Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 27 октября 2023 г. N Исх-42350/02
"Информация по безопасности полетов N 10 1"
------------------------------
1 Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
------------------------------
15.02.2023 на аэродроме Стамбул (код ИКАО - LTFM) произошел инцидент с самолетом RRJ-95LR-100 RA-89077, связанный с несанкционированным занятием ВПП. Инцидент произошел в темное время суток.
По информации авиационных властей Турецкой Республики, экипажу самолета RRJ-95 было разрешено пересечь ВПП-35R и занять исполнительный старт ВПП-35L. При анализе представленных турецкой стороной материалов отмечено, что диспетчер, при выдаче экипажу разрешения на пересечение ВПП-35R, не указал, по какой рулежной дорожке следует продолжить руление, чтобы занять ВПП-35L ("IAE 5762 Tower hello cross RWY35R, line up and wait RWY35L") (рис. 1).
Экипаж ВС правильно подтвердил указание диспетчера, однако, фактически, занял ВПП-35R.
В это время на ВПП-35R заход на посадку выполнял другой самолет. С целью исключения его ухода на второй круг, диспетчер дал указание экипажу самолета RRJ-95 освободить ВПП-35R по ближайшей рулежной дорожке C5A.
В дальнейшем экипаж самолета RRJ-95 правильно выполнил указание диспетчера и произвел благополучный взлет с ВПП-35L.
По информации авиационных властей Турецкой Республики, инцидент был связан с потерей членами экипажа самолета RRJ-95 ситуационной осведомленности.
В связи с этим следует обратить внимание, что потеря ситуационной осведомленности может являться следствием недостаточного внимания членов экипажа ВС (диспетчеров ОВД, персонала других наземных служб) к информации и окружающей обстановке, пассивности или излишней самоуверенности, высокой рабочей нагрузки, отвлечения внимания, а также визуальных иллюзий. Потеря ситуационной осведомленности может приводить к таким событиям, как столкновение с землей в управляемом полете (CFIT), потеря управления в полете (LOC-I), нарушение интервалов эшелонирования (MAC), навигационные ошибки (NAV), несанкционированное занятие (использование незаданной) ВПП или рулежной дорожки (RI).
Примеры инцидентов, связанных с событиями категорий RI и NAV рассмотрены в информациях по безопасности полетов N 8 за 2015 год, N 2 за 2017 год, N 15 и 22 за 2018 год, а также в бюллетене "Информация об инцидентах, связанных с использованием незаданной ВПП" за 2011 год (все перечисленные информационные материалы доступны в АМРИПП Росавиации).
Обеспечение безопасности на ВПП относится ИКАО к одному из приоритетов в деятельности государств, в связи с чем дополнительно следует обратить внимание на происшедшие в 2021-2023 года в Российской Федерации и за рубежом авиационные события из столкновения (угрозы столкновения) с препятствиями на ВПП, примеры которых приведены в приложении к настоящей информации по безопасности полетов.
Поручаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов до подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. Обратить внимание руководителей эксплуатантов воздушных судов на необходимость надлежащей подготовки экипажей ВС к предстоящему полету, в том числе, внимательного изучения актуальной аэронавигационной информации.
1.3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
1.3.1. Изучить настоящую информацию с летным составом, а также с персоналом служб обеспечения полетов, работающим на летном поле аэродрома.
1.3.2. При планировании очередных занятий с летным составом и наземным персоналом предусмотреть изучение особенностей дневной маркировки и светосигнального оборудования аэродрома, предназначенных для предотвращения несанкционированного занятия рабочей ВПП и ошибочного использования незаданной ВПП или рулежной дорожки.
1.3.3. При подготовке и проведении заседания рабочей группы по безопасности на ВПП предусмотреть:
а) выезд участников рабочей группы на летное поле с целью осмотра его элементов на предмет особенностей и недостатков, которые могут способствовать несанкционированному занятию ВПП;
б) анализ реализации разработанных мероприятий для исключения таких опасных факторов, как противоречивость или плохая видимость разметки; потеря ориентировки при движении по летному полю; незнание (непонимание) летным составом и наземным персоналом назначения маркировки, стоп-огней, огней промежуточных мест ожидания, огней защиты ВПП;
в) обсуждение необходимости внесения корректировок в план мероприятий по обеспечению безопасности на ВПП с учетом результатов расследований авиационных происшествий и инцидентов, в том числе, но не ограничиваясь этим, в части:
публикации информации о новых или актуализации информации об имеющихся опасных участках на рабочей площади аэродрома, где уже имели место инциденты или существует потенциальный риск таких событий, с учетом рекомендаций Руководства по предотвращению несанкционированных выездов на ВПП (документ ИКАО N 9870);
использования для нанесения разметки световозвращающей краски;
нанесения дополнительной разметки и (или) установки знаков для повышения ситуационной осведомленности экипажей ВС и водителей транспортных средств;
использования светосигнального оборудования ВПП в светлое время суток, когда это необходимо для повышения ситуационной осведомленности экипажей ВС и водителей транспортных средств.
1.3.4. При планировании мероприятий по безопасности полетов использовать информационные материалы, размещенные в АМРИПП Росавиации (категория RI) и на официальном сайте Росавиации по адресу: https://favt.gov.ru/dejatelnost-lms-beopasnost-vpp/.
2. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":
2.1. Изучить настоящую информацию по безопасности полетов с персоналом дежурных смен органов ОВД на разборах, обратив особое внимание на исполнение требований установленного порядка осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации в части указаний и разрешений относительно ожидания перед ВПП, пересечения и занятия ВПП, посадки, взлета и движения по ВПП.
2.2. В процессе тренажерной подготовки смоделировать ситуацию и отработать упражнение по контролю за санкционированным занятием ВПП и площади маневрирования.
2.3. На инструктажах провести работу, в части необходимых действий персонала ОВД для предотвращения ошибок, способствующих авиационным происшествиям и инцидентам из-за несанкционированного занятия ВПП.
Приложение: на 5 л.
|
Д.В. Ядров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 27 октября 2023 г. N Исх-42350/02 "Информация по безопасности полетов N 10"
Опубликование:
-