г. Краснодар |
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А53-7904/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и заинтересованного лица - Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6164231544, ОГРН 1056164007316), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А53-7904/2020, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным инспекторского предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 27.12.2019 N 000735 (далее - предписание N 000735).
Решением суда от 19.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление доказало соответствие оспариваемого обществом предписания нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, взыскать с управления в пользу общества 1 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на момент проверки сотрудники привлеченного подразделения транспортной безопасности пользовались собственным ручным металлообнаружителем "Форпост"; общество не приобретало ручные металлообнаружители "Форпост", указанные средства на балансе общества не числятся. Находящиеся на балансе общества и перечисленные в предписании N 000735 технические средства обеспечения транспортной безопасности установлены на железнодорожном вокзале Волгоград-1 задолго до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее - постановление N 969). По результатам дополнительной оценки уязвимости Приволжской Региональной дирекцией железнодорожных вокзалов разработаны изменения в План обеспечения транспортной безопасности вокзала Волгоград-1, которые утверждены 08.10.2019. Этапы и сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности вокзала Волгоград-1, в т. ч. оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности определены и составляют 24 месяца со дня утверждения плана обеспечения транспортной безопасности вокзального комплекса. Суды не учли, что Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ в статью 13 Федерального закона от 09.02.2017 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) внесены изменения, согласно которым оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности общества или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ, подлежат сертификации до 01.01.2022, а оспариваемым предписанием обществу установлен срок устранения нарушений - до 30.03.2020.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 18.12.2019 N 961 управление провело внеплановую выездную проверку железнодорожного вокзала на станции Волгоград-1, включающего пригородный вокзал - Приволжской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала общества, расположенного по адресу: г. Волгоград, Привокзальная площадь, д. 1 (далее - железнодорожный вокзал Волгоград-1), на предмет исполнения обществом ранее выданного ему предписания от 06.09.2019 N 000439.
По результатам проверки установлено, что общество не исполнило предписание от 06.09.2019 N 000439, а именно: в нарушение подпункта 33 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (далее - Требования N 495), объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал Волгоград-1 оснащен техническими средствами обеспечения безопасности, не прошедшими обязательную сертификацию, предусмотренную требованиями части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ: стационарным рамочным металлодетектором "Rapiscan Metor 6-М", стационарной сканирующей рентгеновской установкой конвейерного типа для обследования багажа и ручной клади "Rapiscan 620XR" и "Инспектор 60/70Z", ручным металлообнаружителем "Форпост", системой видеонаблюдения, видеоидентификации, видеораспознавания, видеообнаружения, видеомониторинга, а именно: видеокамерами "Beward BD3270Z" (раздел 10 "Технические средства обеспечения транспортной безопасности" изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал Волгоград-1 (утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 08.10.2019)), Перечень и порядок эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности, инженерных средств и систем (заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств), иных сооружений и устройств, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры", являющийся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры).
По данному факту управление составило акт 27.12.2019 N 904/07 и вынесло предписание N 000735 (повторное) об устранении выявленных нарушений в срок до 30.03.2020, в соответствии с которым обществу предложено на период устранения выявленного нарушения предпринять все необходимые меры по недопущению актов незаконного вмешательства на эксплуатируемом объекте транспортной инфраструктуры.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя в т. ч. железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции (подпункт "а" пункта 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности является в т. ч. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу подпункта 33 пункта 5 действующих в спорный период Требований N 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: оснастить объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Закона N 16.
В силу пункта 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 969 утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с действующей в спорный период частью 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Суды указали, что железнодорожный вокзал Волгоград-1 является объектом транспортной инфраструктуры и в силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ общество является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожного вокзала Волгоград-1, который внесен в Реестр категорированных объектов 30.05.2011 с присвоением I категории (реестровый N ЖВД400929). План обеспечения транспортной безопасности утвержден 17.12.2013 в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
Суды установили, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал Волгоград-1 оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, как прошедшими, так и не прошедшими обязательную сертификацию, предусмотренную требованиями части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ. Технические средства обеспечения транспортной безопасности, не прошедшие обязательную сертификацию, указаны в предписании N 000735.
Суды отметили, что состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Суды мотивированно поддержали позицию управления о том, что функции по обеспечению транспортной безопасности, возложенные на общество, последнее осуществляет ненадлежащим образом, с нарушениями требований действующего законодательства.
Суды учли, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ, подлежат сертификации до 01.01.2022. Вместе с тем, постановлением N 969 утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, вступившие в действие с 30.03.2017.
Таким образом, суды верно указали, что с указанной даты субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства только сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, на что имеется прямое указание закона.
Однако суды установили, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки на установленное оборудование общество не представило акты ввода в эксплуатацию, сертификаты соответствия, что воспрепятствовало возможности определения срока установки указанного оборудования для применения пункта 4 статьи 13 Закона N 16-ФЗ.
Суды правильно отклонили доводы общества о том, что для осуществления защиты вокзального комплекса Волгоград-1 от актов незаконного вмешательства привлечено подразделение транспортной безопасности и на момент проведения проверки сотрудники привлеченного подразделения транспортной безопасности использовали собственные ручные металлообнаружители "Форпост", указав, что на данные металлообнаружители отсутствовали сертификаты, предусмотренные постановлением N 969.
Суды отметили, что Планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала Волгоград-1 предусмотрены ручные металлообнаружители, однако в ходе проверки общество не представило ручные металлобнаружители, сертифицированные в установленном порядке.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что в соответствии с действующим законодательством этапы и сроки реализации Плана обеспечения транспортной безопасности вокзального комплекса Волгоград-1 составляют 24 месяца со дня утверждения плана обеспечения транспортной безопасности вокзального комплекса, исходя из следующего.
Срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры определяется подпунктом 7 пункта 5 Требований N 495 и составляет для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - 2 года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Таким образом, срок реализации Плана обеспечения транспортной безопасности вокзального комплекса Волгоград-1 истек в 2013 году.
Суды отметили, что в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания общество не представило доказательства, необходимые и достаточные для вывода о том, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды сделали верный вывод о законности инспекторского предписания N 000735 и отказали обществу в удовлетворении заявления.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А53-7904/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ, подлежат сертификации до 01.01.2022. Вместе с тем, постановлением N 969 утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, вступившие в действие с 30.03.2017.
...
Суды правильно отклонили доводы общества о том, что для осуществления защиты вокзального комплекса Волгоград-1 от актов незаконного вмешательства привлечено подразделение транспортной безопасности и на момент проведения проверки сотрудники привлеченного подразделения транспортной безопасности использовали собственные ручные металлообнаружители "Форпост", указав, что на данные металлообнаружители отсутствовали сертификаты, предусмотренные постановлением N 969.
...
Срок реализации плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры определяется подпунктом 7 пункта 5 Требований N 495 и составляет для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - 2 года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Таким образом, срок реализации Плана обеспечения транспортной безопасности вокзального комплекса Волгоград-1 истек в 2013 году."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2021 г. N Ф08-11694/20 по делу N А53-7904/2020