г. Краснодар |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А32-61045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063) - Цымбала М.С. (доверенность от 16.12.2020), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования Крымский район - Тюрина С.Е. (доверенность от 30.11.2020), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Акимовой Натальи Аркадьевны, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Крымский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А32-61045/2019, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Крымский район (далее - администрация) о признании недействительным Уведомления от 04.07.2019 N 682 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - уведомление N 682).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Акимова Н.А.
Решением от 03.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2020, оспариваемое уведомление признано недействительным, с администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей. Суды руководствовались положениями части 5 статьи 28, частью 4 статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), пунктом 24 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, пунктом 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы". Земельный участок с кадастровым номером 23:15:0314001:526 полностью расположен в зоне минимальных расстояний, попадает под запрет строительства каких-либо зданий, строений, сооружений. Нахождение объектов по адресу: Крымский р-н, х. Павловский, ул. Курганная, 103 препятствует обеспечению промышленной безопасности производственного объекта - газопровода "Анастасиевская-Новороссийск", нарушает права и законные интересы общества, а также неопределенного круга лиц. Довод администрации об установлении зоны минимальных расстояний газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" в месте пересечения со спорным земельным участком без описания местоположения ее границ в текстовой и (или) графической форме и обозначения на местности не принят судами, так как сам газопровод относится к числу опасных производственных объектов в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В кассационной жалобе администрация просит решение от 03.09.2020 и апелляционное постановление от 11.11.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что на момент рассмотрения спора вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ). В силу пункта 2 части 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 01.01.2022 (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 данной статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 01.01.2022. Законодатель возложил на собственников магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) обязанность по обеспечению подготовки описания и перечня координат минимальных расстояний и направлению в уполномоченный орган, которую они должны исполнить не позднее 01.09.2019. Общество такие мероприятия не осуществило, зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" в месте пересечения с земельным участком с кадастровым номером 23:15:0314001:526 установлена без описания местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме, без обозначения границ на местности, что подтверждается служебной запиской Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Крымский район от 17.07.2020 N 10-06/809/02. Часть 21 статьи 26 Закона N 342-ФЗ закрепляет, что до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией, запрет на выдачу спорного уведомления отсутствует. При рассмотрении дела суды не применили закон, подлежащий применению.
В отзыве общество подчеркнуло, что Закон N 342-ФЗ не регламентирует порядок и основания выдачи оспариваемого уведомления. В нарушение норм действующего законодательства администрация при выдаче уведомления N 682 не удостоверилась в правомерности своих действий, что повлекло проведение строительных работ в зоне опасного объекта - газопровода.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва. Третье лицо явку процессуального представителя в суд округа не обеспечило, извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Согласно материалам дела общество является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относятся: транспортировка природного газа и газового конденсата по магистральным трубопроводам газотранспортных систем, оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство, капитальный и текущий ремонт объектов и оборудования магистрального трубопроводного транспорта.
По территории Крымского района Краснодарского края проходит газопровод "Анастасиевская-Новороссийск" (от головного пункта на Анастасиевской площадке - газопромысел в х. Ханьков до газораспределительной станции в п. Гайдук, г. Новороссийск), общей протяженностью 64 500 м, год ввода в эксплуатацию - 1956.
Газопровод принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2008 серии 23-АЕ N 202762 и передан обществу на основании договора аренды имущества от 30.11.2018 N 01/1600-Д-29/19; относится к опасным производственным объектам и отражен в лицензии от 30.08.2016 N ВХ-00-016157, выданной обществу.
28 октября 2019 года в ходе осмотра линейной части газопровода установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0314001:526, по адресу: Крымский р-н, х. Павловский, ул. Курганная, 103, ведутся строительные работы.
27 ноября 2019 года при повторном осмотре выявлено, что на данном участке проводятся работы по возведению объекта капитального строительства: выкопана траншея, смонтирована деревянная опалубка, частично залит армированный фундамент. Расстояние от трассы газопровода до края возводимого объекта составляет 64 м в северном и 115 м - в восточном направлении.
Работникам общества в обоснование проведения работ предъявлено уведомление N 682, выданное на имя Акимовой Н.А.
Считая данное уведомление не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель оспорил его в суде.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В силу статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Частью 5 статьи 28, частью 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ установлено, что владельцы земельных участков, прилегающих к объектам системы газоснабжения, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы" расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (для газопроводов диаметром 500 мм установлена зона минимальных расстояний 150 м от оси).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 105 Земельного кодекса одним из видов зон с особыми условиями использования территории, является зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно статье 104 Земельного кодекса в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Подача заявителем уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также его рассмотрение регламентированы статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Частью 7 приведенной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В силу части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса несоответствие нормам и установленным запретам являются основанием для выдачи заявителю Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 5 указанной статьи закреплено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, и т.д. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
На официальном сайте администрации в сети "Интернет", в разделе "Градостроительная деятельность" размещены: карта градостроительного зонирования территории Кеслеровского сельского поселения Крымского района и карта зон с особыми условиями территорий Кеслеровского сельского поселения. На указанных картах отображен х. Павловский, в районе которого имеются графические нанесения: "Зона с особыми условиями использования территории" (для карты градостроительного зонирования) и "Санитарный разрыв от линейных объектов" (для карты ЗОУИТ). Данные зоны нанесены аналогично зоне минимальных расстояний газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" согласно землеустроительному делу ООО "Геопроектизыскания". Таким образом, зона минимальных расстояний газопровода, на которой не допускается возведение объектов, отражена в документах территориального планирования и правилах землепользования и застройки Крымского района.
Согласно картам и графическим материалам землеустроительного дела, земельный участок с кадастровым номером 23:15:0314001:526, находящийся по адресу: Крымский р-н, х. Павловский, ул. Курганная, 103, полностью расположен в зоне минимальных расстояний, вся его площадь попадает под запрет строительства каких-либо зданий, строений, сооружений. Проведение работ на исследуемом земельном участке препятствует обеспечению промышленной безопасности производственного объекта - газопровода "Анастасиевская-Новороссийск", служит нарушением норм и правил нарушает права и законные интересы общества и неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы повторяют аргументы жалобы апелляционной. Закон N 342-ФЗ не регламентирует порядок и основания выдачи оспариваемого уведомления, не отменяет действие ранее установленных нормативов, соблюдение которых обязательно.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А32-61045/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подача заявителем уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также его рассмотрение регламентированы статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Частью 7 приведенной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В силу части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса несоответствие нормам и установленным запретам являются основанием для выдачи заявителю Уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 5 указанной статьи закреплено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, и т.д. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
...
Доводы кассационной жалобы повторяют аргументы жалобы апелляционной. Закон N 342-ФЗ не регламентирует порядок и основания выдачи оспариваемого уведомления, не отменяет действие ранее установленных нормативов, соблюдение которых обязательно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2021 г. N Ф08-12014/20 по делу N А32-61045/2019