В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами".
2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 20 января 2017 г. N 20 "Об утверждении Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 30 октября 2023 г. N 390
Руководство по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами"
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами" (далее - Руководство) содержит рекомендации по соблюдению требований промышленной безопасности при выполнении работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах организаций, в пределах территорий которых осуществляются технологические перевозки опасных веществ (далее - ОПО).
Руководство не содержит рекомендаций по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.
2. Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 529, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 494, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 512, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 528, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 486, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 458, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 530, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 532.
Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
3. Настоящее Руководство рекомендуется применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.
Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении N 1 к Руководству.
4. Положения Руководства рекомендуется использовать при:
проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;
изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании, ремонте и эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО;
проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.
5. Перед началом эксплуатации входящих в состав ОПО железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов.
В целях обеспечения безопасности при транспортировании, перемещении, погрузке, выгрузке, а также подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов на ОПО рекомендуется разработать внутреннюю инструкцию по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.
В инструкции по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами рекомендуется в том числе предусмотреть:
указание прав и обязанностей ответственных лиц организации, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов, контроля технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
основные меры по контролю за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов на ОПО;
основные меры по контролю технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
порядок и периодичность проведения дефектоскопии рельсов по маршруту транспортирования опасных веществ (рекомендуется не реже 1 раз в 2 года);
порядок и периодичность проведения технического осмотра железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 2 раза в год);
периодичность и объем ремонта железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 1 раз в 25 лет);
периодичность поверки контрольно-измерительных приборов в соответствии с требованиями изготовителей;
основные меры по обеспечению безопасности при проведении сливо-наливных операций на железнодорожных и автоналивных эстакадах;
основные меры по учету, клеймению, окраске, хранению, списанию, использованию тормозных башмаков, в том числе в искробезопасном исполнении;
места производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;
места установки газоанализаторов в местах производства слива-налива опасных и легковоспламеняющихся веществ, а также в местах подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ;
основные меры по заземлению и молниезащите в местах производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;
основные меры по антитеррористической защищенности объектов транспортирования опасных веществ;
стационарные посты видеонаблюдения за процессами транспортирования, перемещения, погрузки-выгрузки опасных веществ, а также подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ на ОПО;
основные меры по обустройству и размещению лестниц, поручней, рабочих площадок эстакад, слива-налива опасных веществ, обеспечивающих безопасность работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
основные меры по техническому содержанию технологического транспорта (например, погрузчика, самодвижущихся тележек, электроталей и другого) для транспортирования (перемещения) опасных веществ;
основные меры по порядку привлечения подрядных организаций, меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц;
перечень внутренних инструкций, связанных с осуществлением вышеуказанных и иных работ на данном ОПО.
6. Категории работников организаций, эксплуатирующих ОПО, подлежащие аттестации в области промышленной безопасности, установлены Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 13.
7. Опасные грузы в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов "Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила (Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева)" (далее - Рекомендации ООН) подразделяются на классы, подклассы, категории и группы (приложение N 2 к настоящему Руководству).
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству.
Железнодорожный транспорт
8. При эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования на ОПО организация движения и маневровой работы на таких путях в пределах ОПО осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 (далее - ПТЭ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), Техническими требованиями и нормами содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р (далее - Требования).
9. Содержание железнодорожных путей необщего пользования в пределах ОПО, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав, имеющий право выхода на железнодорожные пути общего пользования, осуществляется в соответствии с положениями ПТЭ, Требований.
10. Скорости движения подвижного состава и осевые нагрузки, установленные на конкретном участке пути необщего пользования, а также элементы железнодорожного пути необщего пользования на ОПО содержатся в соответствии с проектной и технической документацией на данные участки пути, с учетом размещения ОПО, объемно-планировочных решений их территорий.
11. При транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом рекомендуется приказом руководителя организации назначать работников, ответственных за:
содержание путей, переездов, технических проездов, проведение дефектоскопии, содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, габаритов приближения строений, въездных железнодорожных ворот (ворота рекомендуется устанавливать раздвижные или открывающиеся внутрь территории ОПО), искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;
учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования, разработку эксплуатационной документации, проведению инструктажа.
12. Организация обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и движения на этих путях на ОПО осуществляется в соответствии с положениями инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция), разрабатываемой в соответствии с пунктом 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
13. Подачу вагонов на железнодорожные пути необщего пользования рекомендуется осуществлять по указанию маневрового диспетчера или дежурного по железнодорожной станции примыкания по согласованию с лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования.
14. Подача вагонов к фронтам погрузки-выгрузки опасных веществ осуществляется по согласованию с лицом, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных операций и расстановку вагонов по фронтам погрузки-выгрузки, в соответствии с Инструкцией.
15. Скорости движения маневровых поездов (составов) по железнодорожным путям необщего пользования, входящим в состав ОПО, устанавливаются владельцем железнодорожного пути необщего пользования и указываются в Инструкции с учетом положений пункта 10 настоящего Руководства по безопасности.
16. При движении маневрового поезда (состава), в котором имеются вагоны с опасными веществами, лицу, ответственному за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования, рекомендуется принимать меры по:
доведению информации при выдаче задания на маневровую работу руководителю маневров, а руководителю маневров - машинисту локомотива о наличии в маневровом поезде (составе) вагонов с опасными веществами;
очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;
доведению информации до работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.
17. Работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановки вагонов по местам погрузки-выгрузки, рекомендуется проверять правильность и надежность закрепления вагонов, после чего производить отцепку локомотива и выезд его с места погрузки-выгрузки, ограждение вагонов технологической светофорной сигнализацией, в случае ее отсутствия - переносными щитами (сигналами остановки, окрашенными с обеих сторон в красный цвет), перевод стрелок, ведущих на пути погрузки-выгрузки, в положение, исключающее попадание подвижного состава на эти пути.
При организации эксплуатации двухсторонних эстакад рекомендуется в целях обеспечения безопасности исключить случаи проведения маневровых работ с одновременным наливом (подготовкой вагона-цистерны (ВЦ) к наливу).
Красный щит рекомендуется ставить только при невозможности ограждения стрелочными переводами или башмака сбрасывающего (КСБ).
При централизации стрелочных переводов ограждение может производиться на пульте дежурным по железнодорожной станции (ДСП) или диспетчером.
18. После выполнения работ по погрузке-выгрузке вагонов работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановке вагонов, рекомендуется убедиться в окончании работ; в отсутствии людей на вагоне и под ним; в отсутствии препятствий для движения транспортных средств; в выведении людей, машин, механизмов за пределы габарита приближения строений; в готовности маршрута передвижения маневрового состава; в снятии переносных щитов; произвести выдачу разрешения на прицепку локомотива и изъятие тормозных башмаков.
Не рекомендуется приводить в движение маневровый состав без соответствующего указания руководителя маневров о возможности начала движения и об изъятии тормозных башмаков.
19. При производстве на железнодорожных путях необщего пользования маневровых работ в пределах ОПО рекомендуется обеспечивать порядок производства работ, исключающий:
производство маневров толчками;
передвижение вагонов вручную, автомашинами, другими приспособлениями;
оставление вагонов без закрепления их тормозными башмаками;
оставление вагонов без локомотива на переездах, технологических проездах, проемах ворот, стрелочных переводах, искусственных сооружениях;
использование для закрепления вагонов посторонних предметов;
использование на местах погрузки-выгрузки для закрепления вагонов с опасными веществами тормозных башмаков, изготовленных из искрообразующих материалов;
использование для отстоя вагонов улавливающих и предохранительных тупиков.
20. Локомотивы, предназначенные для осуществления маневровых работ на ОПО, рекомендуется предъявлять к выполнению работ после проведения технического осмотра и плановых видов ремонта.
21. Группы вагонов или отдельные вагоны, загруженные опасными веществами, в целях обеспечения безопасности рекомендуется сцеплять, надежно закреплять от самопроизвольного ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, другими средствами закрепления, а также ограждать переносными сигналами остановки.
Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, рекомендуется в целях безопасности устанавливать в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запирать (для вагонов, загруженных опасными веществами: взрывчатыми материалами (ВМ), хлором, аммиаком, сжиженными углеводородными газами (СУГ), кислородом, стрелки запираются на навесной замок).
22. В целях обеспечения безопасности рекомендуется исключать возможность сквозного проезда локомотивов по железнодорожному пути необщего пользования, входящего в состав ОПО, с размещенной на нем сливо-наливной эстакадой.
Автомобильный транспорт
23. Автомобильные дороги необщего пользования с расположенными на них искусственными сооружениями, предназначенные для транспортирования опасных веществ на ОПО, эксплуатируются в соответствии с требованиями строительных норм и правил, стандартов, устанавливающих допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, и других нормативно-технических документов, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог необщего пользования.
24. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом на ОПО рекомендуется в целях обеспечения безопасности осуществлять по дорогам необщего пользования с одной общей проезжей частью, имеющим твердое покрытие, с прочностью, соответствующей весовым параметрам транспортных средств, эксплуатируемых на конкретном участке автодороги.
25. Движение транспортных средств с опасными веществами на ОПО рекомендуется организовывать по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков и указателей, определенных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
26. Маршруты следования автотранспортных средств рекомендуется устанавливать с учетом обеспечения транспортирования опасных веществ по кратчайшему направлению с минимальным числом остановок в пути следования и возможности подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения.
По маршруту следования транспортных средств на видных местах рекомендуется устанавливать схемы движения. На указанных схемах следует в том числе указать допустимую скорость движения транспортных средств по территории ОПО.
По маршруту следования транспортных средств рекомендуется устанавливать дорожные знаки "направление движения с опасными грузами" и на видных местах схемы движения.
При перевозке опасных веществ на ОПО водителям транспортных средств рекомендуется соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
27. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для производства маневров в пунктах погрузки-выгрузки предусматриваются петлевые объезды или площадки в соответствии с СП 37.13330.2012 "Свод правил. Промышленный транспорт", СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
28. Пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне рекомендуется обустраивать в местах, достаточно удаленных от мест производства погрузочно-разгрузочных работ с целью исключения перекрытия переезда железнодорожными составами, ожидающими погрузки или выгрузки.
29. При несоответствии эксплуатационного состояния автомобильных дорог необщего пользования предъявляемым к ним требованиям безопасности организацией, эксплуатирующей ОПО, в целях обеспечения безопасности рекомендуется принимать меры в соответствии со статьями 17, 18 и 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по временному ограничению движения до устранения нарушений в части:
наличия посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, отсутствия соответствующих дорожных знаков;
образования дефектов и повреждений проезжей части, превышающих предельно допустимые значения;
состояния колеи больше предельно допустимых значений на участке дороги;
наличия разрушенных и не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;
наличия неорганизованных съездов;
наличия растительности в полосе отвода, снижающей расстояние видимости водителям транспортных средств, находящихся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, приближающегося к железнодорожному переезду с любой стороны поезда/состава железнодорожных вагонов, в соответствии с нормами обеспечения видимости, указанными в подпункте 7.2 пункта 7 ГОСТ Р-50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и пункта 17 раздела 2 приказа Минтранса России от 5 октября 2022 г. N 402 "Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов";
наличия необрезанной растительности, затрудняющей видимость дорожных знаков и направляющих устройств на расстоянии 100 м.
30. Организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется обеспечивать проведение периодического осмотра автомобильной дороги с имеющимися на ней искусственными сооружениями, а также проведение общих технических осмотров в весенний и осенний периоды, при которых определяются объемы и виды работ по ремонту дороги в предстоящий период.
31. В случаях нарушений норм содержания автомобильной дороги и расположенных на ней искусственных сооружений движение автотранспортных средств с опасными веществами рекомендуется ограничивать при:
разрушениях деформационных швов и околошовной зоны с образованием провалов между пролетными строениями;
разрушениях переходных плит и сопряжений с образованием порожка более 10 см;
состоянии перил и тротуаров, вызывающих опасность для движения пешеходов (разрушение тротуарных плит, обрушение перил на части или по всей длине сооружения);
разрушениях покрытия с обнажением арматуры на большей части защитного слоя;
образовании сквозных отверстий в плите проезжей части в результате разрушения бетона плиты;
разрушениях ограждающих устройств на большей части по длине моста;
ослаблениях сечения бетона в сжатой зоне раковинами в железобетонных конструкциях, трещинах, сколах бетона или местном снижении марки бетона в сжатой зоне, механических повреждениях или ослаблении коррозией сечения арматуры в растянутой зоне, состоянии между несущими элементами, изменяющими расчетную схему работы конструкции;
многочисленных трещинах с раскрытием более 0,3 мм;
интенсивной коррозии арматуры с ослаблением площади на 10% и более;
повреждении бетона от выщелачивания и размораживания его на большей части плиты проезжей части в железобетонных конструкциях;
неукрепленных перилах и ограждениях, имеющихся разрывах и других повреждениях перил, влияющих на безопасность движения пешеходов.
II. Рекомендации по эксплуатации транспортных средств (оборудования), предназначенных для транспортирования опасных веществ
32. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ на ОПО, производится по технической документации при условии соблюдения габаритов транспортного средства, требований транспортной безопасности на ОПО и промышленной безопасности, согласовывается с изготовителем и с учетом требований технических регламентов, а также статей 7, 8, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
33. Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на ОПО, осуществляется в соответствии с главой IX ПТЭ.
34. В соответствии с требованиями пункта 133 ПТЭ на каждую единицу железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого в составе ОПО, ведется паспорт (технический паспорт) или формуляр (при наличии), а также рекомендуется наличие руководства по эксплуатации, чертежей общего вида и документов, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности (например, сертификат соответствия).
35. Колесные пары вагонов, используемых для транспортирования взрывчатых материалов, сжиженных и сжатых газов, рекомендуется оборудовать подшипниками качения и композиционными тормозными колодками в автотормозной системе.
36. Для обеспечения безопасных условий транспортирования наливных химически опасных грузов рекомендуется использование вагонов-цистерн, имеющих следующие конструктивные особенности:
для хлора, сероводорода - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством, не имеющая отверстий ниже уровня жидкости, а также отверстий для очистки, расположенных в нижней части цистерны;
для аммиака безводного - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством;
для азота, аргона, гелия, кислорода, криптона, ксенона, неона, воздуха, углекислого газа - цистерна с внутренним сосудом, оболочкой, теплоизоляцией, оборудованная вентилями вакуумирования, предохранителем мембранного изолирующего пространства, с устройством отвода из цистерны испаряющегося газа (газосбросом);
для легковоспламеняющихся жидкостей (нефтепродуктов) - цистерна, оборудованная предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком или с верхним управлением слива вакуумным насосом;
для вязких нефтепродуктов - цистерна, оборудованная парообогревательной рубашкой, предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком;
для метанола - цистерна, оборудованная предохранительным кожухом на крышке люка, с устройством верхнего слива; для сероуглерода - цистерна с устройством верхнего слива;
для фосфора желтого - цистерна, оборудованная колпаком с кожухом и приспособлением для запорно-предохранительного устройства, с устройством верхнего слива;
для водорода пероксида, водного раствора (концентрацией более 60%) - цистерна из алюминиевых сплавов, рассчитанная на избыточное давление;
для ядовитых (токсичных) веществ, едких (коррозионных) веществ - цистерна, оборудованная устройствами верхнего слива; для жидкого пека - цистерна, оборудованная кожухом термоизоляции, с устройством для разогрева;
для капролактама - цистерна из нержавеющей стали, с устройством термоизоляции, с устройством для разогрева;
для соляной, суперфосфатной кислот, гипохлорита натрия - внутренняя поверхность цистерны покрыта слоем резины толщиной до 5 мм (гуммирована).
Рекомендуется осуществлять транспортирование:
сероуглерода - под слоем воды (в летнее время) или под слоем атмосферы инертного газа (азот); фосфора желтого - под слоем воды (в зимнее время под слоем незамерзающей жидкости) и под слоем атмосферы инертного газа (азот);
капролактама - под слоем атмосферы инертного газа (азот особой чистоты с объемной долей кислорода не более 0,0005%).
37. В отношении железнодорожного подвижного состава, предназначенного для транспортирования опасных веществ на ОПО, не имеющего выход на пути общего пользования, рекомендуется принимать меры (с учетом особых условий его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта) по обеспечению:
условий безопасности движения и работы обслуживающего персонала;
максимальной производительности при оптимальных технико-экономических показателях, необходимой надежности и ремонтопригодности;
сохранности перевозимых веществ;
возможности безопасной эксплуатации с учетом плана и профиля используемых железнодорожных путей;
возможности осуществления комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
38. Локомотивы эксплуатируются с учетом ПТЭ и требований промышленной безопасности.
39. Применяемые для перемещения вагонов специальные маневровые средства (тяговые агрегаты, мотовозы, толкатели, маневровые тележки, электролебедки и другое оборудование) эксплуатируются в соответствии с требованиями технической документации на их эксплуатацию, с обеспечением сохранности железнодорожного подвижного состава.
40. При подготовке автотранспортного средства к перевозке опасных грузов грузоотправителем оформляется специальное разрешение на движение транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования и установление маршрута следования в соответствии с положениями Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 11 апреля 2022 г. N 127.
41. Не рекомендуется проводить ремонтные и огневые работы на груженых цистернах, а также на порожних цистернах, которым не произведена очистка (в том числе пропарка, промывка, сушка и дегазация) в соответствии с грузом. После дегазации внутреннюю полость цистерн рекомендуется контролировать газоанализатором.
42. Дегазацию рекомендуется обеспечить до состояния, при котором содержание паров нефтепродуктов составляет:
0,1 г/м 3 - для резервуаров из-под бензинов перед их ремонтом с применением огневых работ и другими работами, связанными с пребыванием работников в резервуаре без защитных средств;
не более 2,0 г/м 3 - при выполнении огневых работ без пребывания работников внутри резервуара;
не более 8,0 г/м 3 - для резервуаров из-под светлых нефтепродуктов перед их осмотром, ремонтом (без применения огневых работ), окрашиванием, градуировкой с доступом работников внутрь резервуара (в защитных средствах);
не более 12,5 г/м 3 - при выполнении указанных работ без доступа работников внутрь резервуара.
Работы, связанные с пребыванием работников внутри резервуара, рекомендуется выполнять при наличии вытяжной вентиляции.
43. Техническое освидетельствование котлов вагонов-цистерн, баллонов, бочек, в которых опасные вещества перевозятся под давлением свыше 0,07 МПа или в которых давление более 0,07 МПа создается периодически для опорожнения, производится в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536.
44. При эксплуатации транспортных средств в целях обеспечения безопасности рекомендуется учитывать особенности опасных веществ, транспортируемых в цистерне конкретной модели, конструкционные и функциональные возможности цистерны в соответствии с руководством по эксплуатации и с учетом требований, действующих в организации, эксплуатирующей ОПО, технологических инструкций по осуществлению сливо-наливных операций.
45. Все элементы рабочего и конструктивного оборудования цистерны, сосуда, баллона рекомендуется располагать таким образом, чтобы исключалась опасность их срыва или повреждения в процессе транспортирования и производства погрузочно-разгрузочных работ.
46. Комплектность эксплуатируемых автотранспортных средств и условия по обеспечению возможности их идентификации обеспечиваются с учетом требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Подобным образом рекомендуется комплектовать транспортные средства бортовыми устройствами ГЛОНАСС/GPS, контрольно-измерительными приборами, тахографами, средствами пожаротушения, противооткатными башмаками, аварийными жилетами, жидкостью для промывания глаз, очками, предупреждающими знаками с собственной опорой, лопатами, переносными осветительными приборами.
III. Организация погрузочно-разгрузочных работ на опасных производственных объектах
47. При размещении пунктов для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется учитывать планировку территории ОПО, а также объемно-планировочные решения по размещению зданий и сооружений на ОПО.
48. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется обеспечивать защитой от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции.
49. Порядок работ по погрузке, выгрузке, передвижению при подаче под погрузку, выгрузку грузов с опасными веществами рекомендуется отражать в соответствующих технологических инструкциях с указанием в том числе:
обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;
порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;
безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.
50. Пункты для производства погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется оборудовать соответствующими техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности работ в зависимости от принятой в организации технологии.
Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
51. В целях безопасной и сохранной перевозки опасных веществ на ОПО грузоотправителю рекомендуется при подготовке опасного груза к перевозке обеспечивать:
применение тары, упаковки, упаковочных комплектов, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов на тару и упаковку, подвергнутых испытаниям в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности, и являющихся инертными по отношению к загруженным в них грузам;
использование железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств для перевозки только тех жидких опасных веществ, для которых они предназначены, согласно конструкторской документации на транспортное средство (технические условия, паспорт, руководство по эксплуатации);
разработку и утверждение схем размещения транспортной тары и применяемых приспособлений для ее крепления в транспортном средстве.
52. При производстве погрузочно-разгрузочных работ рекомендуется принимать меры по исключению:
использования открытого огня в местах производства погрузки-выгрузки опасных веществ;
курения и применения открытого огня на расстоянии менее 50 м от мест производства погрузки или выгрузки опасных грузов;
выполнения работ во время грозы;
отсутствия освещения в темное время суток.
53. Не рекомендуется использование загруженных транспортных средств для хранения опасных веществ.
Порядок транзитного (кратковременного) хранения загруженных опасными веществами автотранспортных средств и контейнеров-цистерн устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО.
54. В случае, когда состояние площадок размещения и мест погрузки-выгрузки опасных веществ не отвечает требованиям эксплуатации, рекомендуется устанавливать временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения и погрузочно-разгрузочных работ вплоть до запрещения движения.
55. Не рекомендуется осуществлять движение транспортных средств и производить погрузочно-разгрузочные работы в местах погрузки-выгрузки при выявлении:
наличия на обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов, влияющих на безопасность движения и не обозначенных соответствующими дорожными знаками;
отсутствия оборудования площадок размещения и мест погрузки-выгрузки специальными приспособлениями;
отсутствия на площадке размещения и местах погрузки-выгрузки сплошного твердого водонепроницаемого покрытия;
отсутствия устройств защиты погрузочно-разгрузочного фронта от прямых ударов молнии и ее проявлений - заземлений.
56. Погрузочно-разгрузочные работы в местах погрузки-выгрузки производятся с применением инструментов и приспособлений, используемых во взрывопожароопасных зонах, не дающих искры при работе с ними.
57. Организацией, эксплуатирующей ОПО, устанавливается порядок технического осмотра и ремонта вагонов перед погрузкой.
При этом не рекомендуется подавать под погрузку вагоны:
без предъявления к техническому обслуживанию и записи в соответствующем журнале о признании их технически исправными;
с выработанным сроком службы или межремонтным нормативом по пробегу (или календарному сроку);
с неисправностями запора крышки люка или двери, запорного устройства для пломбирования (при наличии) у крытых вагонов, вагонов бункерного типа и вагонов-цистерн;
с неплотным прилеганием крышек люков, с продольным смещением вала разгрузочного механизма, с зазорами между зубом защелки и зубом рычага более 3 мм, с величиной перехода рычага через "мертвую точку" менее 8 мм или более 18 мм у вагонов для перевозки горячих окатышей и агломерата;
с зазором между зубом закидки и зубом фиксатора более 8 мм у вагонов для минеральных удобрений;
с изгибом, обрывом фиксатора штурвала механизма разгрузки с отсутствием штурвала, с изгибами и вмятинами разгрузочных и загрузочных люков, с обрывом крепления крышки загрузочного люка, у вагонов бункерного типа с износами в шарнирных соединениях: механизма разгрузки - более 2 мм, вкладышей привода механизма разгрузки - более 3 мм;
с трещинами в сварных соединениях конструкций вагонов и цистерн;
а также при:
отсутствии (повреждении) запорно-предохранительного клапана, штанги, заглушки сливного прибора у вагонов-цистерн;
отсутствии (повреждении) уплотнительных резиновых прокладок разгрузочных люков у вагонов бункерного типа, крышек бункеров, несовпадении зуба сектора с гнездом в опоре, а также запорных механизмов в исправном состоянии;
отсутствии (повреждении) концевого крана или соединительного рукава.
58. На цистернах, предъявляемых к техническому осмотру перед погрузкой, рекомендуется проверить:
соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; отсутствие постороннего продукта в цистерне;
соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов, знаков опасности, соответствующих характеру опасности груза;
наличие табличек оранжевого цвета с кодом опасности и номером Организации Объединенных Наций (далее - ООН);
исправность арматуры, крепления крышки люка;
отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов;
отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции цистерны (при его наличии);
исправность сливных приборов, внутренних лестниц, крышек люков с установленными на них уплотнительными элементами и запорно-пломбировочными устройствами;
величину остаточного давления в цистерне;
наличие пломб, заглушек;
наличие надписей о сроках проведения периодического ремонта и испытания цистерны, о наименовании груза.
Также проверяется наличие сопроводительных документов к данным цистернам.
59. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов рекомендуется оснащать аварийными комплектами средств индивидуальной защиты, а также средствами для локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте и оказания первой помощи пострадавшим в случае аварийной ситуации (душ или ванна самопомощи, раковина самопомощи) в соответствии с требованиями статей 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
60. Площадки и технологическое оборудование промывочно-пропарочных станций (пунктов) рекомендуется содержать в соответствии с требованиями проектной документации и эксплуатировать на основании технологической инструкции, регламентирующей работы по подаче (уборке) вагонов-цистерн, их обработке и зачистке, заправке клапанов сливных приборов, очистке и промывке территории.
61. Ремонтные работы с применением открытого огня на площадках производства погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 528.
62. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию взрывчатых веществ обеспечивается соблюдение требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 494.
Минимальные нормы прикрытия при проведении маневровых работ для вагона, загруженного взрывчатыми материалами, установлены Инструкцией по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте (приложение N 2 к ПТЭ).
63. При транспортировании на ОПО металлургии опасных веществ обеспечивается соблюдение требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 512.
64. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию жидкого аммиака, растворителей для маслоэкстракционных производств обеспечивается соблюдение требований соответственно пунктов 637-660 и пунктов 762-777 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500.
65. При производстве на ОПО работ по погрузке, выгрузке и транспортированию горючих и легковоспламеняющихся жидкостей обеспечивается соблюдение требований пунктов 118-138 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533.
При подаче под слив-налив железнодорожных цистерн с легковоспламеняющимися нефтепродуктами между локомотивом и цистернами рекомендуется прикрытие, состоящее из одного четырехосного или двух двухосных пустых или груженных негорючими грузами вагонов (платформ).
66. Обеспечение контроля за исправностью и техническим состоянием железнодорожной (и автомобильной) цистерны, а также маневрового поезда (локомотива), включая вопросы оснащения средствами противоаварийной защиты, осуществляется в соответствии с эксплуатационными документами.
Требования безопасности по оснащению хранилищ-цистерн с горючими жидкостями (ГЖ) и легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), средствами контроля и управления опасными параметрами процесса отражены в пунктах 119, 120, 121, 126, 127, 128, 129, 131 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533.
67. В отношении технических устройств, применяемых на ОПО, а также зданий и сооружений, в том числе сливо-наливной железнодорожной и автомобильной эстакады, включая рельсы, фундаменты, опоры, настилы, ограждения на эстакаде, организовывается и проводится экспертиза промышленной безопасности в случаях, установленных требованиями статей 7, 9 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктов 4 и 5 федеральных норм и правил "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420.
При проведении экспертизы промышленной безопасности сооружений, применяемых на ОПО, связанных с транспортированием опасных веществ, рекомендуется акцентировать внимание на таких сооружениях, как:
сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;
автомобильная дорога в установленных границах, включающая в себя земляное полотно, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки), другие, относящиеся к дороге сооружения, - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;
элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).
Приложение N 1
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 г. N 390
Термины и определения
Автомобильные дороги необщего пользования - автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вагон-цистерна - вагон, кузовом которого является цистерна (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
(ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст).
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
(ГОСТ 9238-2013 "Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений", введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст).
Габарит подвижного состава - поперечное (перпендикулярное) очертание открытого подвижного состава, в котором, не выходя наружу, размещается груз (с учетом упаковки и крепления).
(ГОСТ 9238-2013 "Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений", введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст).
Груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в транспортных средствах на основании договора перевозки.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Искусственные сооружения - сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы и др.
(СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", утвержденный Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 272).
Железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" ТР ТС 003/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710).
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. N 737-ст).
Маневровые работы - организация движения поездов (составов, локомотивов) на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.
(ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. N 748-ст).
Маневровый состав - локомотив с вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие внутристанционные передвижения.
(ГОСТ Р 53431-2009 "Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения", введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 ноября 2009 г. N 523-ст).
Номер ООН (Организации Объединенных Наций) - четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, указанный в Типовых правилах перевозки опасных грузов ООН.
(Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила).
Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
(Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Опасные грузы - вещества, материалы, изделия, которые в силу присущих свойств при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут являться причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения, повреждения транспортных средств, технических устройств, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Сосуд - герметически закрытая емкость (стационарно установленная или передвижная), предназначенная для ведения химических, тепловых и других технологических процессов, а также для хранения и транспортировки газообразных, жидких и других веществ.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" ТР ТС 032/2013, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. N 41).
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях из ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
(Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
Тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. N 737-ст).
Цистерна - передвижной сосуд, постоянно установленный на раме железнодорожного вагона, на шасси автомобиля (прицепа) или на других средствах передвижения, предназначенный для транспортировки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" ТР ТС 032/2013, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. N 41).
Упаковка - средства или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды - от загрязнений, а также обеспечивающих комплекс обращения продукции.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. N 737-ст).
Приложение N 2
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 г. N 390
Классификация и маркировка опасных грузов
Вещества и изделия по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов.
Каждой позиции (веществу, изделию или группе веществ и изделий) присвоен номер ООН.
Веществам и изделиям (кроме веществ классов 1, 2, 5.2, 6.2, самореактивных веществ класса 4.1) в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются, установлены следующие группы упаковки:
I - для веществ с высокой степенью активности;
II - для веществ со средней степенью активности;
III - для веществ с низкой степенью активности.
На каждое грузовое место грузоотправителем наносится маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза и содержащая:
знаки опасности;
наименование груза (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза);
классификационный шифр;
номер ООН.
На грузовые места с опасными грузами наносится транспортная маркировка в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта: ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ Р 57479-2017 "Грузы опасные. Маркировка", ГОСТ Р 57478-2017 "Грузы опасные. Классификация".
Приложение N 3
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 г. N 390
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ
В соответствии со статьей 2 и приложениями 1, 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых транспортируются опасные вещества в количествах, указанных в приложениях к данному федеральному закону. При этом классы опасности объектов устанавливаются исходя из количеств опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 (с примечаниями) к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ рекомендуется учитывать, что транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, автотранспортные средства, емкостное транспортное оборудование) не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве отдельных опасных производственных объектов, так как относятся к техническим устройствам, предназначенным для перевозки опасных грузов.
Для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом участки транспортирования самостоятельно (отдельно) не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит объект (участок) транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых включены собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования и на которых выполняются работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ (имеются в наличии сливо-наливные эстакады, площадки перевалки (перелива) грузов, оборудованные площадки отстоя транспортных средств), рекомендуется устанавливать III или IV класс опасности в зависимости от количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на объекте согласно проектной документации, определяемого по таблицам 1, 2 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
С учетом требований приложений 1, 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для участков ремонта, обслуживания, промывки, пропарки, дегазации и отстоя транспортных средств, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды более 250 градусов Цельсия и более, устанавливается III класс опасности. Для таких же объектов, но на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением ниже 1,6 МПа, но выше 0,07 МПа или при температуре рабочей среды выше 115 градусов Цельсия, устанавливается IV класс опасности.
Участки транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования, предназначенные только для перемещения, подачи (уборки) транспортных средств с опасными грузами и на которых погрузочно-разгрузочные (перевалочные) операции и (или) иные технологические операции не производятся, не регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов, класс опасности для данных объектов не устанавливается. Контроль состояния безопасности на таких объектах осуществляется при осуществлении контроля состояния технологических объектов, к которым эти участки примыкают, в соответствии с проектной документацией, определяющей границы застройки и эксплуатации объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор утвердил новое руководство по транспортировке опасных веществ на опасных производственных объектах (ОПО) ж/д и автотранспортом. Его рекомендуется применять при выполнении на таких объектах работ, связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, хранением опасных веществ, а также при подготовке транспорта к перевозкам опасных грузов.
Приведена классификация и маркировка опасных грузов. Даны рекомендации по эксплуатации транспорта и оборудования, предназначенных для транспортировки опасных веществ; по организации погрузочно-разгрузочных работ на ОПО; по идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ.
Ранее действовавшие рекомендации признаны утратившими силу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2024 г.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2023 г. N 390 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
-