город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2020 г. |
дело N А32-11808/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от МУП г. Сочи "Водосток": посредством систем веб-конференции ИС "КАД" Мирошниченко Н.Г., паспорт, по доверенности от 09.01.2020 N 5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.08.2020 по делуN А32-11808/2020
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водосток" (ИНН 2320201172, ОГРН 1122366005508)
к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631)
о признании недействительными требований, изложенных в пунктах N 2, 3, 6, 7, 8 предписания N 0155/4/6712/615ПР/2019 от 27.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водосток" (далее - МУП г. Сочи "Водосток", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ЧАМУ Росприроднадзора) о признании недействительными пунктов N N 2, 3, 6, 7, 8 предписания N 0155/4/6712/615ПР/2019 от 27.12.2019.
Решением от 04.08.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Сочи "Водосток" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что пункты 2 и 3 предписания являются неисполнимыми, поскольку с учетом действующего законодательства невозможно получение разрешение на представление в пользование водного объекта в пределах первой, второй санитарной (горно-санитарной) охраны; без наличия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, у МУП г.Сочи "Водосток" отсутствуют законные основания для утверждения нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Согласно ответу департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города-курорта Сочи от 20.07.2020 N 21.01-13/22836 на повторный запрос МУП г.Сочи "Водосток", все выпуски расположены в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта. Административный орган незаконно возлагает на предприятие обязанность по строительству очистных сооружений, поскольку собственником систем водоотведения является муниципальное образование город-курорт Сочи; ливневая система водоотведения передана в хозяйственное ведение МУП г.Сочи "Водосток". Таким образом, требования пунктов 6, 7, 8 предписания являются заведомо неисполнимыми для предприятия в силу отсутствия полномочий и источников финансирования. Превышение показателей БПК5, ионов аммония, нитрит ионов, фосфат-ионов, свидетельствуют о наличии сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. В хозяйственном ведении МУП г.Сочи "Водосток" находится централизованная ливневая система водоотведения. Очистные сооружения ливневой системы в силу технологического процесса не предназначены для очищения хозяйственно-бытовых сточных вод.
В судебное заседание не явились представители Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ЧАМУ Росприроднадзора в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ЧАМУ Росприроднадзора.
Представитель МУП г.Сочи "Водосток" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предприятия, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 25.11.2019 N 615-КНД и.о. руководителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "О проведении плановой выездной проверки" МУП города Сочи "Водосток" проведена плановая выездная проверка соблюдения МУП города.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 0155/4/6721/615/ПР/2019 от 27 декабря 2019 года.
В ходе плановой проверки установлено, что МУП г. Сочи "Водосток" осуществляет сброс ливневых сточных вод через ливневую канализацию по ул. Политехнической от въезда в сан. "Русь" до моря, через гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера Л улицы Одоевского, через нагорный канал Нк-3 без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
По результатам проверки предприятию выдано предписание N 0155/4/6712/615/ПР/2019 от 27.12.2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, содержащее в том числе пункты 2, 3, 6, 7, 8:
2) Отсутствуют документы, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса ливневых сточных вод. Срок устранения 27.09.2020; нарушены п. 2 ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ;
3) Сброс сточных ливневых вод в водные объекты осуществляется без разработанного и утвержденного в установленном порядке норматива допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами. Срок устранения 27.09.2020; нарушены ст.ст. 3, 34, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст.ст. 56, 65 Водного кодекса РФ;
6) Сеть ливневой канализации по ул.Политехнической от въезда в сан. "Русь" до моря, выходящая в водный объект, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Срок устранения до 27.09.2020; нарушены ст.ст. 1, 34, 35, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст.ст. 56, 65 Водного кодекса РФ;
7) Гидротехническое сооружение на территории п.Лазаревское ливневая канализация литера Л улицы Одоевского, выходящее в водный объект, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Срок устранения до 27.09.2020; нарушены ст.ст. 1, 34, 35, 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст.ст. 56, 65 Водного кодекса РФ;
8) Нагорный канал НК-3 в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи, выходящий в водный объект, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Срок устранения до 27.09.2020.
Считая незаконными пункты 2, 3, 6, 7, 8 предписания, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно ч.1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3
и 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды -предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект -природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное (Сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. К сточным водам относятся воды, сброс или сток которых в водные объекты осуществляется после их использования или с загрязненной территории.
Пункт 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относит моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с указанным Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статья 60 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В силу части 1 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 15 статьи 65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 санитарных правил "СанПиН 2.1.5.2582-10 требования к санитарной охране прибрежных вод морей распространяются на условия сброса в охраняемых районах всех видов сточных вод: хозяйственно-бытовых, промышленных, поверхностных, дренажных, поливочных и других, которые необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и эксплуатации объектов промышленного, коммунально-бытового, культурно-оздоровительного и сельскохозяйственного назначения независимо от ведомственной подчиненности и вида работ.
4.2. В районах водопользования населения запрещается:
Сброс всех видов отходов, неочищенных и необеззараженных сточных вод, включая недостаточно очищенные и обеззараженные хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые, коллекторно-дренажные, сбросные и другие сточные воды.
Сброс в воду морей сточных вод (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и другие), которые:
а) могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;
б) содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в воду морей только после соответствующей очистки и обеззараживания до установленных нормативов, указанных в таблице 2 настоящих санитарных правил.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что по результатам плановой проверки было выявлено, что МУП города Сочи "Водосток" не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами для выпуска сточных ливневых вод через ливневую канализацию по ул. Политехнической от въезда в сан. "Русь" до моря, гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера Л улицы Одоевского, через нагорный канал Нк-3.
В связи с выявленными нарушениями постановлением N 0050/4/615/ПР/2020 от 04.02.2020 МУП города Сочи "Водосток" привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.
Следует отметить, что статьей 44 Водного кодекса РФ установлено общее правило использования водных объектов для целей сброса сточных дренажных вод с соблюдением требований законодательства РФ.
Статьей 64 ВК РФ предусмотрено, что в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также ст. 14 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" установлено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В составе округа санитарной (горносанитарной) охраны выделяется до трех зон.
Учитывая тот факт, что в настоящее время границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов федерального значения (от города Анапа до города Сочи) установлены Постановлением Совета Министров СССР от 30.03.1948 года N 985 (об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи -Мацеста и курортов южного берега Крыма" и приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 года N 297 "Об утверждении границ округов и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи", которые не отражают фактического сложившегося положения на местности, в том числе применительно к уточненным в 2018 году границам Черного и Азовского морей (береговой линией), обеспечить корректное отнесение той или иной территории к зоне санитарной (горно-санитарной) охраны не представляется возможным, в том числе в виду отсутствия в указанных документах четко обозначенных координат поворотных точек.
Указанные нормативно-правовые акты не определяют территориальное зонирование установленных округов.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации" от 26.12.1985 лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
Согласно п. 3.12. СанПиН 4060-85 для учета функционального зонирования, оборудования, а рационального использования и охраны природных курортных ресурсов лечебные пляжи подлежат паспортизации.
Таким образом, законодательно предусмотрен объектовый подход, предъявляемый к установлению зон округов санитарной и горно-санитарной охраны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
Правилами землепользования и застройки на картах зон с особыми условиями использования территорий, входящих в состав карты градостроительного зонирования города Сочи, отображено принципиальное местоположение границ зон с особыми условиями использования территории, устанавливаемых по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленное на основе действующих нормативных документов. Точное местоположение границ указанных зон и территорий подлежит установлению в соответствии с действующим законодательством в составе проектов соответствующих видов зон и внесению в качестве поправок в Правила землепользования и застройки города Сочи.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки предусмотрена 1 зона округа горно-санитарной охраны курорта, однако точное местоположение границы данной зоны и территории до настоящего времени не установлены в соответствии с действующим законодательством РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что фактически сброс ливневых сточных вод через ливневую канализацию по ул. Политехнической от въезда в санаторий "Русь" до моря, через гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера Л улицы Одоевского, через нагорный канал Нк-3 осуществляется не в границах объекта, законодательно отнесенного к первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны.
Таким образом, МУП города Сочи "Водосток" не приняты исчерпывающие меры, направленные на получения разрешительной документации.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что пункты 2 и 3 предписания являются неисполнимыми, поскольку с учетом действующего законодательства невозможно получение разрешения на представление в пользование водного объекта в пределах первой, второй санитарной (горно-санитарной) охраны; без наличия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, у МУП г.Сочи "Водосток" отсутствуют законные основания для утверждения нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Предприятие указывает, что согласно ответу департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города-курорта Сочи от 20.07.2020 N 21.01-13/22836 на повторный запрос МУП г.Сочи "Водосток", все выпуски расположены в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта.
Приведенные доводы не принимаются судом, поскольку предприятием не представлены доказательства оспаривания в судебном порядке отказов в предоставлении водных объектов в пользование, как и доказательств того, что сброс ливневых сточных вод через ливневую канализацию по ул. Политехнической от въезда в санаторий "Русь" до моря, через гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневая канализация литера Л улицы Одоевского, через нагорный канал Нк-3 осуществляется в границах объекта, законодательно отнесенного к первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о том, что административный орган незаконно возлагает на предприятие обязанность по строительству очистных сооружений, поскольку собственником систем водоотведения является муниципальное образование город-курорт Сочи; ливневая система водоотведения передана в хозяйственное ведение МУП г.Сочи "Водосток". Таким образом, требования пунктов 6, 7, 8 предписания являются заведомо неисполнимыми для предприятия в силу отсутствия полномочий и источников финансирования. Превышение показателей БПК5, ионов аммония, нитрит ионов, фосфат-ионов, свидетельствуют о наличии сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. В хозяйственном ведении МУП г.Сочи "Водосток" находится централизованная ливневая система водоотведения. Очистные сооружения ливневой системы в силу технологического процесса не предназначены для очищения хозяйственно-бытовых сточных вод.
В ходе плановой проверки установлено, что через сеть ливневой канализации по ул. Политехнической от въезда в сан. "Русь" до моря стекают ливневые сточные воды, которые попадают в Черное море. Коллектор данной ливневой канализации не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Также через гидротехническое сооружение на территории п. Лазаревское ливневую канализацию литера Л улицы Одоевского стекают ливневые сточные воды, которые попадают в Черное море. Коллектор данной ливневой канализации не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Через сеть ливневой канализации по нагорному каналу Нк-3 стекают ливневые сточные воды, которые попадают в реку Мзымта, а затем в водный объект - Черное море. Коллектор данной ливневой канализации не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Бесконтрольные сбросы в водный объект - Черное море влекут за собой опасность причинения вреда окружающей среде, нарушения прав граждан, создают угрозу безопасности здоровью людей и реальную опасность загрязнения водного объекта - Черное море.
В целях осуществления контроля и мероприятий в части водоотведения естественных и искусственных поверхностных вод с территории муниципального образования город-курорт Сочи, в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.01.2012 N 15, постановлением Главы города Сочи от 02.03.2012 N 362 создано МУП г. Сочи "Водосток", которое на основании постановления администрации города Сочи от 12.04.2013 N 751 находится в ведении департамента городского хозяйства администрации города Сочи.
В соответствии с уставом МУП г. Сочи "Водосток" одним из основных видов деятельности данного предприятия является поиск, обследование, систематизация и оформление с постановкой на баланс существующих бесхозных систем ливневой канализации, а также их эксплуатация (содержание, текущий и капитальный ремонт).
Городская ливневая канализация, являющаяся источником загрязнения акватории Черного моря в районе ул. Политехническая г. Сочи (пляж Альбатрос) - относится к зоне ответственности МУП г. Сочи "Водосток".
12 ноября 2019 года МУП г. Сочи "Водосток" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ за сброс неочищенных сточных вод через сеть ливневой канализации по ул. Политехнической от въезда в сан. "Русь" до моря, с последующим попаданием вводный объект - Чёрное море, а также за отсутствие локальных очистных сооружений.
Сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 17.12.2019 произведен отбор проб сточных вод и морской воды в районе пляжа "Альбатрос" для определения качественных и количественных показателей.
В результате исследования проб сточной и морской воды (экспертное заключение N 232) превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлено:
в пробе N 202 (выход сточных вод) по БПК5 в 3,6 раз; по ионам аммония в 1,6 раза; по нитрит-ионам в 16.3 раза; по нефтепродуктам в 1,4 раза.
в пробе N 203 (Черное море, место смешения со сточной водой) по азоту нитритному в 8 раз.
Постановлением N 0064/4/615/ПР/2020 от 04.02.2020 года МУП города Сочи "Водосток" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 16.12.2019 произведен отбор проб сточных вод и морской воды в районе ул. Одоевского Лазаревского района г. Сочи для определения качественных и количественных показателей.
В результате исследования проб сточной воды (экспертное заключение N 230) превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлено:
в пробе N 193 (коллектор) по взвешенным веществам в 1,2 раза; по БПК5 в 4,2 раз; по ионам аммония в 8,3 раза; по нитрит-ионам в 2 раза; по фосфатам в 10,5 раз; по нефтепродуктам в 1,2 раза.
Городская ливневая канализация, являющаяся источником загрязнения акватории Черного моря в районе ул. Перспективная г. Сочи (Адлерский район) - зона ответственности МУП г. Сочи "Водосток".
Постановлением N 0062/4/615/ПР/2020 от 04.02.2020 МУП города Сочи "Водосток" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Сотрудниками лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 12.12.2019 и 17.12.2019 произведены отборы проб сточных вод и морской воды в районе ул. Перспективной и р. Мзымта для определения качественных и количественных показателей.
В результате исследования проб сточной и природной воды (экспертное заключение N 228) превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлено:
* в пробе N 182 (нагорный канал) по БПК5 в 4,1 раз; по ионам аммония в 14,4 раза; по нитрит-ионам в 3,9 раза.
* в пробе N 183 (р. Мзымта, место смешения со сточной водой) по БПК5 в 1,2 раза; по ионам аммония в 5,8 раз; по нитрит-ионам в 3,8 раза;
- в пробе N 184(р. Мзымта 50 м. ниже сброса) по ионам аммония в 2,4 раза.
В результате исследования проб сточной и природной воды (экспертное заключение рег. N 233) превышения нормативов ПДК загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения установлено.
* в пробе N 208 (нагорный канал) по БПК5 в 4,2 раз; по ионам аммония в 12,2 раза; по нитр
* в пробе N 209 (р. Мзымта, место смешения со сточной водой) по БПК5 в 1,2 раза; и по ионам аммония в 4,6 раз; по нитрит-ионам в 3,9 раза;
- в пробе N 111 (р. Мзымта 50 м. ниже сброса) по ионам аммония в 2,2 раза.
Постановлением N 0068/4/615/ПР/2020 от 04.02.2020 МУП города Сочи "Водосток" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы предприятия о том, что превышение показателей БПК5, ионов аммония, нитрит ионов, фосфат-ионов, свидетельствуют о наличии сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. В хозяйственном ведении МУП г.Сочи "Водосток" находится централизованная ливневая система водоотведения. Очистные сооружения ливневой системы в силу технологического процесса не предназначены для очищения хозяйственно-бытовых сточных вод.
Как правильно указано судом первой инстанции, именно отсутствие очистных сооружений повлекло за собой превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах и как следствие загрязнение водного объекта - Черное море.
Наличие незаконных врезок хозяйственно-бытовых стоков и невозможности выявления таких врезок свидетельствуют о халатном исполнении возложенных на МУП города Сочи "Водосток" должностных обязанностей.
В целях осуществления контроля и мероприятий в части водоотведения естественных и искусственных поверхностных вод с территории муниципального образования город-курорт Сочи, в соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.01.2012 N 15, постановлением Главы города Сочи от 02.03.2012 N 362 создано МУП г. Сочи "Водосток", которое на основании постановления администрации города Сочи от 12.04.2013 N 751 находится в ведении департамента городского хозяйства администрации города Сочи.
В соответствии с уставом МУП г. Сочи "Водосток" одним из основных видов деятельности данного предприятия является поиск, обследование, систематизация и оформление с постановкой на баланс существующих бесхозных систем ливневой канализации, а также их эксплуатация (содержание, текущий и капитальный ремонт).
Таким образом, именно на юридическое лицо - МУП города Сочи "Водосток" возложена обязанность по выявлению и пресечению осуществления врезок в сети ливневой канализации.
Согласно ст. 16 Водного кодекса в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с данными в ГОСТе 25150-82 от 01.07.1989 "Канализация. Термины и определения" определениями:
Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;
Канализационный выпуск - трубопровод, отводящий сточные воды из зданий и сооружений в канализацию;
Дождеприемник - сооружение на канализационной сети, предназначенное для приема и отвода дождевых вод;
Ливнеспуск - сооружение на канализационной сети для сброса избытков дождевых вод в приемник сточных вод;
Ливнеотвод - трубопровод для отвода дождевых вод от ливнеспуска в приемник сточных вод Канализационный коллектор - трубопровод наружной канализационной сети для сбора и отвода сточных вод.
Также, в соответствии с данным в ГОСТе 25150-82 от 01.07.1989 года "Канализация. Термины и определения" определением приемником сточных вод является водный объект, в который сбрасываются сточные воды.
В соответствии со Сводом Правил 32.13330.2012 от 01.01.2013 "Канализация. Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85) очистные сооружения канализации - специальные инженерные конструкции, предназначенные для проведения последовательной очистки сточных вод от загрязняющих веществ при сбросе в водоём, не превышал предельно-допустимые концентрации (ПДК). В комплекс очистных сооружений могут входить сооружения механической (сита, решётки, отстойники, ловушки и т.п.), физико-химической (хлораторы, испарители, освежители, озонаторы, ультразвуковые и бактерицидные установки и т.п.), химической и биологической очистки.
В соответствии с п. 4.11 Свода Правил 32.13330.2012 от 01.01.2013 "Канализация. Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85) на очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязнённая часть поверхностного образуется в периоды выпадения дождей, таяния снега и от мойки дорожных покрытий в количестве не менее 70% среднегодового объёма стока.
На основании изложенного сооружением, обеспечивающим охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения являются очистные сооружения, а не сети ливневой канализации.
С учетом изложенного, суд отклоняет доводы о неисполнимости и незаконности пунктов 6, 7, 8 предписания.
Предписание N 0155/4/6712/615/ПР/2019 от 27.12.2019 в части пунктов 2, 3, 6, 7, 8 является законным и исполнимым, выдано уполномоченным должностным лицом в целях устранения выявленных нарушений законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 04.08.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 по делу N А32-11808/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11808/2020
Истец: МУП г. Сочи "Водосток"
Ответчик: Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования