г. Краснодар |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А32-5789/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства труда и социального развития Краснодарского края (ИНН 2308027369, ОГРН 1022301228399) - Запорожец В.К. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Оленик Николая Николаевича (ИНН 245507176273, ОГРНИП 304245535200092), заинтересованных лиц -государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091), Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Анапа (ИНН 2301052077, ОГРН 1052300000620), Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе (ИНН 2348023120, ОГРН 1052326846175), Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе Новороссийске (ИНН 2315112640, ОГРН 1052309079767), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 090004 5, 09006 9, 0905 2, 09007 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А32-5789/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Оленик Н.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство), государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - фонд), Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Анапа (далее - управление соцзащиты в городе-курорте Анапа), Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе (далее - управление соцзащиты в Северском районе), Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе Новороссийске (далее - управление соцзащиты в городе Новороссийске) о возмещении расходов по установке памятников Героям Социалистического Труда (далее - Герой труда) Никулиной Александре Георгиевне (385 500 рублей), Зилаевой Марии Степановне (385 200 рублей), Ерж Нине Степановне (387 200 рублей) и Ложечник Ефросинье Акипсимовне (390 200 рублей).
Решением суда от 02.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.11.2020, суд обязал министерство, фонд и управление соцзащиты в городе-курорте Анапа выплатить предпринимателю компенсации за установку памятников Героям труда: Никулиной А.Г. - 385 500 рублей, Зилаевой М.С. - 385 200 рублей; министерство, фонд и управление соцзащиты в городе Новороссийске - Ерж Н.С. - 387 200 рублей; министерство, фонд и управление соцзащиты в Северском районе -Ложечник Е.А. - 390 200 рублей. С заинтересованных лиц в пользу предпринимателя взыскано по 5696 рублей 20 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы неправомерным отказом в выплатах компенсаций за установку надгробных памятников Героям труда - критерием установки памятника за счет федерального бюджета является наличие у умершего статуса Героя труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца, вне зависимости от даты его смерти (до вступления в силу Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Груда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ) или после.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований. Ссылается на отсутствие в вводной части резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции от 09.11.2020 и полном тексте постановления от 11.11.2020 ссылки на апелляционную жалобу министерства. В описательной части постановления отсутствуют ссылки на доказательства и мотивы отклонения доводов жалобы министерства. Отказ в выплатах компенсации за установку надгробных памятников правомерен, поскольку Герои труда умерли до принятия Закона N 5-ФЗ. В решении суда не указано, за счет какого бюджета производиться выплата компенсации.
В отзыве на кассационную жалобу фонд поддерживает доводы жалобы министерства.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель обратился в управления соцзащиты в Северском районе, городе-курорте Анапа, городе Новороссийске с заявлениями о выплате компенсации за установку надгробных памятников Героям труда: Никулиной А.Г., Зилаевой М.С., Ерж Н.С. и Ложечник Е.А. на основании договоров от 01.02.2019 N 115, 04.02.2019 N 117, 07.02.2019 N 120 и 10.02.2019 N 121, заключенных между предпринимателем и родственниками перечисленных Героев труда.
По условиям договоров установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - постановление N 740). Заказчик передал исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробных памятников Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Закона N 5-ФЗ. Заказчик передает предпринимателю право требовании оплаты компенсации за установку надгробных памятников в соответствии с Законом N 5-ФЗ. (пункты 1.2, 2.3 и 3.5).
В договорах также определена стоимость, сроки, место проведение работ, а также фамилия, имя и отчество умершего (погибшего) Героя труда.
Условия договоров выполнены предпринимателем, ни один из заказчиков не имеет претензий по качеству установленных памятников и качеству выполненных работ, что подтверждается актами приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего Героя от 19.03.2019, 26.03.2019, 30.03.2019 и 02.04.2019.
Вместе с тем, в выплатах компенсаций за установку надгробных памятников Героям труда предпринимателю отказано по мотиву их смерти до принятия Закона N 5-ФЗ (письма от 18.10.2019 N 6462, 6471; 14.11.2019 N 6297/0124, 08.11.2019 N 05/9081).
Предприниматель направил министерству, фонду, управлениям соцзащиты в Северском районе, городе-курорте Анапа, городе Новороссийске претензии с требованием произвести выплату, ответы на которые не поступили, выплаты не произведены. Неисполнение изложенных в претензиях требований по выплате компенсации послужило основанием для обращения предпринимателя с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6.1 Закона N 5-ФЗ сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Закона N 5-ФЗ и постановлением N 740 расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 Закона N 5-ФЗ, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Закона N 5-ФЗ. Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг (выполнением работ) гражданам, проживающим на территории Краснодарского края, имеющим право на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержден приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 12.07.2017 N 985 (далее - Порядок N 985).
Субсидии предоставляются получателями бюджетных средств - управлениями социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальных образованиях, которым доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (пункт 1.3 Порядка N 985).
В рамках реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Краснодарского края заключено соглашение от 23.03.2007 N 28-28, которым установлен порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации статьи 6.1 Закона N 5-ФЗ.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Исходя из статьи 6 Закона N 8-ФЗ при отсутствии волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям труда и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Выплата предпринимателю соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий министерства, фонда, управлений соцзащиты в Северском районе, городе-курорте Анапа, городе Новороссийске.
При данных обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что министерство, фонд и управления соцзащиты являются надлежащими заинтересованными лицами по требованиям предпринимателя.
Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя труда, законом четко не определен.
Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.
Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Предприниматель, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Законы N 5-ФЗ и 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Суд установил, что выполнение предпринимателем работ, предусмотренных договорами, подтверждается актами выполненных работ. Наличие у умерших Никулиной А.Г., Зилаевой М.С., Ерж Н.С. и Ложечник Е.А. статуса Героев труда подтвержден документально.
Согласно пункту 5 постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Материалами дела подтверждено, что установка надгробного памятника постоянного образца указанным лицам ранее не производилась.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.
Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Следовательно, требование пункта 1 постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.
Отклоняя доводы заинтересованных лиц об отсутствии оснований для предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов за выполнение работ по изготовлению и установке надгробия на могилах умерших Героев по мотиву наступления их смерти до вступления в силу Закона N 5-ФЗ, суд правомерно указал, что из Закон N 5-ФЗ и постановление N 740 критерием возможности установки памятника за счет федерального бюджета называют наличие у умершего статуса Героя труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца, вне зависимости от даты смерти. Иные основания, на которые ссылались заинтересованные лица в ходе судебного разбирательства, в уведомлениях об отказе в выплате компенсации не указаны.
Суд счел необоснованными возражения министерства об оплате транспортных расходов. Доказательства завышения компенсаций, заявленных предпринимателем, отсутствуют.
Довод министерства об отсутствии в решении суда указаний о том, за счет какого бюджет должна производиться выплата компенсации, подлежит отклонению.
Порядок N 985 устанавливает цели, условия и порядок предоставления за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям.
Законодательная основа использования федеральных средств по данному вопросу изложена в судебных актах.
Отсутствие в вводной части резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции от 09.11.2020 и полном тексте постановления от 11.11.2020 сведений об апелляционной жалобе министерства не является основанием к отмене постановления судебной коллегии. В описательной части постановления суда апелляционной инстанции, размещенного в информационной системе "Картотека арбитражных дел", имеются сведения об апелляционной жалобе министерства.
Отсутствие в этом судебном акте ссылок на доказательства и доводов участвующих в деле лиц не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2020 по делу N А32-5789/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Следовательно, требование пункта 1 постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.
Отклоняя доводы заинтересованных лиц об отсутствии оснований для предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов за выполнение работ по изготовлению и установке надгробия на могилах умерших Героев по мотиву наступления их смерти до вступления в силу Закона N 5-ФЗ, суд правомерно указал, что из Закон N 5-ФЗ и постановление N 740 критерием возможности установки памятника за счет федерального бюджета называют наличие у умершего статуса Героя труда и отсутствие надгробного памятника постоянного образца, вне зависимости от даты смерти. Иные основания, на которые ссылались заинтересованные лица в ходе судебного разбирательства, в уведомлениях об отказе в выплате компенсации не указаны.
...
Отсутствие в вводной части резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции от 09.11.2020 и полном тексте постановления от 11.11.2020 сведений об апелляционной жалобе министерства не является основанием к отмене постановления судебной коллегии. В описательной части постановления суда апелляционной инстанции, размещенного в информационной системе "Картотека арбитражных дел", имеются сведения об апелляционной жалобе министерства.
Отсутствие в этом судебном акте ссылок на доказательства и доводов участвующих в деле лиц не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф08-641/21 по делу N А32-5789/2020