г. Краснодар |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А18-2841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн с использованием информационной системы "Мой арбитр", от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Артис плаза Отель" (ИНН 0608022858, ОГРН 1130608001182) - Даурбекова Х.Б. (доверенность от 06.07.2020), от заинтересованного лица - Министерства экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (Минэкономразвития Республики Ингушетия) (ИНН 0608018202, ОГРН 1110608001646) - Кодзоева М.-А.Ю. (доверенность от 04.02.2021), от третьего лица - Правительства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1020600985932) - Толдиева Х.Б. (доверенность от 02.11.2020), в отсутствие третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия (ИНН 0606013400, ОГРН 1040600284878), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артис плаза Отель" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А18-2841/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Артис плаза Отель" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим применению с момента принятия решения Министерства экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (Минэкономразвития Республики Ингушетия) (далее - министерство), выраженного в письме от 19.11.2019 N 3254/03 о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора от 02.11.2015 N 23, заключенного с обществом, и об аннулировании свидетельства от 02.11.2015 серии 06 N 023 о присвоении обществу статуса "организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия" (далее - свидетельство N 023).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Ингушетия (далее - инспекция) и Правительство Республики Ингушетия (далее - правительство).
Решением суда от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого решения министерства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что акт комиссионной проверки от 22.08.2019 (содержащий вывод о целесообразности рассмотрения вопроса об аннулировании выданного обществу свидетельства N 023) не подписан большинством членов комиссии, в т. ч. отсутствует подпись представителей правительства и председателя комиссии, не определено лицо, его замещающее, что является нарушением распоряжения правительства от 15.02.2018 N 73-р "Об образовании комиссии". Обжалуемое решение министерства не содержит реквизиты, подтверждающие его согласование с правительством, что является нарушением пункта 7 Положения "О порядке выдачи инвесторам Свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, заключения и реализации инвестиционных договоров", утвержденного постановлением правительства от 12.05.2003 N 138 (далее - Положение).
В отзыве на кассационную жалобу правительство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство и инспекция не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между министерством и обществом (инвестор) заключен инвестиционный договор от 02.11.2015 N 23 о выдаче инвестору свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия (далее - инвестиционный договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом инвестиционного договора является предоставление права инвестору воспользоваться предусмотренными действующим законодательством льготами (полное освобождение от налога на имущество, снижение до 13,5% в части, отчисляемой в республиканский бюджет, налога на прибыль и снижение арендной платы за пользование земельным участком на 95%) на срок реализации и окупаемости проекта до IV квартала 2018 года, при условии реализации инвестором инвестиционного проекта "Строительство многофункционального комплекса N 2 в городе Магас", с общим объемом инвестиций 249 382 020 рублей (далее - проект). Согласно пункту 3.1 инвестиционного договора срок действия инвестиционного договора - с момента подписания сторонами и до исполнения сторонами принятых обязательств в полном объеме.
Согласно пункту 2.1.2 инвестиционного договора в целях реализации инвестиционного договора по взаимной договоренности сторон инвестор обязуется в т. ч. обеспечить качественное строительство и ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, установленными действующим законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Согласно пункту 2.4.2 инвестиционного договора в случае нарушения и неисполнения инвестором своих обязательств, предусмотренных пунктом 1.1 инвестиционного договора, министерство в одностороннем порядке принимает решение о расторжении инвестиционного договора и аннулировании соответствующего свидетельства в соответствии с постановлением правительства от 12.05.2003 N 138 "Об утверждении Положения о порядке выдачи инвесторам Свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, заключения и реализации инвестиционных договоров" (далее - постановление N 138).
В разделе 4 инвестиционного договора стороны согласовали порядок прекращения договора.
Согласно пункту 4.2.1 инвестиционного договора расторжение договора в одностороннем порядке возможно по инициативе министерства - если инвестор не выполняет обязательства, предусмотренные пунктом 2.1 договора.
В соответствии с инвестиционным договором обществу выдано свидетельство от 02.11.2015 серии 06 N 023 N 023 о присвоении обществу статуса организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, сроком действия до 02.11.2018.
На основании распоряжения правительства от 15.02.2018 N 73-р в целях контроля за ходом реализации инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами, имеющими свидетельство соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, образована комиссия, которая провела мероприятия по контролю за ходом реализации инвестиционных проектов, имеющих статус инвестора, в ходе которых установила, что общество не выполнило в полном объеме обязательства инвестиционного договора, а именно: не созданы рабочие места согласно представленным бизнес-планам по инвестиционным проектам; проект не введен в эксплуатацию; указанные в инвестиционном договоре сроки реализации проекта нарушены, в связи с чем целесообразно рассмотреть вопрос об аннулировании выданного обществу свидетельства о статусе инвестора. Выявленные нарушения зафиксированы в акте комиссионной проверки от 22.08.2019.
Министерство направило обществу уведомление от 19.11.2019 N 3254/03 о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора и об аннулировании свидетельства N 023.
Несогласие общества с прекращением инвестиционного договора послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительных объектов правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 8 Закона N 39-ФЗ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами главы 27 Кодекса и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Кодексе (пункты 1, 3 статьи 420 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Кодекса) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" (далее - постановление N 35) в соответствии со статьей 310 и пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в постановлении N 35.
В случае полного одностороннего отказа от договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор, согласно пункту 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считается расторгнутым. Для того, чтобы договор прекратил свое действие, стороне достаточно лишь заявить своему контрагенту (контрагентам) об отказе от исполнения договора. Когда в законе говорится о праве стороны отказаться от исполнения договора, это означает, что сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем (внесудебном) порядке. Договор считается расторгнутым или измененным с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора либо на изменение его условий, доведет свое решение в надлежащей форме до контрагента по договору.
В соответствии с пунктом 1.1 инвестиционного договора предметом договора является предоставление права инвестору воспользоваться предусмотренными действующим законодательством льготами при условии реализации инвестором инвестиционного проекта.
Согласно пункту 2.1.2 инвестиционного договора в целях реализации инвестиционного договора по взаимной договоренности сторон инвестор обязуется в т. ч. обеспечить качественное строительство и ввод в эксплуатацию объекта в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, установленными действующим законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Пунктом 2.4.2 инвестиционного договора определено, что в случае нарушения и неисполнения инвестором своих обязательств, предусмотренных пунктом 1.1 инвестиционного договора, министерство в одностороннем порядке принимает решение о расторжении инвестиционного договора и аннулировании соответствующего свидетельства в соответствии с постановлением N 138.
Суды указали, что пунктом 4.2.1 инвестиционного договора предусмотрено право министерства расторгнуть инвестиционный договор в одностороннем порядке при нарушении инвестором (обществом) условий, предусмотренных в пункте 2.1 инвестиционного договора, в том числе в случае необеспечения качественного строительства и ввода в эксплуатацию объекта строительства (пункт 2.1.2 инвестиционного договора).
Суды установили, что общество (инвестор) допустило неисполнение условия инвестиционного договора, в связи с чем министерство направило обществу уведомление от 19.11.2019 N 3254/03 о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора и об аннулировании свидетельства N 023. Доказательства исполнения инвестиционного договора общество не представило.
Факт получения обществом уведомления от 19.11.2019 N 3254/03 об одностороннем расторжении договора и нарушение предусмотренных пунктом 2.1.2 условий инвестиционного договора подтвержден материалами дела и документально обществом не опровергнут.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы общества о необходимости предварительного согласования с правительством решения о расторжении инвестиционного договора, отметив, что решение о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора принято на основании акта комиссии от 22.08.2019, составленного в т. ч. с участием представителей правительства, что подтверждает согласованность действий министерства с правительством, в составе которого и осуществляет свои полномочия министерство.
Суды критически оценили доводы общества об отсутствии в решении министерства, формализованном в письме от 19.11.2019 N 3254/03, реквизитов его согласования с правительством, верно указав, что обязательность внесения в текст письма от 19.11.2019 N 3254/03 реквизитов согласования с правительством не предусмотрена нормативными актами, регламентирующими порядок направления министерством уведомления (письма) о прекращении инвестиционного договора. При этом решение правительственной комиссии содержится в акте комиссионной проверки от 22.08.2019; комиссия образована на основании распоряжения правительства от 15.02.2018 N 73-р и являлась рабочей группой, состоящей из представителей различных организаций в т. ч. из представителей правительства. В материалы дела общество не представило доказательства несоответствия выводов комиссии, изложенных в акте от 22.08.2019, обстоятельствам дела.
Довод общества об отсутствии в акте от 22.08.2019 подписей всех его членов был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции отметил, что отсутствие двух подписей из семи членов комиссии не влияет на фактические обстоятельства, отраженные в акте от 22.08.2019, который подписан членами комиссии, тем более, что отраженные в акте факты общество документально не опровергло, доказательства исполнения инвестиционного договора в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А18-2841/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" (далее - постановление N 35) в соответствии со статьей 310 и пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в постановлении N 35.
В случае полного одностороннего отказа от договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор, согласно пункту 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считается расторгнутым. Для того, чтобы договор прекратил свое действие, стороне достаточно лишь заявить своему контрагенту (контрагентам) об отказе от исполнения договора. Когда в законе говорится о праве стороны отказаться от исполнения договора, это означает, что сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем (внесудебном) порядке. Договор считается расторгнутым или измененным с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора либо на изменение его условий, доведет свое решение в надлежащей форме до контрагента по договору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф08-258/21 по делу N А18-2841/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-258/2021
21.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-502/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2841/19
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4682/20
10.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-502/20