город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2020 г. |
дело N А32-61045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Газпром трансгаз Краснодар": представитель Цымбал М.С., по доверенности от 27.02.2020, паспорт;
от Администрации муниципального образования Крымский район: представитель Тюрин С.Е., по доверенности от 20.12.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Крымский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.09.2020 по делу N А32-61045/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ОГРН: 1072308003063, ИНН: 2308128945)
к Администрации муниципального образования Крымский район
(ИНН: 2337029219, ОГРН: 1052320796330)
при участии третьего лица: Акимовой Натальи Аркадьевны
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования Крымский район о признании недействительным Уведомление о соответствии указанных в уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 4 июля 2019 года N 682, выданное администрацией муниципального образования Крымский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2020 признано недействительным Уведомление о соответствии указанных в уведомлений о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 4 июля 2019 года N 682, выданное администрацией муниципального образования Крымский район.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Крымский район обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрацией были представлены исчерпывающие доказательства законности принятого Уведомления N 682 от 4 июля 2019 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Акимова Наталья Аркадьевна просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Крымский район доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Газпром трансгаз Краснодар" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Акимова Наталья Аркадьевна, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" является юридическим лицом, основными видами деятельности которого, в том числе, являются: транспортировка природного газа и газового конденсата по магистральным трубопроводам газотранспортных систем, оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство, капитальный и текущий ремонт объектов и оборудования магистрального трубопроводного транспорта.
По территории Крымского района Краснодарского края проходит газопровод "Анастасиевская-Новороссийск" (от головного пункта на Анастасиевской площадке - газопромысел в х. Ханьков до газораспределительной станции в п. Гайдук г. Новороссийск), общей протяженностью 64 500,00 метров, год ввода в эксплуатацию - 1956.
Указанный газопровод принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 ноября 2008 года N 23-АЕ 202762 и передан ООО "Газпром трансгаз Краснодар" на основании договора аренды имущества от 30 ноября 2018 года N 01/1600-Д-29/19. Указанный объект относится к опасным производственным объектам и отражен в лицензии от 30 августа 2016 года NВХ-00-016157, выданной ООО "Газпром трансгаз Краснодар".
28 октября 2019 года, в ходе осмотра линейной части указанного газопровода было установлено, что на земельном участке с кадастровым N 23:15:0314001:526, расположенном по адресу: Крымский р-н, х. Павловский, ул. Курганная, 103, производятся строительные работы.
Работникам ООО "Газпром трансгаз Краснодар" в обоснование проведения работ было предъявлено Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкций объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - Уведомление) от 4 июля 2019 года N 682, выданное Акимовой Наталье Аркадьевне.
Посчитав, что указанное уведомление не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, в ходе осмотра 27 ноября 2019 года было установлено, что на указанном земельном участке проводятся работы по возведению объекта капитального строительства: выкопана траншея, смонтирована деревянная опалубка, частично залит армированный фундамент. Расстояние от трассы газопровода до края возводимого объекта составляет 64 метра в северном направлении и 115 метров в восточном направлении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Частью 5 статьи 28, частью 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что владельцы земельных участков, прилегающих к объектам системы газоснабжения, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В пункте 24 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, указаны пункты 7.7 (включающий таблицу 4) и 7.15 СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Пунктом 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы" установлено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4 для газопроводов диаметром 500 мм устанавливает зону минимальных расстояний 150 метров от оси.
Первоначальная редакция Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", содержащая аналогичные ограничения, утверждена постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30 и введена в действие с 1 января 1986 года, а до нее аналогичные ограничения были установлены СНиП П-45-75, действовавшими с 1 января 1976 года.
Таким образом, из изложенного следует, что задолго до выдачи оспариваемого Уведомления имелись правовые нормы, устанавливающие запреты на строительство объектов ближе установленных минимальных расстояний, такой режим возник в силу закона и неразрывно связан с фактом существования магистрального газопровода.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из видов зон с особыми условиями использования территории, является зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно статье 104 указанного Кодекса установлено, что в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Подача заявителем Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и его рассмотрение регламентирована статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 7 указанной статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 указанной статьи, несоответствие нормам и установленным запретам являются основанием для выдачи заявителю Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Пунктом 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 5 указанной статьи установлено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, и т.д. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
На официальном сайте администрации муниципального образования Крымский район путем использования сети "Интернет", в разделе "Градостроительная деятельность" размещены: карта градостроительного зонирования территории Кеслеровского сельского поселения Крымского района и карта зон с особыми условиями территорий Кеслеровского сельского поселения. На указанных картах отображен х. Павловский, в районе которого имеются графические нанесения: "Зона с особыми условиями использования территории" (для карты градостроительного зонирования) и "Санитарный разрыв от линейных объектов" (для карты ЗОУИТ).
Данные зоны нанесены аналогично Зоне минимальных расстояний газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" согласно землеустроительного дела, изготовленного ООО "Геопроектизыскания". Таким образом, зона минимальных расстояний газопровода, на которой не допускается возведение объектов, отражена в документах территориального планирования и Правилах землепользования и застройки Крымского района.
Согласно указанным картам и графическим материалам землеустроительного дела, земельный участок с кадастровым N 23:15:0314001:526, расположенный по адресу: Крымский р-н, х. Павловский, ул. Курганная, 103, полностью расположен в зоне минимальных расстояний, таким образом, вся его площадь, в том числе место проведения строительных работ, попадает под запрет строительства каких-либо зданий, строений, сооружений.
Нахождение объектов по указанному адресу препятствует обеспечению промышленной безопасности опасного производственного объекта - газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" и является нарушением норм в области промышленной безопасности, соответственно нарушает права и законные интересы не только ООО "Газпром трансгаз Краснодар", но и неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая, что уполномоченному на выдачу разрешений на строительство органу местного самоуправления нужно было провести проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, в данном случае администрации муниципального образования Крымский район, Уведомление от 4 июля 2019 года N 682 нельзя считать законным и обоснованным.
Довод администрации о том, что зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний газопровода "Анастасиевская-Новороссийск" в месте пересечения с земельным участком по адресу: Крымский район, х. Павловский, ул. Курганная, д. 103, кадастровый номер 23:15:0314001:526, установлена без описания местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме и без обозначения зоны на местности, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, так как сам газопровод "Анастасиевская-Новороссийск" относится к числу опасных производственных объектов в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", таким образом, строительство зданий и сооружений без согласования ООО "Газпром трансгаз Краснодар" - в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением установленного нормами действующего законодательства запрета.
С учетом изложенного апелляционной коллегией не принимается, как не состоятельный довод Администрации о том, что ею представлены исчерпывающие доказательства законности принятого Уведомления N 682 от 4 июля 2019 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.09.2020 по делу N А32-61045/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-61045/2019
Истец: ООО "Газпром тагансгаз Краснодар", ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
Ответчик: Администрация муниципального образования Крымский район
Третье лицо: Акимова Н. А.