г. Краснодар |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А32-11808/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия г. Сочи "Водосток" (ИНН 2320201172, ОГРН 1122366005508) и заинтересованного лица - Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Сочи "Водосток" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А32-11808/2020, установил следующее.
МУП г. Сочи "Водосток" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, служба) о признании недействительными пунктов N 2, 3, 6, 7, 8 предписания от 27.12.2019 N 0155/4/6712/615ПР/2019.
Решением от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2020, суд отказал в удовлетворении заявленного предприятием требования. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предприятием предписание в части пунктов N 2, 3, 6, 7, 8 соответствует закону и не нарушает права предприятия; является исполнимым; выдано уполномоченным должностным лицом управления с целью устранения выявленных нарушений.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не учли невозможность выполнения пунктов 2, 3 предписания службы (получить документы, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса ливневых сточных вод, а также разработать и утвердить в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами), поскольку указанные в предписании объекты находятся в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта; не дали оценку доводам предприятия относительно невозможности исполнения пунктов 6, 7, 8 предписания (сеть ливневой канализации по ул. Политехнической от въезда в санаторий "Русь" до моря, выходящая в водный объект, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения; гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера "Л" по ул. Одоевского, выходящее в водный объект, не оборудовано сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения; нагорный канал НК-3 в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи, выходящий в водный объект, не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения). Утвержденные в настоящее время тарифы для предприятия на отведение поверхностных сточных вод не включают в себя затраты на строительство новых и модернизацию старых сетей с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 25.11.2019 N 615-КНД провело плановую выездную проверку предприятия по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой рассмотрело представленную предприятием документацию и комплексное обследование эксплуатируемых предприятием сооружений.
При проведении проверки служба установила, что предприятие осуществляет сброс ливневых сточных вод через ливневую канализацию по ул. Политехнической от въезда в санаторий "Русь" до моря, через гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера "Л" по ул. Одоевского, через нагорный канал Нк-3 при отсутствии документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Зафиксировав результаты проверки в акте от 27.2.2019 N 0155/4/6721/615/ПР/2019, управление выдало предприятию предписание от 27.12.2019 N 0155/4/6712/615ПР/2019, содержащее, в том числе пункты 2, 3, 6, 7, 8 со сроком исполнения - до 27.09.2020, оспариваемые предприятием.
Согласно пункту 2 предписания у предприятия в нарушение пункта 2 части 2 статьи 11, части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) отсутствуют документы, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса ливневых сточных вод.
В соответствии с пунктом 3 предписания предприятие в нарушение статей 3, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 56, 65 Водного кодекса осуществляет сброс сточных ливневых вод в водные объекты без разработанного и утвержденного в установленном порядке норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами.
Пунктом 6 предписания обществу предписано устранить нарушение статей 1, 34, 35, 39 Закона N 7-ФЗ, статей 1, 35, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса, выразившегося в том, что сеть ливневой канализации по ул. Политехнической от въезда в санаторий "Русь" до моря, выходящая в водный объект, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Согласно пункту 7 предписания в нарушение статей 1, 34, 35, 39 Закона N 7-ФЗ, статей 1, 35, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса эксплуатируемое предприятием гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское, - ливневая канализация литера "Л" по ул. Одоевского, выходящее в водный объект, не оборудовано сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Пунктом 8 предписания предприятию предписано устранить нарушение статей 1, 34, 35, 39 Закона N 7-ФЗ, статей 1, 35, 44, 56, 60, 65 Водного кодекса, выразившееся в том, что эксплуатируемый предприятием нагорный канал НК-3 в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи, выходящий в водный объект, не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Полагая, что предписание службы в указанной части является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 1, 34, 35, 39 Закона N 7-ФЗ, статьями 1, 5, 9, 11, 35, 44, 55, 56, 60, 65 Водного кодекса, статьями 10, 11, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положениями санитарных правил СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" и СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации", постановлением Совета Министров СССР от 30.03.1948 N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи - Мацеста и курортов южного берега Крыма", приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 "Об утверждении границ округов и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи", Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, суды сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного предприятием требования.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт нарушения предприятием действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе материалами проверки, документацией, представленной предприятием в ходе проведения проверочных мероприятий.
Судебные инстанции установили, что на момент проверки у предприятия отсутствовали документы, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса ливневых сточных вод (пункт 2 предписания), при этом предприятие осуществляет сброс сточных ливневых вод в водные объекты без разработанного и утвержденного в установленном порядке норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами (пункт 3 предписания). Данное обстоятельство предприятие документально не опровергло. Вывод судов о том, что в данном случае предприятие не приняло исчерпывающие меры, направленные на получение необходимой разрешительной документации при осуществлении своей деятельности, является правильным.
Судебные инстанции установили, что эксплуатируемые предприятием сеть ливневой канализации по ул. Политехническая от въезда в санаторий "Русь" до моря (пункт 6 предписания), гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское - ливневая канализация литера Л ул. Одоевского (пункт 7 предписания) и нагорный канал НК-3 в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи (пункт 8 предписания), выходящие в водный объект - Черное море, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Суды отметили, что бесконтрольные сбросы в водный объект, - Черное море, влекут за собой опасность причинения вреда окружающей среде, нарушения прав граждан, создают угрозу безопасности здоровью людей и реальную опасность загрязнения водного объекта. Отсутствие очистных сооружений повлекло за собой превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах и, как следствие, загрязнение водного объекта, - Черное море, в связи с чем предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 и части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции исследовали довод предприятия о том, что превышение показателей БПК5, ионов аммония, нитрит ионов, фосфат-ионов, свидетельствует о наличии сброса хозяйственно-бытовых сточных вод в централизованную ливневую систему водоотведения, находящуюся в хозяйственном ведении предприятия и обоснованно указали, что наличие незаконных врезок хозяйственно-бытовых стоков в ливневую систему водоотведения, невыявление таких врезок свидетельствуют о халатном исполнении возложенных на предприятие обязанностей.
Отклонив довод предприятия о неисполнимости пунктов 6, 7, 8 предписания управления со ссылкой на то, что управление незаконно возлагает на предприятие обязанность по строительству очистных сооружений, поскольку собственником систем водоотведения является муниципальное образование город-курорт Сочи; ливневая система водоотведения передана в хозяйственное ведение предприятия, судебные инстанции приняли во внимание, что в целях осуществления контроля и мероприятий в части водоотведения естественных и искусственных поверхностных вод с территории муниципального образования город-курорт Сочи, в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.01.2012 N 15, постановлением Главы города Сочи от 02.03.2012 N 362 создано МУП г. Сочи "Водосток", которое на основании постановления администрации города Сочи от 12.04.2013 N 751, находится в ведении департамента городского хозяйства администрации г. Сочи. В соответствии с Уставом МУП г. Сочи "Водосток" одним из основных видов деятельности данного предприятия является поиск, обследование, систематизация и оформление с постановкой на баланс существующих бесхозных систем ливневой канализации, а также их эксплуатация (содержание, текущий и капитальный ремонт). Городская ливневая канализация, являющаяся источником загрязнения акватории Черного моря в районе ул. Политехническая г. Сочи (пляж Альбатрос), - относится к зоне ответственности МУП г. Сочи "Водосток".
Вопреки доводам кассационной жалобы суды установили, что оспариваемые пункты предписания службы от 27.12.2019 N 0155/4/6712/615ПР/2019 являются исполнимыми, содержат ссылки на нарушенные предприятием норм права и описание выявленных нарушений. Доказательства обратного предприятие не представило.
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам предприятия не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020 по делу N А32-11808/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что бесконтрольные сбросы в водный объект, - Черное море, влекут за собой опасность причинения вреда окружающей среде, нарушения прав граждан, создают угрозу безопасности здоровью людей и реальную опасность загрязнения водного объекта. Отсутствие очистных сооружений повлекло за собой превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах и, как следствие, загрязнение водного объекта, - Черное море, в связи с чем предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 и части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Довод о том, что суды не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам предприятия не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф08-147/21 по делу N А32-11808/2020