г. Краснодар |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А53-11/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, от ответчика - комитета по управлению имуществом администрации города Шахты - Мельникова П.Б. (доверенность от 20.07.2020), в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Лащенова Сергея Владимировича, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению имуществом администрации города Шахты на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А53-11/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лащенов Сергей Владимирович (далее - предприниматель) обратился с иском к комитету по управлению имуществом администрации города Шахты (далее - комитет) с требованием признать односторонний отказ от исполнения контракта от 12.11.2019 N 01583000451190002690001, принятый на основании решения комитета от 29.11.2019, недействительным.
Решением от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением от 15.10.2020, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, исключив из мотивировочной части судебных актов вывод об отсутствии вины предпринимателя в неисполнении муниципального контракта.
В обоснование кассационной жалобы комитет указывает, что необходимость в увеличении цены контракта отсутствовала, поскольку стоимость работ по утилизации мусора, установленная в локальном сметном расчете, соответствует тарифу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94. Кроме того, заявитель ссылается на то, что цена контракта является твердой, стороны не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Поскольку подрядчик не предпринял попытки утилизировать мусор на выделенные для этой цели средства, комитет пришел к выводу о наличии на стороне предпринимателя вины в неисполнении муниципального контракта.
В отзыве на жалобу предприниматель сослался на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель комитета настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя комитета, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили и материалам дела соответствует, что комитет (заказчик) и предприниматель (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 12.11.2019 N 01583000451190002690001 "Снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных в муниципальном образовании "Город Шахты", по условиям которого подрядчик обязуется выполнить, а заказчик принять и оплатить работы по сносу расселенных аварийных жилых домов, расположенных в муниципальном образовании "Город Шахты", в соответствии с проектной документацией (приложение N 1) и со сметной документацией (приложение N 2), определяющими объем, содержание и цену работ (пункт 1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составила 5 155 674 рублей 90 копеек (НДС не облагается).
Согласно пункту 2.2 контракта цена контракта включает в себя стоимость работ, включая стоимость всех материалов оборудования, необходимых для производства работ, все налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также дополнительные расходы, связанные с полным выполнением подрядчиком обязательств по настоящему контракту.
Пунктом 2.3 контракта стороны согласовали, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 12.2.2 контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по сносу объекта капитального строительства, допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены контракта не более чем на 10%.
Согласно пункту 5.1.3 контракта подрядчик обязуется не вносить изменения в сметную документацию (приложение N 2), оказывающие влияние на общую стоимость и сроки выполнения работ. Превышение подрядчиком объемов стоимости работ по настоящему контракту, произошедшие по вине либо по инициативе подрядчика, оплачиваются подрядчиком за свой счет.
В соответствии с пунктом 5.1.1 контракта подрядчик обязан выполнить все работы предусмотренные пунктом 1.1 данного контракта в соответствии с проектной документацией (приложение N 1), в полном объёме и в сроки, установленные пунктом 4.1. контракта, сдать работы заказчику в объемах, отвечающих требованиям сметной документации (приложение N 2), и качеством, соответствующим требованиям нормативных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности.
Расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке осуществляется в соответствии с требованиями статьи 95 Закона N 44-ФЗ (пункт 12.7 контракта).
Пунктом 5.1.10 контракта на подрядчика возложена обязанность обеспечивать транспортирование и утилизацию строительного мусора (далее - отходы), полученного при производстве работ, на полигон ТКО ежедневно с момента начала работ и до завершения работ, а также не допускать его скопление.
Подрядчик, исполняя условия контракта, обратился с письмом к ООО "Экострой-Дон" (далее - общество), в котором указал, что в соответствии с локальными сметными расчетами подрядчику необходимо утилизировать строительный мусор от разборки домов в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94 в количестве 9510 тонн. Согласно Федерального классификационного каталога данный строительный мусор относится к IV классу опасности N 8 12 901 01 72 4 мусор от сноса и разборки зданий несортированный. На основании изложенного подрядчик просил заключить договор на утилизацию строительного мусора в количестве 9510 тонн по тарифу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94.
Поскольку общество представило подрядчику договор, по условиям которого стоимость утилизации 1 тонны мусора составляет 540 рублей за 1 тонну с учетом НДС, что превышает цену, установленную локальными сметными расчетами, подрядчик обратился к комитету с уведомлением от 22.11.2019, в котором сообщил, что стоимость утилизации 9510 тонн строительного мусора составляет 5 135 400 рублей, а не 170 419 рублей, как это предусмотрено локальными сметными расчетами.
В связи с названными обстоятельствами, не зависящими от подрядчика, последний просил увеличить цену контракта с учетом действительной стоимости утилизации строительного мусора, указанной в договоре ООО "Экострой-Дон".
Комитет письмом от 26.11.2019 отказался от увеличения цены муниципального контракта в связи с тем, что в данном случае не изменяется объем и (или) вид выполняемых работ, а цена контракта является твердой.
Письмами от 27.11.2019, 28.11.2019, 05.12.2019, 11.12.2019 подрядчик уведомлял заказчика о выполнении работ по контракту, передав в его адрес акты фактически выполненных им работ формы N КС-2, справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3 по следующим адресам: ул. Крупская, 169, ул. Победная, 119, ул. Думенко, 48, ул. Грачева, 6, ул. Грачева, 7, ул. Котляревского, 3, ул. Южное Крыло, 5, ул. Южное Крыло, 7, пер. Хозяйственный, I, ул. Федосеева, 56, ул. Федосеева, 58, ул. Потаржинского, 2, ул. Невельского, 7, ул. Коновалова, 12, ул. Нагорная, 6, ул. Старый поселок, 1.
Комитет направил в адрес подрядчика акты выявленных недостатков от 02.12.2019, 13.12.2019, 19.12.2019, отказавшись принять и оплатить выполненные подрядчиком работы. В актах о выявленных недостатках заказчик указывает, что по всем адресам невозможно установить факт полной разборки кирпичных стен и факт разборки надземной части тесовых сараев, поскольку, из-за нахождения на земельных участках строительного мусора, под ним могут находиться неразобранные части объектов, подлежащих сносу.
Ввиду того, что вопрос по поводу утилизации строительного мусора не решен, подрядчик, руководствуясь пунктом 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, письмом от 05.12.2019 предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон в части погрузки, перевозки строительного мусора, обратной засыпке и планировке территории, а также принять и оплатить подрядчику стоимость фактически выполненных им работ.
25 декабря 2019 года подрядчик получил решение комитета от 29.11.2019 об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта от 12.11.2019 N 01583000451190002690001, в связи с невыполнением подрядчиком существенных условий контракта.
Подрядчик не согласился с односторонним отказом комитета от контракта, поскольку, начальная максимальная цена контракта по Закону N 44-ФЗ (НМЦК) определяется заказчиком на этапе планирования закупок. В планах-графиках заказчиком обязательно указывается начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Это предельная сумма, на которую можно заключить контракт. НМЦК определяется на основании сметной документации, утвержденной заказчиком. Сметная стоимость подрядных работ при расчете НМЦК принимается на основании сметной документации и включает затраты, планируемые к осуществлению в раджах исполнения контракта. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметная документация является неотъемлемой частью контракта, следовательно, любые работы, которые подрядчик обязан выполнить в рамках исполнения контракта, а также затраты, которые при этом он должен понести, в обязательном порядке отражаются в локальном сметном расчете. Подавая заявку на участие в данном аукционе и заключая в последующем контракт, подрядчик согласился с условиями, предусмотренными заказчиком в аукционной документации, в том числе с условиями контракта, а также проектной и сметной документациями. Указанное комитетом в локальном сметном расчете постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94 являлось на дату заключения и исполнения контракта действующим и устанавливало предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов) ООО "Экострой-Дон" (ИНН 6125028860), г. Шахты Ростовской области, на 2019 год.
Изложенное послужило основанием для обращения подрядчика в суд с требованием признать односторонний отказ комитета от контракта незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным одностороннего отказа от контракта, и указал, что оснований для сохранения действия контракта не имеется, поскольку выполнение работ по контракту с учетом имеющейся проектно-сметной документации без учета тарифа на утилизацию строительного мусора, невозможно.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда, указал, что подавая заявку на участие в данном аукционе и заключая в последующем контракт, подрядчик согласился с условиями, предусмотренными заказчиком в аукционной документации, в том числе с условиями контракта, а также проектной и сметной документациями, в том числе и с тарифом на утилизацию строительного мусора. Указанное заказчиком в локальном сметном расчете постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94 являлось на дату подачи заявки, заключения и исполнения контракта действующим и устанавливало предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов) ООО "Экострой-Дон" (ИНН 6125028860), г. Шахты Ростовской области, на 2019 год.
Апелляционный суд указал, что в составе проектов организации демонтажа, размещенных на сайте в составе аукционной документации, по каждому дому, комитетом размещено положительное заключение проверки достоверности применения сметных нормативов, утвержденное ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий", которое подведомственно Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 03.08.217 N 539 ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" является единственной организацией, которая на основании договоров с заказчиками имеет право осуществлять проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств областного бюджета.
Согласно пункту 10 Порядка проведения проверки достоверности применения сметных нормативов, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Ростовской области, заключение должно содержать выводы о соответствии или несоответствии расценок, принятых в сметной документации, сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объекта, и их обоснование со ссылками на конкретные положения сметных нормативов с перечислением несоответствий (при наличии).
В ходе проведения проверки автономным учреждением сделаны выводы о том, что расценки, принятые в сметной документации, соответствуют расценкам, принятым в федеральном реестре сметных нормативов. Таким образом, у подрядчика при ознакомлении с проектно-сметной документацией перед подачей заявки на аукцион не вызывала никаких сомнений ее достоверность и актуальность. Договор заказчика с автономным учреждением был заключен в 2019 году, то есть во время действия тарифа на утилизацию строительного мусора, предусмотренного постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94.
Суды, изучив и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об отсутствии вины подрядчика в неисполнении муниципального контракта.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов и не усматривает наличие вины за невыполнение муниципального контракта на стороне подрядчика, отклоняя довод кассационной жалобы о том, что стоимость работ по утилизации строительного мусора, указанная в локальных сметных расчетах, соответствует тарифам постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94, о чем свидетельствует положительное заключение проверки достоверности применения сметных нормативов, утвержденное ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Действительно, указанное заказчиком в локальных сметных расчетах постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94 являлось на дату подачи заявки, заключения и исполнения контракта действующим и устанавливало предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Однако, в соответствии с названным постановлением предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов) ООО "Экострой-Дон" (ИНН 6125028860) г. Шахты Ростовской области на 2019 год с учетом корректировки установлены:
- с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 17 рублей 92 копейки за 1 куб. м (без НДС); 21 рубль 50 копеек за 1 куб. м (с НДС);
- с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 64 рубля 35 копеек за 1 куб. м (без НДС);
77 рублей 22 копейки за 1 куб. м (с НДС).
Поскольку на дату подписания сторонами муниципального контракта от 12.11.2019 N 01583000451190002690001 действовал тариф в области обращения с твердыми коммунальными отходами (тариф на захоронение твердых коммунальных отходов) в размере 64 рубля 35 копеек за 1 куб. м (без НДС); 77 рублей 22 копейки за 1 куб. м (с НДС), локальные сметные расчеты, согласно которым утилизация строительного мусора рассчитана по тарифу 17 рублей 92 копейки за 1 куб. м (без НДС), не соответствовали постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94, что также не учтено в ходе проведения ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" проверки достоверности применения сметных нормативов.
Таким образом, несоответствие в локальных сметных расчетах тарифов на утилизацию строительного мусора привело к невозможности исполнения муниципального контракта подрядчиком. Названные обстоятельства не зависели от подрядчика, что исключает его вину в неисполнении муниципального контракта.
Поскольку подрядчиком предприняты все меры по предупреждению заказчика об обстоятельствах, препятствующих завершить согласованные контрактом работы по утилизации строительного мусора, что соответствует положениям статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины подрядчика в неисполнении муниципального контракта, поскольку возможности исполнить контракт по тарифам, определенным в локальных сметных расчетах, у подрядчика не имелось.
Довод комитета о том, что решением управления федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21.01.2020 года по делу N РНП-61-40 установлена вина подрядчика в неисполнении условий муниципального контракта, в связи с чем предприниматель включен в реестр недобросовестных подрядчиков, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку не влияет на выводы судов. Обстоятельства невозможности исполнить контракт и их причины установлены судами на основе оценки доказательств по делу.
Иные доводы комитета, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов, что не свидетельствует о нарушениях судебными инстанциями норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А53-11/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подрядчик не согласился с односторонним отказом комитета от контракта, поскольку, начальная максимальная цена контракта по Закону N 44-ФЗ (НМЦК) определяется заказчиком на этапе планирования закупок. В планах-графиках заказчиком обязательно указывается начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Это предельная сумма, на которую можно заключить контракт. НМЦК определяется на основании сметной документации, утвержденной заказчиком. Сметная стоимость подрядных работ при расчете НМЦК принимается на основании сметной документации и включает затраты, планируемые к осуществлению в раджах исполнения контракта. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметная документация является неотъемлемой частью контракта, следовательно, любые работы, которые подрядчик обязан выполнить в рамках исполнения контракта, а также затраты, которые при этом он должен понести, в обязательном порядке отражаются в локальном сметном расчете. Подавая заявку на участие в данном аукционе и заключая в последующем контракт, подрядчик согласился с условиями, предусмотренными заказчиком в аукционной документации, в том числе с условиями контракта, а также проектной и сметной документациями. Указанное комитетом в локальном сметном расчете постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/94 являлось на дату заключения и исполнения контракта действующим и устанавливало предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов) ООО "Экострой-Дон" (ИНН 6125028860), г. Шахты Ростовской области, на 2019 год.
...
Поскольку подрядчиком предприняты все меры по предупреждению заказчика об обстоятельствах, препятствующих завершить согласованные контрактом работы по утилизации строительного мусора, что соответствует положениям статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины подрядчика в неисполнении муниципального контракта, поскольку возможности исполнить контракт по тарифам, определенным в локальных сметных расчетах, у подрядчика не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2020 г. N Ф08-10772/20 по делу N А53-11/2020