционной деятельности инвестиционных проектов, проверять отчеты инвесторов (пункты 5.3.3 и 5.3.4), и отчитываться перед министерством экономики об исполнении графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам по форме согласно приложению N 6 к Соглашению N 370-08-2018-019 не позднее 13 числа месяца, следующего за кварталом, в котором получена субсидия (пункт 4.3.5.2 Соглашения N 00000370082018019012).
Суд установил и корпорация не оспаривает, что на 31.12.2018 показатели графика выполнения мероприятий по указанным двум инвестиционным проектам не достигнуты, что вызвано ненадлежащим исполнением обязательств по Соглашениям. Доказательства, объективно свидетельствующие о достижении целевых показателей на эту дату, не представлены.
Исходя из пункта 4.3.2 Соглашения N 370-08-2018-019 Правительство Республики Ингушетия обеспечивает исполнение требований Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о возврате средств в федеральный бюджет по пунктам 16 - 19, 22(1) Правил N 999. Корпорация обеспечивает исполнение требований министерства экономики по возврату средств в бюджет Республики Ингушетия (пункт 4.3.2 Соглашения N 00000370082018019012). Если субъектом Российской Федерации на 31 декабря года предоставления субсидии нарушены обязательства по соглашению в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил N 999, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, эти нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле и соблюдением требований пунктов 16 - 18 указанных Правил (пункт 16 Правил N 999).
Если субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, нарушены обязательства по соглашению в отношении имущественного взноса в соответствии с подпунктом "б(1)" пункта 10 Правил N 999, объем возвращаемых из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет средств определяется по пунктам 16 - 18 Правил N 999 (пункт 34 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 309 (далее - Правила N 309)).
Из письма Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 10.04.2019 N ГЯ-2-01539 со ссылкой на отчет о достижении значений показателей результативности (размещен 20.01.2019 Республикой Ингушетия в электронном бюджете по состоянию на 01.01.2019) следует, что фактическое значение показателя составило 72,03 млн рублей, тогда как Соглашением N 370-08-2018-019 установлено плановое значение показателя результативности - 737,5 млн рублей.
В приведенном письме рассчитана подлежащая возврату субсидия в соответствии с абзацем вторым пункта 19 Правил N 999 и абзацем третьим пункта 34 Правил N 309, ее величина составила 50 млн рублей (л. д. 56 - 58 т. 1).
С учетом этих обстоятельств, условий Соглашений N 370-08-2018-019 и 00000370082018019012, Правил N 999 и 309, письма Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 10.04.2019 N ГЯ-2-01539, суд сделал вывод о правильном расчете подлежащей возврату субсидии. Контррасчет подлежащей взысканию суммы субсидии не представлен. Наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, не установлено.
Поскольку материалами дела подтверждается неисполнение корпорацией условий Соглашения N 00000370082018019012, отсутствуют доказательства возврата денежных средств в названном размере, суд обоснованно удовлетворил требование министерства экономики об их взыскании в порядке статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Основанием взыскания субсидии явилось недостижение показателей эффективности и несоблюдение графика выполнения мероприятий, оговоренных в Соглашении N 370-08-2018-019, и, тем самым, - ненадлежащее исполнение договорных обязательств инвесторами, а также бездействие корпорации в вопросах расторжения договоров и взыскания неустойки, предусмотренной договорами с инвесторами.
Суд также учел выдачу министерству экономики предписание от 24.01.2020 N 14-18-10/183 об устранении бюджетного нарушения и возврате 50 млн рублей (л. д. 134, 135 т. 2)
Доводы жалоб о неопределении порядка расчета размера средств, подлежащих возврату министерству экономики при нарушении обязательств по Соглашению N 00000370082018019012, отсутствии обоснования взыскания именно 50 млн рублей; неправильном применении пунктов 16 - 19 Правил N 999 подлежат отклонению как противоречащие доказательствам и нормам права.
Доводы птицекомплекса о непривлечении судом к участию в деле министерства финансов, подачу иска неуполномоченным лицом, вынесении судебных актов в интересах лица, не привлеченного к участию в деле подлежат отклонению как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Так, определением суда от 19.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство финансов Республики Ингушетия как главный распорядитель бюджетных средств. Заявление подано уполномоченным лицом - министерством экономики как стороной Соглашения N 00000370082018019012.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261). Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 07.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А18-1383/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку материалами дела подтверждается неисполнение корпорацией условий Соглашения N 00000370082018019012, отсутствуют доказательства возврата денежных средств в названном размере, суд обоснованно удовлетворил требование министерства экономики об их взыскании в порядке статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Основанием взыскания субсидии явилось недостижение показателей эффективности и несоблюдение графика выполнения мероприятий, оговоренных в Соглашении N 370-08-2018-019, и, тем самым, - ненадлежащее исполнение договорных обязательств инвесторами, а также бездействие корпорации в вопросах расторжения договоров и взыскания неустойки, предусмотренной договорами с инвесторами.
...
Доводы жалоб о неопределении порядка расчета размера средств, подлежащих возврату министерству экономики при нарушении обязательств по Соглашению N 00000370082018019012, отсутствии обоснования взыскания именно 50 млн рублей; неправильном применении пунктов 16 - 19 Правил N 999 подлежат отклонению как противоречащие доказательствам и нормам права.
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261). Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф08-11591/20 по делу N А18-1383/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11591/20
18.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2905/20
07.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1383/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1383/19