Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.Г. Ланткевич к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка И.Г. Ланткевич оспаривает конституционность пунктов 1 и 2 статьи 222 ГК Российской Федерации, закрепляющих признаки самовольной постройки для зданий, сооружений или других строений и последствия ее возведения.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, на заявительницу возложена обязанность снести многоэтажное здание (согласно заключению судебной экспертизы состоящее из шести надземных этажей и одного подземного), расположенное на принадлежащем ей земельном участке с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" и частично на землях муниципальной собственности. В удовлетворении встречного иска о признании права собственности на здание отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 15 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 54, а также статье 10 ГК Российской Федерации, поскольку они позволяют судам применять крайнюю меру гражданско-правовой ответственности в виде сноса здания без исследования вопросов о ее соразмерности допущенному нарушению и наличия у истца материально-правового интереса в таком сносе.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях; самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу самовольной постройки - санкцию за такое правонарушение, как это предусмотрено статьей 222 ГК Российской Федерации (Постановление от 11 марта 1998 года N 8-П; определения от 13 октября 2009 года N 1276-О-О, от 28 марта 2017 года N 609-О, от 27 декабря 2022 года N 3351-О и от 30 мая 2023 года N 1240-О).
При этом с учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки (пункт 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 ноября 2022 года).
Выбор же судами конкретных последствий возведения самовольной постройки (сохранение, снос, приведение в соответствие с нормативными параметрами или в исходное состояние) при разрешении данной категории дел осуществляется в рамках их дискреционных полномочий исходя из позиции сторон спора и фактических обстоятельств, что согласуется с принципами справедливости и адекватности публично-правового реагирования на совершенное противоправное деяние соразмерно его общественной опасности, что, в частности, было отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1203-О.
Таким образом, пункты 1 и 2 статьи 222 ГК Российской Федерации не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявительницы, в деле с участием которой суды пришил к выводу о необходимости сноса самовольной постройки исходя из таких факторов, как значительное превышение нормативных ограничений к этажности, несоответствие ее назначения виду разрешенного использования земельного участка, невозможность частичного демонтажа, захват в процессе строительства земельного участка, относящегося к муниципальной собственности.
Установление же фактических обстоятельств, а следовательно, и оценка справедливости и адекватности выбранной судами конкретной санкции, обоснованности заявленных истцами требований, а также проверка соответствия одних законоположений другим не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ланткевич Ирины Геннадиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 2864-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ланткевич Ирины Геннадиевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-