г. Краснодар |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А53-1390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" (ИНН 0816016527, ОГРН 1110816002395) и заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 11695 0, 10639 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А53-1390/2020, установил следующее.
ООО "КомсомольскНефть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление) о признании недействительными предписания от 04.12.2019 N В28/11-2019, акта проверки от 04.12.2019 N В28/11-2019.
Решением суда от 16.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.11.2020, производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 04.12.2019 N В28/11-2019 прекращено, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для выдачи предписания, несоблюдением обществом требований рационального использования и охране недр.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на отсутствие события и состава вмененного правонарушения, истечение срока давности привлечения к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление провело внеплановую выездную проверку общества, выявило недропользование Комсомольского, Северо-Комсомольского и Кумо-Манычского участков с нарушением условий лицензий ЭЛИ 00379 НЭ, ЭЛИ 00380 НЭ и ЭЛИ 00390 НP:
- добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-73%);
ввод в эксплуатацию неработающих (ликвидированных) скважин N 7 и 9 не осуществлен; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствие замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; научное изучение и сопровождение разработки Комсомольского месторождения не проводится; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и попутного нефтяного газа Комсомольского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебита газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется (в отношении Комсомольского участка недр);
- добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-89%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям проекта не соответствует и считается невыполненным; действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 4 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; мероприятия по вводу в эксплуатацию неработающих скважин проведены не в полном объеме; эксплуатационный фонд скважин на 31.12.2018 составлял 29 скважин, бездействующий - 22 скважины (76% от эксплуатационного), что превышает допустимую величину; документы, подтверждающие научное сопровождение Северо-Комсомольского месторождения, не представлены; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствие замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа и конденсата Северо-Комсомольского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебита газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется (в отношении Северо-Комсомольского участка недр);
- не выполнены условия пользования недрами, предусмотренные лицензией ЭЛИ 00390 HP, в части подготовки и утверждения в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, получившей положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах (далее - Закон о недрах) (в отношении Кумо-Манычского участка недр).
Управление сделало вывод о том, что обществом не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
На участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствие замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к недостоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Добытые полезные ископаемые из недр подлежат оплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме. Неизвлечение запасов полезных ископаемых при разработке месторождения из недр, состоящих на государственном балансе, влечет утрату запасов полезных ископаемых.
Кроме того, проверкой выявлено причинение вреда окружающей среде (почвам) - при эксплуатации производственного объекта (Северо-Комсомольского нефтяного месторождения) почва загрязнена нефтепродуктами, из-за чего произошла порча земель.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019, по ее результатам обществу выдано предписание от 04.12.2019 N В-28/11-2019 об устранении до 02.03.2020 перечисленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общество обжаловало предписание и акт проверки в арбитражный суд.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд правильно применил положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о недрах, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71, и Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, и счел подтвержденным наличие перечисленных нарушений условий лицензий ЭЛИ 00379 НЭ, ЭЛИ 00380 НЭ и ЭЛИ 00390 НP в части пользования недрами Комсомольского, Северо-Комсомольского и Кумо-Манычского участков недр.
Постановлением от 23.12.2019 N В-28.2/11-2019 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа. Судебными актами по делу N А53-76/2020 оно признано законным и обоснованным.
Доводы общества о нарушении управлением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и порядка проведения внеплановой проверки получили надлежащую правовую оценку суда.
Суд также обоснованно отклонил ссылку общества на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкии от 31.10.2019 по делу N 12-26/2019.
Предписание содержит конкретные требования и четкую формулировку действий. Общество не представило доказательства невозможности его исполнения, за разъяснением в управление не обращалось. Суд счел достаточным срок исполнения предписания.
Жалоба не содержит возражения по существу рассмотренного в рамках настоящего дела спора. В ней перечислены только доводы о неправомерности привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях, что не соотносится с предметом заявленного по делу требования.
В части прекращения производства по делу в отношении оспаривания акта проверки от 04.12.2019 N В28/11-2019 доводы жалобы также не содержат возражения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А53-1390/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.