г. Краснодар |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А32-10083/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Айбатулина К.К., в отсутствие истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр охраны материнства и детства города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2320185890, ОГРН 1102366007094), ответчика - Управления внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2320037349, ОГРН 1022302957489), третьего лица - федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" (ИНН 2310111385, ОГРН 1062310005504), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А32-10083/2020, установил следующее.
ГБУЗ "Центр охраны материнства и детства города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - центр) обратилось в арбитражный суд с иском к УВД по г. Сочи ГУ МВД по Краснодарскому краю (далее - управление) о взыскании 154 113 рублей 60 копеек задолженности за оказанные медицинские услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю" (далее - медико-санитарная часть; МСЧ).
Решением от 07.09.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.10.2020, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в связи с изменением законодательства возмещение расходов за оказанные центром в заявленный период медицинские услуги возложено на МСЧ.
В кассационной жалобе МСЧ просит отменить судебные акта и принять новое решение либо направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального права. Спорная задолженность возникла в период действия ранее заключенного контракта, окончание срока действия которого не влечет прекращение обязательств сторон по договору. Вывод апелляционного суда о применении постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (далее - постановление N 1563) является преждевременным и нарушает положения статьей 422 и 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, управление (заказчик) и МБУЗ "Городская больница N 9" (исполнитель; правопредшественник центра) заключили государственный контракт на оказание медицинских услуг от 12.12.2017 N 491, по условиям которого исполнитель оказывал медицинскую помощь сотрудникам территориальных органов МВД России (пункт 1.1. контракта). В силу пункта 4.1 контракт действует с 20.12.2017 по 28.02.2018.
С 01.03.2018 по 31.12.2018 исполнитель оказывал медицинскую помощь сотрудникам управления в отсутствие заключенного договора.
26 декабря 2019 года управление (заказчик) и центр (центр) заключили контракт N 543, по условиям которого исполнитель оказывает медицинскую помощь сотрудникам управления, а заказчик обязался оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам заказчика (пункт 1.1 контракта). Согласно пункту 4.1 контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2019, при этом распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 31.12.2018.
С 24.12.2018 по 31.12.2018 центр оказал медицинскую помощь сотрудникам управления на сумму 154 113 рублей 60 копеек.
В подтверждение оказания услуг центр представил счет от 27.11.2019 N ГБ000254, акт об оказании услуг от 27.11.2019 N ГБ001209, реестры оказанных медицинских услуг с копиями первичной медицинской документации, односторонний акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 29.11.2019. Документы направлены ответчику письмом от 10.12.2019 N 1783, в котором истец просит оплатить оказанные услуги.
Отказ оплатить оказанные услуги управление мотивировало тем, что на основании вступившего в силу 18.12.2018 постановления N 1563 возмещение затрат за оказанные медицинские услуги сотрудникам ответчика осуществляет Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 данного Кодекса).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", статьями 11 и 12 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1232).
В силу пункта 2 Правил N 1232 расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией, в соответствии с примерной формой согласно приложению.
Данные Правила N 1232 утратили силу в связи с изданием постановления N 1563, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на http://www.pravo.gov.ru 18.12.2018).
Постановлением N 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563), согласно которым обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, возложены на Медико-санитарную часть МВД России по субъекту Российской Федерации.
Руководствуясь названными нормами права, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на управление обязанности по оплате оказанных истцом медицинских услуг.
Порядок возмещения расходов медицинским организациям, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов МВД, императивно установлен постановлениями Правительства Российской Федерации и не может быть изменен сторонами. В период до опубликования 18.12.2018 Правил N 1563 действовали Правила N 1232 и расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещались территориальным органом МВД Российской Федерации. С момента опубликования Правил N 1563 такие расходы возмещаются Медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Установив, что медицинские услуги оказывались в период с 24.12.2018 по 31.12.2018, суды правомерно применили к действовавшим в данный период правоотношениям Правила N 1563.
В силу постановления N 1563 с 18.12.2018 лицом, уполномоченным принимать бюджетные обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, возложены на третье лицо, следовательно, с указанной даты (18.12.2018) ответчик не вправе был принимать на себя бюджетные обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.
Тот факт, что в указанный период между центром и медико-санитарной частью отсутствовал заключенный в соответствии с постановлением N 1563 договор об оказании медицинской помощи, не освобождает медико-санитарную часть от оплаты фактически оказанных медицинских услуг.
Установив, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, суды правомерно отказали в иске.
Доводы жалобы проверены судом кассационной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых решения и постановления либо опровергали выводы судов. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу N А32-10083/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок возмещения расходов медицинским организациям, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов МВД, императивно установлен постановлениями Правительства Российской Федерации и не может быть изменен сторонами. В период до опубликования 18.12.2018 Правил N 1563 действовали Правила N 1232 и расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещались территориальным органом МВД Российской Федерации. С момента опубликования Правил N 1563 такие расходы возмещаются Медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
...
В силу постановления N 1563 с 18.12.2018 лицом, уполномоченным принимать бюджетные обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, возложены на третье лицо, следовательно, с указанной даты (18.12.2018) ответчик не вправе был принимать на себя бюджетные обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.
Тот факт, что в указанный период между центром и медико-санитарной частью отсутствовал заключенный в соответствии с постановлением N 1563 договор об оказании медицинской помощи, не освобождает медико-санитарную часть от оплаты фактически оказанных медицинских услуг."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2021 г. N Ф08-11321/20 по делу N А32-10083/2020