г. Краснодар |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А32-32460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Соловьева Е.Г.,
судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория"" (ИНН 2304029414, ОГРН 1032301873328) - Савицкого В.А. (директор) и Шульги М.А. (доверенность от 01.01.2020), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2304029414, ОГРН 1032301873328) - Волкова Р.В. (доверенность от 29.12.2020), в отсутствие третьего лица - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турбаза "Черномория"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А32-32460/2019,
установил следующее.
ООО "Турбаза "Черномория"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19 в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:40:0703000:172 (номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00223) площадью 0,25 га, лесного участка площадью 0,05 га (номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00222) на срок 49 лет для осуществления рекреационной деятельности; возложении на заинтересованное лицо обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о заключении нового договора аренды указанного лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - учреждение).
Решением от 28.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что действия министерства соответствуют положениям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и не нарушают законные права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Спорный лесной участок изначально предоставлен обществу в аренду по заключенному на торгах договору на 5 лет. Последующее переоформление названного соглашения без проведения публичных процедур с целью приведения его в соответствие с Лесным кодексом в 2008 году с указанием на десятилетний срок аренды не является основанием для предоставления этого участка на новый срок, поскольку не свидетельствует о том, что лесной участок предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет.
В кассационной жалобе общество просит изменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, вывод судов об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу в аренду на новый срок спорного участка ошибочен. Заявитель надлежащим образом использовал данный участок и вносил арендую плату. Выявленные нарушения лесного законодательства являлись несущественными и впоследствии устранены. Обществом не допущено существенное нарушение условий договора аренды. Министерство злоупотребляет правом.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, которое рассмотрено и удовлетворено судом.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель министерства возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании протокола лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 10.12.2004 N 15 Геленджикский опытный лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 27.12.2004 N 85-04 аренды лесного участка для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей из состава земель лесного фонда площадью 0,30 га сроком на 5 лет.
12 декабря 2008 года указанный договор в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" переоформлен на договор от 12.12.2008 N 275/13-08 аренды лесного участка (сроком на 10 лет) и подписан управлением и обществом.
В заявлении от 28.05.2019 N 202-22196/19 общество просило министерство заключить договор аренды лесного участка без проведения торгов на новый срок, в удовлетворении которого отказано (письмо от 11.06.2019 N 202-06.3-10-17493/19).
Общество, полагая, что действия (бездействие) министерства нарушают его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
На основании части 4 статьи 74 Лесного кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В качестве основания для отказа в предоставлении спорного участка в аренду на новый срок заинтересованное лицо, поддержанное судами первой и апелляционной инстанций, указало на то, что обществом не соблюдены условия договора аренды лесного участка, а именно: данное лицо было привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем данные обстоятельства не являются основанием для отказа заявителю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок, поскольку вменяемые нарушения носили несущественный характер и впоследствии акты, на основании которых общество было привлечено к административной ответственности, были отменены. Таким образом, приведенные заинтересованным лицом основания для отказа в предоставлении государственной услуги, нельзя признать законными.
Однако независимо от приведенного в иске нормативного обоснования суды первой и апелляционной инстанций вправе были установить наличие (отсутствие) у заявителя иных законных оснований для заключения договора аренды лесного участка на новый срок.
Установив, что спорный лесной участок изначально предоставлен обществу в аренду по заключенному на торгах договору от 27.12.2004 на 5 лет, а последующее подписание соглашения от 12.12.2008 без проведения публичных процедур, которым срок аренды изменен на 10 лет, не дает заявителю право претендовать на предоставление лесного участка в аренду на новый срок без проведения торгов по основаниям пункта 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судебных инстанций соответствуют правовым подходам Верховного суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 17.04.2017 N 302-ЭС17-2838 по делу N А19-233/2016 и от 21.03.2018 N 301-КГ18-2394 по делу N А43-3263/2017.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2020 по делу N А32-32460/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
...
Установив, что спорный лесной участок изначально предоставлен обществу в аренду по заключенному на торгах договору от 27.12.2004 на 5 лет, а последующее подписание соглашения от 12.12.2008 без проведения публичных процедур, которым срок аренды изменен на 10 лет, не дает заявителю право претендовать на предоставление лесного участка в аренду на новый срок без проведения торгов по основаниям пункта 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судебных инстанций соответствуют правовым подходам Верховного суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 17.04.2017 N 302-ЭС17-2838 по делу N А19-233/2016 и от 21.03.2018 N 301-КГ18-2394 по делу N А43-3263/2017."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2021 г. N Ф08-9186/20 по делу N А32-32460/2019