"Горячие" документы из Государственной Думы
Налог на прибыль
Налог на добавленную стоимость
Единый социальный налог
Налог на имущество организаций
Регистрация организаций и предпринимателей
Уголовная ответственность за неуплату налогов
До конца года депутаты Государственной Думы должны рассмотреть несколько законопроектов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Рассказываем о наиболее важных из них.
Налог на прибыль
Никаких принципиальных изменений, касающихся всех налогоплательщиков, вносить в главу 25 Налогового кодекса в ближайшее время не планируется. Планы депутатов в отношении этой главы исчерпываются рядом поправок, интересных банкам. Речь идет об изменениях, связанных с разрабатываемым сейчас федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках". В частности, предлагается разрешить банкам включать в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы, страховые взносы в фонд страхования вкладов.
Что до принципиальных нововведений, то их очередь наступит в следующем году. Речь идет о поправках в Налоговый кодекс, разрабатываемых МНС России.
Как предполагается, изменения позволят налогоплательщикам самостоятельно определять виды прямых расходов и порядок их распределения между остатками незавершенного производства и готовой продукцией. Это, в свою очередь, поможет сблизить налоговый и бухгалтерский учет.
Еще одна поправка порадует бухгалтеров организаций, имеющих несколько обособленных подразделений на территории одного региона. Если предложения налогового ведомства обретут силу, такие организации смогут перечислять в региональный бюджет всю сумму налога по этим подразделениям по месту нахождения одного из них по своему выбору. То же самое касается подразделений на территории одного муниципалитета. Всю сумму налога по ним можно будет перечислить в местный бюджет по месту нахождения какого-то одного подразделения.
Наконец, планируется уточнить правила налогообложения операций с драгоценными металлами, порядок исчисления налога при длительном технологическом цикле, при получении безвозмездных займов и некоторые другие положения Кодекса, вокруг которых идут споры.
Налог на добавленную стоимость
После того как был принят Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, снижающий с 1 января 2004 года базовую ставку НДС с 20 до 18%, никаких существенных изменений по этому налогу в ближайшем будущем не предвидится. Впрочем, это не означает, что предложений нет.
Во-первых, в МНС России готовится законопроект о введении специальных банковских счетов для расчетов по НДС. Мы подробно рассказывали об этом в 15-м номере журнала*(1). Предполагается, что система спецсчетов будет запущена в конце 2004-го - начале 2005 года.
Во-вторых, согласно Программе социально-экономического развития на 2003-2005 годы, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р, должна быть упрощена процедура возврата налога экспорам. Соответствующий законопроект должен поступить в Госдуму позже.
Единый социальный налог
Депутатский законопроект о снижении ЕСН был принят в первом чтении еще в июне. Он предусматривает следующую шкалу налоговых ставок: при величине выплат работнику до 50000 руб. - 30%, от 50001 до 600000 руб. - 15%, свыше 600000 руб. - 5%.
Однако думский вариант существенно отличается от правительственных предложений по реформированию ЕСН. Причем не только шкалой, но и, что главное, предполагаемой датой вступления ее в силу - 2004 год.
Правительство было категорически против этого. Ему удалось убедить депутатов в том, что ко второму чтению в проект нужно внести изменения. В частности, отложить снижение ЕСН до 2005 года. Так что к 2004 году никаких изменений в 24-й главе Кодекса скорее всего не произойдет.
Налог на имущество организаций
В ближайшее время в третьем, окончательном чтении должен быть рассмотрен законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой 30 "Налог на имущество организаций". Планируется ввести ее действие с начала будущего года. Основные нововведения таковы.
Во-первых, с 2 до 2,2% увеличена максимальная ставка налога. Конкретную ее величину, как и сейчас, будут устанавливать региональные власти.
Во-вторых, сужен объект налогообложения. Налогом будет облагаться имущество, относящееся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемым на балансе в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, предприятиям больше не придется платить налог со стоимости незавершенного строительства, расходов будущих периодов и т.д. Хотя, некоторым организациям эта глава сулит определенные потери (подробнее об этом см. в интервью с заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы О.Г. Дмитриевой)
Регистрация организаций и предпринимателей
До конца года в Госдуме должен быть рассмотрен законопроект "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Он позволит в полной мере реализовать с 1 января 2004 года принцип "одного окна" при государственной регистрации предприятий и предпринимателей.
Согласно документу регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей во внебюджетных фондах и органах статистики будет происходить без их участия. Передавать данные, необходимые для регистрации, будут налоговые инспекции.
Уголовная ответственность за неуплату налогов
Президент РФ внес в Госдуму законопроект с поправками в Уголовный кодекс. Среди них поправки в статьи 198 и 199, предусматривающие ответственность за неуплату налогов.
Во-первых, из обеих исчезли упоминания о страховых взносах.
Во-вторых, наконец удалена фраза об уклонении от уплаты налогов "иным способом". Согласно законопроекту преступлением является только преднамеренное непредставление налоговой декларации или других документов либо намеренное искажение данных в декларации. Это означает, что правоохранительные органы не смогут возбуждать уголовные дела на одном только основании, что организация или гражданин вовремя не перечислили налог.
В-третьих, увеличивается сумма, за неуплату которой может последовать уголовное наказание: для граждан - с нынешних 90 000 руб. до 300 000 руб., а для организаций - c 450 000 руб. до 1 500 000 руб. Впрочем, если размер сокрытого составит более 10% от всей суммы подлежащего уплате налога, то чтобы попасть под уголовную ответственность, достаточно не уплатить 100 000 руб. (для граждан) или 500 000 руб. (для организаций).
В-четвертых, законопроект смягчает само наказание. Гражданам срок лишения свободы снижен от двух лет до одного года (с пяти до трех лет за сокрытие налогов в особо крупном размере). Для руководителей организаций, бухгалтеров и т.д. наказание снижено с четырех до двух лет лишения свободы (с семи до шести лет за неуплату налогов в особо крупном размере либо группой лиц).
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Спецсчета для расчетов по НДС: опыт Болгарии". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99