г. Краснодар |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А53-29551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Почта России" - Яхновец В.И. (доверенность от 02.10.2019), в отсутствие представителей истца - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А53-29551/2019, установил следующее.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - территориальное управление) о признании отсутствующим зарегистрированного 23.03.2019 за N 61:44:0030618:6-61/001/2018-1 права собственности Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030618:6 общей площадью 4883 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт 40-летия Победы, 103-а; признании подлежащим снятию с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 61:44:0000000:6624, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт 40-летия Победы, 103-а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Почта России" (далее - общество).
В рамках дела N А53-643/2020 департамент обратился с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения общества на нежилые здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 (площадью 122,3 кв. м) и 61:44:0030618:141 (площадью 123,6 кв. м).
Определением от 10.02.2020 дела N А53-29551/2019 и А53-643/2020 объединены с присвоением единого N А53-29551/2019.
Решением от 06.08.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2020, признано отсутствующим зарегистрированное 23.03.2018 за N 61:44:0030618:6-61/001/2018-1 право собственности Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030618:6 площадью 4883 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт 40-летия Победы, 103а, на нежилые здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 площадью 122,3 кв. м и 61:44:0030618:141 площадью 123,6 кв. м, а также отсутствующим право хозяйственного ведения общества на данные нежилые здания. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано, в доход федерального бюджета с общества взыскано 12 тыс. рублей государственной пошлины. Суды установили, что согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030618:6 зарегистрировано 23.03.2018. В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) данный участок может быть отнесен к федеральной собственности в случае расположения на нем зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации. Названной выпиской из ЕГРН подтверждено наличие на спорном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 61:44:0000000:6624, однако, информация о собственнике отсутствует. Согласно акту обследования от 14.05.2018 N 1659 на данном земельном участке расположено металлическое строение на бетонном фундаменте, строение с признаками капитальности - туалет. В целях выявления признаков капитальности нежилого здания определением от 25.02.2020 назначена судебная экспертиза, в результате которой определено, что в границах участка с кадастровым номером 61:44:0030618:6 какие-либо объекты, обладающие признаками капитального строительства, отсутствуют (заключение от 12.05.2020 N 1074/20). С учетом данных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок относится к неразграниченным, а потому орган местного самоуправления не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим. Наличие в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенной без правовых оснований, нарушает законные права департамента на распоряжение данным участком, сдачу в аренду, осуществление контроля за использованием земельного участка, перераспределением земель и (или) земельных участков, а также на получение доходов от предоставления его в пользование. В удовлетворении требований о снятии с государственного кадастрового учета нежилого здания с кадастровым номером 61:44:0000000:6624 отказано в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику. По мнению судов, истец не лишен права обратиться с соответствующим заявлением к управлению Росреестра. Требование о признании отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерации права собственности и права хозяйственного ведения общества на нежилые здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 площадью 122,3 кв. м и 61:44:0030618:141 площадью 123,6 кв. м удовлетворены с указанием, что наличие бетонного фундамента, подтвержденное техническими паспортами на эти объекты, само по себе не может являться достаточным основанием для отнесения их к категории недвижимого имущества. Прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Наличие сварных соединений подразумевает, что ранее крепление стоек к элементам фундамента осуществлено методом сварки, обрез данных соединений и повторная сварка позволит вновь собрать указанные элементы без нарушения их функционального назначения. Возведение фундамента, тем более из отдельных, не связанных между собой элементов, не может рассматриваться как доказательство строительства капитального объекта, поскольку такого рода фундамент используется и для возведения временных объектов и не является единой, монолитной конструкцией. Из кадастровых паспортов спорных помещений следует, что стены и наружная отделка, перегородки, дверные проемы являются металлическими, кровля - рулонной, полы - земляными, при этом износ объектов составляет 49% на 2010 год. Из актов обследования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0030818:6 от 22.11.2019 N 3866, 29.07.2020 N 1960 следует, что объекты представляют собой соединение металлических листов. Суды не выявили препятствий для удовлетворения исковых требований департамента, несмотря на то, что спорные объекты не расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0030618:6, поскольку здания расположены на несформированном земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности, соответственно, регистрация права на них в качестве недвижимости может привести к последующему разграничению государственной собственности, что лишит департамент права на распоряжение землей под ними.
В кассационной жалобе общество просит решение от 06.08.2020 и постановление апелляционного суда от 15.10.2020 отменить в части удовлетворения требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения общества на нежилые здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 площадью 122,3 кв. м и 61:44:0030618:141 площадью 123,6 кв. м, дело в данной части направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у спорных объектов признаков недвижимых вещей. Согласно информации, содержащейся в технических паспортах на нежилые помещения, их перемещение будет связано с несоразмерным ущербом для использования по назначению, что свидетельствует о наличии признаков недвижимого имущества, прочно связанного с землей. Спорные строения представляют собой две комнаты единого объекта (литера Б), состоящего из металлических стен, крыши и бетонного фундамента, крепление стоек к элементам фундамента осуществлено методом сварки, то есть разобрать объекты без нарушения их целостности и функционального назначения невозможно. Данные обстоятельства не позволяют отнести нежилые помещения общества к движимым вещам. По сведениям технической инвентаризации предприятия к названным объектам подведено электричество, им присвоена первая группа капитальности. Выводы судов о том, что фундамент не является единой монолитной конструкцией, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами (техническими паспортами). Помимо непосредственной связи с землей здания обладают самостоятельным функциональным назначением, выступают в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, не являются составной частью земельного участка. В силу конструктивных элементов нежилые помещения представляют собой две комнаты единого объекта "Склад" (литера Б), которые созданы не в целях улучшения качества земель и обслуживания земельного участка, а для иного функционального назначения (хранение вещей), следовательно, обладают техническими признаками недвижимого имущества.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
В судебном заседании представитель общества пояснил доводы кассационной жалобы, ответил на вопросы окружного суда. Департамент, территориальное управление, управление Росреестра явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 27.01.2021 объявлялся перерыв до 29.01.2021 до 11 часов 00 минут; 29.01.2021 перерыв продлен до 02.02.2021 до 12 часов 00 минут; в назначенное время рассмотрение жалобы продолжено.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить в части признания отсутствующими права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения общества на нежилые здания и направить дело в этой части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области с учетом следующего.
На основании постановления администрации города Ростова-на-Дону от 21.02.2011 N 100 департамент (арендодатель) и ОАО "Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"" заключили договор аренды от 01.09.2011 N 33378 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0030618:6 площадью 4883 кв. м, имеющего адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, пр-кт 40-летия Победы, 103а, для эксплуатации складских помещений.
23 марта 2018 года на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030618:6 площадью 4883 кв. м зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, выписок из реестров федерального имущества от 24.12.2013 N 3330/4 и 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно данным ЕГРН на данном земельном участке находится нежилое здание с кадастровым номером 61:44:0000000:6624 площадью 1847 кв. м (литера А), права на которое не зарегистрированы. По данным обследования установлено, что данный объект в настоящее время не существует.
В соответствии с распоряжением территориального управления от 22.07.2011 N 539-р объекты недвижимости с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 и 61:44:0030618:141 закреплены за унитарным предприятием "Почта России" (т. 1, л. д. 53).
По данным ЕГРН на указанные объекты зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения общества.
Указывая, что на земельном участке (61:44:0030618:6) объектов недвижимости, относящихся к федеральной собственности, не имеется, департамент обратился в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на данный земельный участок, а также подлежащим снятию с кадастрового учета нежилого здания (61:44:0000000:6624), которое в настоящее время отсутствует. Полагая также, что строения (61:44:0030618:140 и 61:44:0030618:141) не обладают признаками недвижимого имущества, департамент заявил требования о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения общества на данные объекты.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно правовой позиции, приведенной в пунктах 3 и 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. Действовавший ранее порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления его в силу актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми (за изъятиями) предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3, 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 103а, зарегистрировано 23.03.2018. На данном участке расположен объект с кадастровым номером 61:44:0000000:6624, однако, информация о наличии зарегистрированных прав на указанный объект отсутствует.
В соответствии с актами обследования от 14.05.2018 N 1659 (т. 3, л. д. 22), 21.01.2019 N 161 (т. 3, л. д. 18) на спорном земельном участке расположено металлическое строение на бетонном фундаменте, строение с признаками капитальности - туалет, произрастают многолетние деревья.
Согласно экспертному заключению от 12.05.2020 N 1074/20 (т. 4, л. д. 62 - 77), подготовленному по итогам судебной экспертизы, в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0030618:6 какие-либо объекты, обладающие признаками капитального строительства, отсутствуют.
В этой связи суды пришли к выводу о том, что земельный участок 61:44:0030618:6 относится к неразграниченным землям, а потому в данном случае права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на данный участок отсутствующим.
В части требований о признании подлежащим снятию с государственного кадастрового участка нежилого здания (кадастровый номер 61:44:0000000:6624) суды отказали, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику (права на данный объект не зарегистрированы).
В данной части судебные акты не обжалуются, общество несогласно с решением и постановлением в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на нежилые здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 и 61:44:0030618:141, расположенные за пределами земельного участка (61:44:0030618:6).
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.01.2012 N 12576/11, следует, что иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (иски о признании права, о применении последствий недействительности сделки, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и т.д.).
Целью предъявления иска о признании зарегистрированного права собственности на объект отсутствующим является изменение данных, содержащихся в системе учета прав на недвижимое имущество, приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами, с которыми закон связывает прекращение права собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Для установления того, является ли строение капитальным и относится ли оно к недвижимому имуществу, значение имеет исключительно выявление признаков, отраженных в статье 130 Гражданского кодекса.
Понятие "недвижимое имущество" является правовой категорией. Для отнесения к ней объекта необходимо наличие определенных признаков. Данные признаки закреплены в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса. В соответствии с ним к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, возможность признания объекта недвижимой вещью определяется техническими характеристиками данного объекта и степенью его связанности с земельным участком, на котором располагается данный объект.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества".
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли капитальный объект признакам объекта недвижимости или нет.
При разрешении спора суды пришли к выводу о том, что здания с кадастровыми номерами 61:44:0030618:140 площадью 122,3 кв. м и 61:44:0030618:141 не относятся к объектам недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу.
Суд округа полагает, что вопрос о капитальности спорных объектов не мог быть разрешен судами самостоятельно, исходя из имеющихся в деле документов, позиции общества, а подлежал исследованию экспертным путем.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства проверить обстоятельства, касающиеся возведения спорных объектов, основания регистрации права собственности и хозяйственного ведения на спорные строения, обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы в целях исследования вопроса о капитальности строений, дать оценку всем доводам общества, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу N А53-29551/2019 отменить в части удовлетворения исковых требований о признании отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности, за акционерным обществом "Почта России" - права хозяйственного ведения на нежилые здания: кадастровый номер 61:44:0030618:140 (площадь 122,3 кв. м), кадастровый номер 61:44:0030618:141 (площадь 123,6 кв. м). В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 82 Кодекса для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое оценивается судом в порядке, предусмотренном в статье 71 Кодекса, в совокупности с иными допустимыми доказательствами по делу.
...
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф08-11916/20 по делу N А53-29551/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4056/2022
28.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-24019/2021
19.11.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29551/19
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11916/20
15.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15058/20
06.08.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29551/19