г. Краснодар |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А32-11852/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Родина" (ИНН 2320099560, ОГРН 1022302938734) - Соболь Е.А. (доверенность от 24.11.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Родина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А32-11852/2020, установил следующее.
ООО "Санаторий "Родина" (далее - общество, санаторий) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, служба) о признании недействительным предписания от 15.01.2020 N 0009/4/626/ПР/2020.
Решением от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого предписания службы.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В судебных актах суды сослались на часть 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), в редакции, не действовавшей в период выдачи предписания. Оспариваемое предписание управления является неисполнимым. Судебные инстанции не полностью оценили доводы санатория и представленные им доказательства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 30.04.2019 N 208-КНД провело плановую выездную проверку соблюдения обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой рассмотрело представленную обществом документацию, а также провело комплексное обследование зданий, сооружений и иных объектов общества.
В ходе проверки служба установила, что общество осуществляет санаторно-курортную деятельность и располагается в Центральном районе города Сочи. Общая площадь территории общества по ул. Виноградная, 33 составляет 147 683 м кв., площадь пляжа 1 тыс. м кв., площадь зеленой зоны 101 200 м кв., площадь застройки 18 846 м кв.
Санаторий расположен во 2-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в зоне курортных учреждений и гостиниц. Участок пляжной полосы, пляжные павильоны расположены в 1-ой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в междуречье Псахе-Сочи. С севера общество граничит с территорией санатория Д.И. Цюрупы и санатория Ф.Э. Дзержинского, с юга - с территорией санатория "Сочи" и жилой застройкой, с востока - с ул. Виноградной, санаторием С.М. Кирова, с запада - с Черным морем. Общество осуществляет хозяйственную деятельность на основании устава, утвержденного единственным участником ООО "ГОСТ Отель Менеджмент" 05.02.2016. Руководство обществом осуществляет генеральный директор - Капанова С.В. Обществом представлены документы, подтверждающие подготовку руководителя и специалистов по направлению "Обеспечение экологической безопасности", а также по обращению с опасными отходами. Для производственных нужд санатория на его территории имеется хоззона, на которой расположены: автостоянка; модульная ТЭЦ; очистные сооружения; продовольственный склад; прачечная; площадка для контейнеров ТБО.
Снабжение электроэнергией, холодной водой производится централизованно. Сброс бытовых сточных вод производится в городскую сеть хозбытовой канализации и далее на городские очистные сооружения. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной модульной ТЭЦ, оснащенной тремя газогенераторами "MAN".
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от 18.04.2016 N 00-06-03.00.003-М-РСБХ-Т-2016-03251/00, общество осуществляет сброс сточных вод, в том числе дренажных вод, с использование следующих сооружений: ливневые сточные воды с территории санатория площадью 14,7683 га по системе ливневой канализации поступают на очистные сооружения "Экое 95" (очистка от взвешенных веществ и нефтепродуктов) и далее через глубоководный выпуск сбрасываются в водный объект - Черное море в границах географических координат 43.3554,9 с.ш.; 39.4223,8 в.д.
В соответствии с письмом Кубанского бассейнового водного управления от 19.02.2019 N 04-11/597 обществом не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы допустимых сбросов (далее - НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами.
Согласно договору от 04.04.2019 N 236, заключенному санаторием и ООО "Экоград", ООО "Экоград" занимается разработкой проекта НДС загрязняющих веществ в водный объект для выпуска очищенных ливневых сточных вод в Черное море и получением его согласования в уполномоченных органах.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 10.06.2019 N 0043/4/5726/208/ПР/2019-1, которым обществу в срок до 10.12.2019 предписано для осуществления сброса сточных вод по глубоководному выпуску 43°35>54,9 с.ш., 39°42,23,8" в.д. разработать и утвердить в установленном порядке НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами.
На основании приказа от 04.12.2019 N 626-КНД управление провело внеплановую документарную проверку исполнения обществом ранее выданных предписаний от 10.06.2019 N 0043/4/5726/208/ПР/2019, N 0043/4/5726/208/ПР/2019-1 и установило непредставление обществом информации об исполнении предписания от 10.06.2019 N 0043/4/5726/208/ПР/2019-1 и устранении нарушения.
По результатам проведенной проверки служба составила акт от 15.01.2020 N 0009/4/626/ПР/2020 и выдала обществу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 15.01.2020 N 0009/4/626/ПР/2020, согласно которому обществу в срок до 15.06.2020 предписано устранить нарушение требований статей 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а именно осуществление сброса сточных вод по глубоководному выпуску (43°35,54,9"с.ш., 39042,23,8" в.д.) при отсутствии разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами.
Полагая, что предписание службы от 15.01.2020 N 0009/4/626/ПР/2020 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 34, 39 Закона N 7-ФЗ, статьями 35, 44, 55, 56 Водного кодекса, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 и установив, что, при осуществлении санаторно-курортной деятельности в Центральном районе города Сочи по адресу: г. Сочи, ул. Виноградная, 33, общество сбрасывает сточные воды по глубоководному выпуску 43°35>54,9,,с.ш., 39°42,23,8" в.д. без разработанных и утвержденных в установленном порядке НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами, суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт нарушения обществом действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе материалами проверки, документацией, представленной обществом в ходе проведенных службой проверок, письмом Кубанского бассейнового водного управления от 19.02.2019 N 04-11/597.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Водного кодекса водное законодательство состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Водные отношения регламентированы положениями водного законодательства (часть 1 статьи 4 Водного кодекса).
В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса сточными водами являются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимых сбросов веществ в водные объекты разрабатываются водопользователями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
Для разработки нормативов используется Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом МПР России от 17.12.2007 N 333, согласно пункту 12 которой, величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды установили, что оспариваемое предписание является исполнимым, содержит ссылки на нарушенные обществом нормы права и описание выявленного нарушения.
Вывод судебных инстанций о том, что общество обязано осуществлять сбросы веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект, при наличии согласованных компетентными органами нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, является правильным. Оспариваемое обществом предписание вынесено управлением в пределах полномочий в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы общества. Документально данный вывод общество не опровергло.
То обстоятельство, что суды сослались на часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ, в недействующей в период выдачи предписания редакции, само по себе не опровергает вывод службы и судов о несоблюдении санаторием требований статьи 44 Водного кодекса в части использования водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А32-11852/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"То обстоятельство, что суды сослались на часть 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ, в недействующей в период выдачи предписания редакции, само по себе не опровергает вывод службы и судов о несоблюдении санаторием требований статьи 44 Водного кодекса в части использования водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2021 г. N Ф08-12539/20 по делу N А32-11852/2020