город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2020 г. |
дело N А32-10083/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-10083/2020
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр охраны материнства и детства города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ОГРН 1102366007094, ИНН 2320185890)
к Управлению внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОГРН 1022302957489, ИНН 2320037349)
при участии третьего лица федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" (ОГРН 1062310005504, ИНН 2310111385)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр охраны материнства и детства города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - истец, бюджетное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление) о взыскании 154 113 рублей 60 копеек задолженности.
Исковые требования мотивированы наличием у ответчика задолженности за оказанные медицинские услуги в период с 24.12.2018 по 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение здравоохранение "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2020 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что в спорный период с 24.12.2018 по 31.12.2018 медицинская помощь оказывалась истцом сотрудникам ответчика в отсутствие заключенного в установленном порядке договора об оказании медицинской помощи.
Только 26.12.2019 между истцом и ответчиком был заключен контракт N 543 на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ, который в соответствии с п. 4.1 распространялся на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 31.12.2018.
Распространяя срок действия контракта N 543 от 26.12.2019 на правоотношения сторон с 01.01.2018 до 31.12.2018, стороны руководствовались п. 2 ст. 425 ГК РФ, согласно которому стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Между тем, в данном случае распространение срока действия контракта N 543 от 26.12.2019 на правоотношения сторон с 24.12.2018 до 31.12.2018 противоречит вступившему в силу с 18.12.2018 постановлению Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, согласно которому с указанной даты обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, возложены на Медико-санитарную часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, т.е. на третье лицо.
С 18.12.2018 ответчик не вправе был принимать на себя бюджетные обязательства по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.
Суд первой инстанции отметил, что на момент подписания контракта N 543 от 26.12.2019 постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 действовало более года, в связи с чем, распространяя срок действия контракта на период с 18.12.2018 по 31.12.2018 стороны должны были понимать факт отсутствия у ответчика соответствующих обязательств по возмещению медицинским организациям расходов, связанных с оказанием медицинской помощи.
В данном случае стороны подписанием контракта N 543 от 26.12.2019 не могут возложить на ответчика обязательства, не предусмотренные действующим законодательством.
Тот факт, что в спорный период между истцом и медико-санитарной частью отсутствовал заключенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 договор об оказании медицинской помощи, не освобождает медико-санитарную часть от оплаты фактически оказанных медицинских услуг.
Суд первой инстанции счел, что поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, то оснований для его удовлетворения не имеется.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, исковые требования бюджетного учреждения удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что указанные в мотивировочной части решения суда обстоятельства, по существу возлагающие обязанность по погашению задолженности на третье лицо, могут иметь преюдициальное значение, в связи с чем, третье лицо считает данное решение незаконным и не обоснованным. Гражданский кодекс Российской Федерации имеет большую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563, в связи с вступлением в законную силу которого было отказано в удовлетворении искового заявления.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).
Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 не содержит нормы, указывающей на её распространение на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Доводы ответчика о наличии обязательства у третьего лица по погашению задолженности по государственному контракту от 26.12.2019 N 543, заключенному между истцом и ответчиком, являются необоснованными и противоречат условиям самого контракта.
Срок действия контракта определен по 31.12.2019 и распространяется на правоотношения, возникшие в 2018 году.
Юридически значимых действий, указывающих на расторжение контракта (в т.ч. по соглашению сторон) в связи с вступлением в законную силу постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563, сторонами контракта не производилось.
В отзыве на апелляционную жалобу истец апелляционную жалобу поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (заказчик) и МБУЗ города Сочи "Городская больница N 9" (исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание медицинских услуг N 491 от 12.12.2017, по условиям которого исполнитель оказывал медицинскую помощь сотрудникам территориальных органов МВД России (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 4.1. контракта данный контракт действует с 20.12.2017 по 28.02.2018.
Истец указывает, что в период с 01.03.2018 по 31.12.2018 им оказывалась медицинская помощь сотрудникам ответчика в отсутствие заключенного договора.
Между Управлением внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (заказчик) и ГБУЗ "Центр охраны материнства и детства города Сочи" Министерства здравоохранения Краснодарского края заключен контракт на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ N 543 от 26.12.2019, по условиям которого исполнитель оказывал медицинскую помощь сотрудникам территориальных органов МВД России, а заказчик берет на себя обязательство оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам заказчика (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 4.1. контракта данный контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2019, при этом распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 31.12.2018.
Истец указывает, что в период с период с 24 по 31 декабря 2018 года им была оказана медицинская помощь сотрудникам ответчика на сумму 154 113,60 руб.
В подтверждение оказания услуг истец представил счет N ГБ000254 от 27.11.2019, акт об оказании услуг N ГБ001209 от 27.11.2019, реестры оказанных медицинских услуг с копиями первичной медицинской документации, односторонний акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 29.11.2019 (т. 1, л.д. 31-50).
Документы направлены ответчику с письмом от 10.12.2019 N 1783, в котором истец просит оплатить оказанные услуги.
В ответе на данное письмо управление указало, что, что возмещение затрат за оказанные медицинские услуги сотрудникам ответчика за период с 24.12.2018 по 31.12.2018 на общую сумму 154 113,60 руб. на основании вступившего в силу 18.12.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" осуществляет медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Претензия истца от 27.01.2020 N 76 с требованием оплаты задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1).
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1232).
В силу пункта 2 Правил N 1232 расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией, в соответствии с примерной формой согласно приложению.
Данные Правила N 1232 утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на http://www.pravo.gov.ru 18.12.2018), которым были утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563).
Согласно пункту 3 Правил N 1563 медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - медико-санитарная часть) в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией, примерная форма которого приведена согласно приложению (далее - договор), возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - медицинская помощь), сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а также с изготовлением и ремонтом зубных протезов сотрудникам (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.
Согласно пункту 8 Правил N 1563 медико-санитарная часть, получившая документы, предусмотренные пунктом 5 данных Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает.
Правовая позиция, согласно которой взыскание за оказанные медицинские услуги производится по правилам, действовавшим в период спорных правоотношений, приведена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.06.2020 по делу N А32-24028/2018.
В контракте N 543 от 26.12.2019 стороны распространили действия контракта на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 до 31.12.2018.
Вместе с тем, порядок возмещения расходы медицинским организациям, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов МВД императивно установлены постановлениями Правительства Российской Федерации и не могут быть изменены сторонами.
В период до опубликования 18.12.2018 Правил N 1563 действовали Правила N 1232 и расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещались территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации. С момента опубликования Правил N 1563 такие расходы возмещаются медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что спорные медицинские услуги оказывались с 24.12.2018 по 31.12.2018, к действовавшим в данный период правоотношениям подлежат применению Правила N 1563.
Таким образом, услуги, оказанные в спорный период, должны возмещаться медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, требования к управлению заявлены необоснованно.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Краснодарского края от 07.09.2020 по делу N А32-10083/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10083/2020
Истец: ГБУЗ "ЦЕНТР ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ГОРОДА СОЧИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ГОРОДА СОЧИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ГУ УВД г. Сочи МВД России по КК
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ", ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Краснодарскому краю"