г. Краснодар |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А32-43389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участи в судебном заседании от истца - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краснодарский машиностроительный колледж" (ИНН 2310017015, ОГРН 1022301612607) - Гладкова К.С. и Майгула Л.С. (доверенности от 14.12.2020 и 23.12.2020), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 8609016770, ОГРН 1028601465200), третьих лиц: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, акционерного общества "АТЭК", департамента имущественных отношений Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А32-43389/2019, установил следующее.
ГБПОУ КК "Краснодарский машиностроительный техникум" (далее - учреждение) обратилось с иском в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) со следующими требованиями:
- возложить обязанность на администрацию внести в реестр муниципального имущества муниципального образования город Краснодар недвижимое имущество, принять к бюджетному учету, обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о регистрации права муниципальной собственности в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое здания котельной (литера Ж2) общей площадью 75,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 309.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), управление, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление государственным имуществом), АО "АТЭК", департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 11.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает на то, что котельная (литера Ж2) конструктивно связана с зданием литейного цеха (литера Ж), строения имеют общую стену. Литейный цех подлежит сносу, истец намерен данный снос произвести. Указанные обстоятельства неизбежно повлекут за собой дополнительные и очень существенные затраты местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на ремонтно-восстановительные работы всего спорного объекта и его отдельных конструктивных элементов. Также оборудованию котельной может быть нанесен ущерб, в результате сноса здания литейного цеха (литера Ж). Ставится под сомнение возможность и целесообразность фактического использования спорного имущества как наиболее эффективного средства решения социально-экономических вопросов местного значения. Более того, при приеме в муниципальную собственность администрации необходимо будет выполнить работы по ремонту (литера Ж2), а также подготовить проектно-сметную документацию, что приведет к расходам не предусмотренных бюджетом муниципалитета. Из технического паспорта следует, что площадь котельной 79,3 кв. м, что свидетельствует о том, что объект реконструирован без соответствующих разрешительных документов. Земельный участок под спорным объектом не сформирован с учетом генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, не поставлен на государственный кадастровый учет, не установлена его площадь, необходимая для эксплуатации спорного объекта, не определен вид разрешенного использования, не определена его кадастровая стоимость и на него не прекращено право постоянного (бессрочного) пользования истца.
В отзыве на жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения высказали свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 17 470 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0302035:44 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная, 309, находящийся в собственности Краснодарского края, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.07.2019.
На указанном земельном участке находится нежилое здание (литера Ж) - литейный цех общей площадью 512,5 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0302035:23, которое закреплено на праве оперативного управления за управлением государственным имуществом (свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2016). К указанному зданию примыкает пристройка - нежилое здание котельной (литера Ж2) (помещения N 12 - 17) общей площадью 75,2 кв. м, конструктивно имеющая общую стену с литером Ж.
Как указывает истец, в помещении нежилого здания котельной (литера Ж2), находится оборудование, функционально связанное с котельной (литера Ж2) и используемое при осуществлении теплоснабжения ряда зданий, детского сада, жилых домов, офисных зданий и т. д. на территории г. Краснодара.
Территориальным производственным объединением жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов г. Краснодара в отношении объекта недвижимого имущества - котельной по ул. Северной, 309, г. Краснодара вынесен приказ от 04.10.1989 N 253 о передаче данной котельной по ул. Северной 309 и трубопровода протяженностью 318 п/м балансовой стоимостью 12 439 рублей с баланса специального профессионально-технического училища N 1 на баланс производственного теплоэнергетического объединения "Кубаньтеплокоммунэнерго" (в дальнейшем "Тепловые сети") с возложением контроля за выполнением приказа на заместителя генерального директора ТПО ЖКХ крайисполкома Лихопуда Ю.Н.
На основании постановления главы администрации от 24.11.1995 N 1565, постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.12.93 N 2265 все имущество бывшего предприятия "Тепловые сети" передано в муниципальную собственность, а в дальнейшем в аренду АО "АТЭК".
27 августа 2014 года департамент (арендодатель) и ОАО "Краснодартеплоэнерго" (арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества N 90, в настоящее время оборудование котельной по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 309, предоставлено в аренду АО "АТЭК".
При этом, само здание котельной (литера Ж2) не является предметом договора аренды муниципального имущества от 27.08.2009 N 90.
Как указывает истец, до настоящего времени учреждение и АО "АТЭК" не являются правообладателями нежилого здания котельной (литера Ж2), в реестре муниципальной или государственной собственности объект недвижимого имущества не зарегистрирован.
На основании статьи 26 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральным агентством по образованию принято решение о передаче профессионального училища N 1 г. Краснодара в ведение администрации Краснодарского края.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 2030-р, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.11.2010 N 1240-р "О безвозмездной передаче государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" как имущественного комплекса в государственную собственность Краснодарского края", актом приема-передачи от 21.12.2010 в государственную собственность Краснодарского края передано государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" как имущественный комплекс в соответствии с балансом по состоянию на 01.04.2010.
Истец является правопреемником Государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессионального училища N 1" имени Героя Советского Союза Компанийца А.П. на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 27.05.2013 N 465-р "О реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснодарский машиностроительный колледж" Краснодарского края в форме присоединения к нему государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища N 1 Краснодарского края имени Героя Советского Союза Компанийца А.П.", приказа Министерства образования и науки Краснодарского края от 13.06.2013 N 3133 "О реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Краснодарский машиностроительный колледж" Краснодарского края в форме присоединения к нему государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища N 1 Краснодарского края имени Героя Советского союза Компанийца А.П., передаточного акта прав и обязанностей по состоянию на 01.01.2015.
Как указывает истец здание котельной (литера Ж2) в непосредственном пользовании ГАОУ НПО "Профессиональное училище N 1", а впоследствии учреждения никогда не находилось.
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 1 неоднократно обращалось в администрацию с письмами о предоставлении сведений о фактическом исполнении приказа от 04.10.1989 N 253 о передаче спорной котельной с баланса специального профессионально-технического училища N 1 на баланс ПТО "Кубаньтеплокоммунэнерго", а также с просьбой рассмотреть вопрос о внесении данного объекта в реестр муниципальной собственности (письма от 08.12.2014 N 175 и от 27.01.2015 N 6).
Департамент в письме от 09.10.2014 N 41314/26 разъяснил, что указанный объект недвижимого имущества в реестре муниципального имущества муниципального образования г. Краснодар отсутствует, в аренду ОАО "АТЭК" не передавался.
Письмом от 18.02.2015 N 3524.26 департамент указал перечень движимого имущества, переданного по договору аренды от 27.08.2009 N 90 в АО "АТЭК".
Из департамента имущественных отношений Краснодарского края получен письменный ответ от 26.12.2014 N 52-20237/14-26-07 "Об использовании котельной", в котором указано, что в реестре государственной собственности Краснодарского края отсутствуют сведения о здании (части здания; литера Ж2), департамент не располагает сведениями о фактическом исполнении приказа Территориального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов г. Краснодара от 04.10.1989 N 253 о передаче объекта недвижимого имущества - котельной и трубопровода протяженностью 318 п/м с баланса специального профессионально-технического училища N 1 на баланс ПТО "Кубаньтеплокоммунэнерго". Часть здания (литера Ж2) расположена на территории земельного участка, предоставленного профессионально-техническому училищу N 1 на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем училищу разъяснено право самостоятельно защищать вещные права в отношении принадлежащих объектов имущества и земельного участка. При этом отмечено, что учреждение должно пользоваться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в уставных целях.
В целях бесперебойного обеспечения потребителей тепловой энергией АО "АТЭК" также обращалось в департамент с заявлениями о включении нежилого здания котельной (литера Ж2) в реестр муниципальной собственности (письмо от 06.09.2016 N 1303/22) и передаче в аренду АО "АТЭК", о чем письмом от 15.09.2016 N 1356/22 уведомило ГБОУ СПО "Краснодарский машиностроительный колледж".
14 октября 2016 года письмом N 32507/26 департамент направил в адрес учреждения запрос о предоставлении сведений в отношении котельной (литера Ж2) в целях решения проблемы по отнесению здания котельной и закреплению его за эксплуатирующей организацией.
08 августа 2017 года N 437 учреждение также обратилось к главе муниципального образования город Краснодар с просьбой о содействии в решении данного вопроса.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 30.10.2017 N 29346.26 сообщил директору департамента, что в реестр государственной собственности Краснодарского края, в том числе предоставлены сведения о входящем в состав имущественного комплекса, подлежащего передаче в государственную собственность Краснодарского края, объекте недвижимости - литейном цехе (литера Ж, ЖЗ, Ж4, Ж5, н/Ж1) площадью 512 кв. м (кадастровый номер 23:43:0302035:23). Сведения о котельной (литера Ж2; помещения N 12 - 17), как о самостоятельном объекте недвижимости, в установленном порядке в реестр не предоставлялись.
В названном письме департамент также указал, что, принимая во внимание предоставленную государственным автономным образовательным учреждением начального профессионального образования профессионального училища N 1 Краснодарского края имени Героя Советского Союза Компанийца А.П. от 08.12.2014 N 175 копию приказа Территориального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов 04.10.1989 N 253 "О передаче жилых домов в г. Ейске и ст. Северской, котельной в г. Краснодаре и теплотрассы в г. Ейске", департамент в целях определения принадлежности объекта теплоснабжения, необходимого для исполнения полномочий муниципального образования, рекомендует муниципальному образованию г. Краснодар, принять исчерпывающие меры по сбору документов, дающих основания для отнесения котельной (литера Ж2) к муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар.
Управление письмом от 10.11.2017 N 04/7837 сообщило в департамент о том, что сведения о здании вышеуказанной котельной в реестре федерального имущества отсутствуют.
Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю письмом от 07.06.2016 N 1479 предоставило в учреждение сведения о том, что согласно материалам инвентарного дела, находящегося в архиве, объекты недвижимости по адресу: г. Краснодар, ул. Северная 309 - котельная (литера Ж2) и трубопровод (тепловые сети) не значатся, соответственно техническая инвентаризация на данные объекты недвижимости не проводилась и выдать историческую справку на указанные объекты не представляется возможным.
Управление письмом от 21.11.2017 N 13-514/43311 сообщило департаменту о том, что рассмотрит вопрос о постановки на кадастровый учет здания котельной (литера Ж2) как ранее учтенного, после предоставления органами технической инвентаризации Краснодарского края сведений на указанный объект недвижимости. При этом, ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" письмом от 10.11.2017 N 20-08/590 сообщило департаменту, что по данным инвентарного дела здание (литера Ж2; поставлено на технический учет 05.05.1999 в качестве объекта федеральной собственности на основании письма комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 16.03.1999 N 05-01/12-1400 и договора о порядке использования закрепленного за государственным образовательным учреждением профессиональное училище N 1, на праве оперативного управления от 10.07.1997.
Департамент письмом от 07.12.2017 N 32651.26 сообщил, что в связи с имеющейся информацией ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по г. Краснодару о постановке здания котельной на технический учет 05.05.1999 в качестве объекта федеральной собственности, департамент повторно запросил у управления сведения об уточнении информации.
26 марта 2018 года письмом N 6297/26 департамент уведомил учреждение о поступлении из управления выписки из реестра федерального имущества от 20.12.2017 N 298/1 на нежилые помещения здания. В данной выписке отсутствовали сведения о здании (литера Ж2).
16 мая 2018 года департамент направил в адрес учреждения письмо N 11393/26, в котором сообщил о том, что поскольку по данным ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" здание котельной (литера Ж2) поставлено на технический учет 05.05.1999 в качестве объекта федеральной собственности, приобретение права муниципальной собственности в законном и судебном порядке не представляется возможным.
На запрос учреждения в ГБУ КК Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" сообщило, что не может выдать заверенные копии документов в отношении спорного объекта недвижимости в связи с отсутствием оригинала письма комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 16.03.1999 N 0501/12-1400 в материалах инвентарного дела.
Согласно справке ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 16.06.2008 здание (литера Ж2) принято на учет за федеральной собственностью на основании договора о порядке использования от 10.07.1997, акта передачи имущества к договору, а также выписки из реестра федерального имущества от 07.12.2007 N 0310/11465. Вместе с тем, в акте передачи имущества к договору о порядке использования закрепленного за государственным образовательным учреждением профессиональное училище N 1 федерального имущества на праве оперативного управления от 10.07.1997 указано о передаче здания котельной (инвентарный номер 101015) без указания литеров и составных частей здания.
В Выписке из реестра федерального имущества от 07.12.2007 N 03-10/11465 указан только литейный цех.
04 июня 2008 года ГУ КК "Государственный архив Краснодарского края" предоставило письмо N 459 о том, что в составе документов архивного фонда "Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края" за 1997 год распоряжение комитета о передаче ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" в оперативное управление здания и сооружения училища по ул. Северной, 309 в Центральном административном округе г. Краснодара, находящегося в федеральной собственности, не выявлено, поэтому подтвердить факт передачи указанного здания, а также предоставить документы - основания возникновения права собственности Российской Федерации имущества, переданного училищу по договору от 10.07.1997 не представляется возможным.
Таким образом, из материалов дела не следует, что спорный объект - нежилое здание котельной литера (Ж2) общей площадью 75,2 кв. м, расположенное по адресу:
г. Краснодар, ул. Северная, 309 находится в федеральной собственности.
Полагая, что здание котельной (литера Ж2) общей площадью 75,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 309, является муниципальной собственностью, учреждение обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т. д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1, к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания Закона.
В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно абзацам 5, 9-11 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с указанным Законом и со статьей 50 Закона N 131.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оборудование, размещенное в спорной котельной, относится к инженерной инфраструктуре, при помощи которого производится обслуживание детского сада, жилых домов, офисных зданий и других объектов на территории данного квартала, технологически связано с котельной, пришли к правильным выводам о том, что обязанность администрации по принятию такого имущества в муниципальную собственность, установлена законом.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у муниципального образования денежных средств не освобождает администрацию от исполнения обязанности по принятию котельной в муниципальную собственность и не лишает ответчика возможности обратиться за помощью в финансировании к другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не принимаются кассационным судом, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и не опровергают выводов судов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2020 по делу N А32-43389/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.