г. Ессентуки |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А18-2841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., в онлайн-заседании в режиме web-конференции, при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Артис Плаза Отель" - Даурбекова Х.Б. (по доверенности от 06.07.2020); от Правительства Республики Ингушетия - Толдиева Х.Б. (по доверенности от 17.07.2020 N ВС-3923); от Министерства экономического развития Республики Ингушетия - Кодзоева М.-А. Ю. (по доверенности от 14.10.2020 N 19), Аушева А.И. (по доверенности от 29.06.2020 N 11), в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРТИС ПЛАЗА ОТЕЛЬ" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2020 по делу NА18-2841/2019 (судья Тутаев Х.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРТИС ПЛАЗА ОТЕЛЬ" (ОГРН 1130608001182, ИНН 0608022858) к Министерству экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (ОГРН 1110608001646, ИНН 0608018202), третье лицо: Правительство Республики Ингушетия, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия (ОГРН 10406002848, ИНН 0606013400), о признании незаконным решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АРТИС ПЛАЗА ОТЕЛЬ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству экономики, промышленности, торговли и туризма Республики Ингушетия (далее - Министерство экономического развития) о признании незаконным и не подлежащим применению с момента его принятия решения, выраженное в письме от 19.11.2019 N 3254/03 о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора от 02.11.2015 N 23, заключенного с Обществом и об аннулировании свидетельства серия 06 N 023 от 02.11.2015 о присвоении Обществу статуса "Организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетии".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Правительство Республики Ингушетия; Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия.
Решением суда от 14.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого Министерства экономического развития о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора. Обществом не выполнены обязательства по инвестиционному договору, объект строительства не построен. Реализуя установленное договором право, Министерство экономического развития уведомлением от 19.11.2019 г. (исх. N 3254/03) отказалось в одностороннем порядке от данного инвестиционного договора.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Министерство экономического развития в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Ингушетия.
Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители Министерства экономического развития и Правительства Республики Ингушетия возразили по существу доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, Министерства экономического развития и Правительства Республики Ингушетия, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
02.11.2015 между Министерством экономического развития и Обществом заключен инвестиционный договор N 23, согласно которому Обществу (инвестору) выдано свидетельство соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия (далее - инвестиционный договор). Предметом инвестиционного договора является предоставление Обществу (инвестору) льгот по налоговым и арендным платежам (пункт 1.1 инвестиционного договора).
Срок действия инвестиционного договора: с момента подписания сторонами до исполнения ими принятых обязательств в полном объеме (пункт 3.1).
В разделе 4 инвестиционного договора стороны согласовали порядок прекращения договора, в том числе в одностороннем порядке (пункт 4.2): по инициативе Министерства экономического развития - если инвестор не выполняет обязательства, предусмотренные пунктом 2.1 договора (пункт 4.2.1).
Обществу выдано свидетельство серии 06 N 023 со сроком действия с 02.11.2015 по 02.11.2018.
В целях контроля за ходом реализации инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами, имеющими свидетельство соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 15.02.2018 N 73-р была образована комиссия и утвержден ее состав в количестве восьми человек, в том числе первый заместитель Председателя Правительства РИ (председатель комиссии), заместитель министра экономического развития РИ (секретарь комиссии) и членами комиссии заместители: председателя Комитета промышленности, транспорта и связи РИ; министра сельского хозяйства и продовольствия РИ; министра имущественных и земельных отношений РИ, министра финансов РИ и генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиционного развития РИ.
По результатам проверки данной комиссии (акт от 22.08.2019) комиссия пришла к выводу о рассмотрении вопроса об аннулировании выданного Обществу свидетельства статуса инвестора в связи с тем, что данный инвестор не выполнил в полном объеме обязательства инвестиционного договора, а именно: не созданы рабочие места согласно представленным бизнес-планом по инвестиционным проектам; проект не введен в эксплуатацию, сроки реализации проекта, указанные в инвестиционном договоре нарушены. 19.11.2019.
Министерство экономического развития направило в адрес Общества уведомление N 3254/03 о прекращении действия инвестиционного договора и аннулировании выданного свидетельства серии 06 N 023 от 02.11.2015 в соответствии с пунктами 2.1.4, 2.4.2 и 4.2.1 инвестиционного договора.
Несогласие Общества с прекращением инвестиционного договора, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительства правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права на объект инвестиций.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право на односторонний отказ от договора (исполнение договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", в соответствии со статьей 310 и пунктом 3 статьи 450 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в настоящем постановлении. Для того чтобы договор прекратил свое действие, стороне достаточно лишь заявить своему контрагенту об отказе от исполнения договора. Поэтому для реализации права одностороннего отказа от договора не требуется обращения в суд с иском о его расторжении. Договор считается расторгнутым с момента, когда сторона, наделенная в силу закона правом на односторонний отказ от договора, доведет свое решение до контрагента.
Условиями инвестиционного договора (пункт 2.1.2.) предусмотрено право Министерства экономического развития отказаться от исполнения договора одностороннем порядке при нарушении инвестором условий, предусмотренных в пункте 2.1 договора, в том числе не обеспечение качественного строительства и ввод в эксплуатацию объекта строительства с (пункт 4.2.1.).
Поскольку Общество (инвестором) допущено неисполнение условий инвестиционного договора, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности решения и направления Министерством экономического развития письма от 19.11.2019 N 3254/03 о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора.
Доказательств исполнения инвестиционного договора Обществом не представлено.
Факт получения Обществом уведомления об одностороннем расторжении договора и нарушение условий инвестиционного соглашения, указанного в пункте 2.1.2 договора, подтверждается материалами дела и не оспаривается им.
Согласно правилу пункта 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора влечет прекращение обязательств сторон.
Доводы Общества о расторжении Министерством экономического развития инвестиционного договора без предварительного согласования с Правительством Республики Ингушетия, подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, решение о прекращении в одностороннем порядке действия инвестиционного договора, принято комиссией, в том числе с участием представителей Правительства Республики Ингушетия, выраженное в акте проверки от 22.08.2019. Указанное обстоятельство подтверждает согласованность действий Министерства экономического развития с Правительством Республики Ингушетия, в составе которого и осуществляет свои полномочия Министерство.
Подлежит отклонению довод Общества об отсутствии в решении Министерства экономического развития, выраженное в письме от 19.11.2019 N 3254/03 не содержит реквизитов его согласования с Правительством Республики Ингушетия. Обязательность внесения в текст письма от 19.11.2019 N 3254/03, реквизитов согласования с Правительством Республики Ингушетия не предусмотрено нормативными актами, регламентирующие порядок направления Министерством уведомления (письма) о прекращении инвестиционного договора. Решение правительственной комиссии содержится в акте комиссионной проверки от 22.08.2019. Комиссия образована на основании распоряжения Правительства Республики Ингушетия и являлась рабочей группой, состоящая из представителей различных организаций, в том числе из представителей Правительства Республики Ингушетия. Доказательств несоответствия выводов правительственной комиссии, изложенной в акте от 22.08.2019 обстоятельствам дела, Обществом не представлено.
Довод Общества об отсутствии в акте от 22.08.2019 подписей всех его членов, не является обстоятельством определяющим согласование с Правительством Республики Ингушетия иного документа. Отсутствие подписей всех членов комиссии не влияет на фактически обстоятельства, установленные в акте от 22.08.2019, который подписан другими членами комиссии.
Довод Общества о том, что несогласованность решения о прекращении инвестиционного договора исключает возможность взыскания с Общества суммы недополученных бюджетом Республики Ингушетия налогов, не является предметом спора по настоящему делу.
В связи с изложенным суд считает требования Общества необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.07.2020 по делу N А18-2841/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2841/2019
Истец: ООО "АРТИС ПЛАЗА ОТЕЛЬ", Правительство РИ
Третье лицо: МИФНС N 1 по РИ, Министерство экономики, промышленности, торговли и туризма РИ, Правительство РИ
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-258/2021
21.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-502/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-2841/19
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4682/20
10.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-502/20