город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2020 г. |
дело N А53-1390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии: от ООО "КомсомольскНефть": посредством систем веб-конференции ИС "КАД" Петрова А.В. по доверенности от 01.04.2019,
от МРУ Росприроднадзора: Помниковой О.И. по доверенности от 27.12.2019 N 170-СЗ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16.07.2020 по делу N А53-1390/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть"
к Межрегиональному Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
о признании незаконным предписания, акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" (далее - ООО "КомсомольскНефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - МРУ Росприроднадзора, управление) от 04.12.2019 N В28/11-2019 об устранении выявленных нарушений; отмене акта проверки от 04.12.2019 N В28/11-2019.
Решением от 16.07.2020, с учетом определения об исправлении опечатки от 21.10.2020, суд прекратил производство по делу в части требований о признании незаконным акта проверки от 04.12.2019 N В 28/11-2019. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КомсомольскНефть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что проверка проведена в отсутствие оснований предусмотренных требованиями Закона N 294-ФЗ; конкретных сведений о фактах причинения вреда либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в письме УФСБ не содержится. Судом Черноземельского районного суда Республики Калмыкия в решении по делу N 12- 26/2019 от 31.10.2019 установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N294-ФЗ и п. 47 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2019, а именно установлено, что для проведения проверки основания для проведения проверки в период с 03 июня 2019 года по 01 июля 2019 года отсутствовали. Административным органом нарушен п. 1 ст. 15 Закона N294-ФЗ - административный орган не имел права проверять выполнение обязательных требований возложенных на ООО "КомсомольскНефть", поскольку их проверка не возложена на Межрайонное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия. Также административный орган не предоставил в адрес ООО "КомсомольскНефть" акт о невозможности проведения проверки N В19/06- 2019 от 01.07.2019, что является грубым нарушением Закона N294-ФЗ. Предписание является неисполнимым, не содержит конкретных действий, которые необходимо выполнить. Пункты 8, 19 предписания являются неисполнимыми, поскольку невозможно установить адресата получателя документации, периода за который необходимо предоставить документацию, а также невозможно установить процедуру восстановления документации в случае ее отсутствия за прошлый период, в случае установления обществом таких фактов.
Представитель ООО "КомсомольскНефть" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель общества пояснил, что организация обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных по делу требований.
В части прекращения производства по делу решение суда не оспорено.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам ранее представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия поступило письмо Прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 N 7-24-2019 о выявлении в ходе оперативно-розыскных мероприятий фактов добычи нефти обществом с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" в 2016-2018г.г. с нарушением законодательства.
На основании письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12.04.2019 N 63/5003, а также мотивированного представления от 20.05.2019 о назначении внеплановой выездной проверки управлением издан приказ от 20.05.2019 N 109 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "КомсомольскНефть" в период с 03.06.2019 по 01.07.2019 по месту фактического осуществления деятельности, который согласован с Прокуратурой Республики Калмыкия.
Уведомление от 23.05.2019 N 10-2/1180 о проведении проверки, а также копия приказа направлены в адрес ООО "КомсомольскНефть", документы получены обществом 03.06.2019 (отправление N 35800035036434). Кроме того управлением была направлена телеграмма в адрес ООО "КомсомольскНефть" от 30.05.2019 N 10-2/1270, которая не была получена.
01.07.2019 должностными лицами управления был составлен акт о невозможности проведения проверки юридического лица - ООО "КомсомольскНефть" N В-19/06-2019 ввиду отсутствия законного представителя и уполномоченных лиц ООО "КомсомольскНефть", а также не допуска на территорию по месту фактического осуществления деятельности - 359250, Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Комсомольский, ул. Северная д.27.
Управлением был издан приказ от 30.09.2019 N 221 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "КомсомольскНефть" в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 по месту фактического осуществления деятельности ООО "КомсомольскНефть".
Уведомление от 02.10.2019 N 10-2/2348 о проведении проверки, а также копия приказа были направлены в адрес ООО "КомсомольскНефть" и получены обществом 04.10.2019.
В соответствии с приказом управления от 30.09.2019 N 221, приказом управления от 28.10.2019 N 421/КНД в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 в отношении ООО "КомсомольскНефть" по месту фактического осуществления деятельности - 359250, Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Комсомольский, ул. Северная д.27 была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований законодательства РФ в сфере недропользования и охраны окружающей среды.
Проверка проведена в присутствии представителя общества Котляревского А.С., действующего на основании доверенности N 62 от 04.12.2019.
В ходе проверки установлено, что были допущены нарушения, а именно:
Лицензия ЭЛИ 00379 НЭ (Комсомольский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-73%); ввод в эксплуатацию неработающих (ликвидированных) скважин N 7 и N 9 не осуществлен; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования. Проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; научное изучение и сопровождение разработки Комсомольского месторождения не проводится; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и попутного нефтяного газа Комсомольского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.
Лицензия ЭЛИ 00380 НЭ (Северо-Комсомольский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-89%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненным; действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 4 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; мероприятия по вводу в эксплуатацию неработающих скважин проведены не в полном объеме; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составлял 29 скважин, бездействующий фонд составляет 22 скважины или 76% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; документы, подтверждающие научное сопровождение Северо-Комсомольского месторождения, не представлены; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения. Оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа и конденсата Северо-Комсомольского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.
Лицензия ЭЛИ 00390 НP (Кумо-Манычский участок недр): не выполнены условия пользования недрами предусмотренные лицензией ЭЛИ 00390 HP в части подготовки и утверждения в установленном порядке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, получившей положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах.
Управление пришло к выводу, что пользователем недр ООО "КомсомольскНефть" не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Также установлено, что на участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствие замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к не достоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Добытые полезные ископаемые из недр подлежат оплате в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации. Соответственно уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме, что привело к причинению ущерба государству. Не извлечение запасов полезных ископаемых при разработке месторождения из недр, которые состоят на государственном балансе, влечет утрату запасов полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 14.9. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.
Кроме этого, при проведении проверки установлен факт причинения вреда окружающей среде (почвам) - при эксплуатации производственного объекта Северо-Комсомольского нефтяного месторождения допущены факты загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель. Данные правонарушения подтверждаются протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 19.11.2019 N 733 гк и экспертным заключением от 20.11.2019 N 742 эксперта Федоровой И.В.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019.
По результатам проверки также обществу выдано предписание от 04.12.2019 N В-28/11-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сроком устранения нарушений до 02.03.2020.
Копия акта проверки и предписания получены представителем ООО "КомсомольскНефть" Котлярковским А.С. 04.12.2019 лично.
В связи с выявленными нарушениями общество было привлечено к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2020 по делу N А53-76/2020 было отказано в удовлетворении требований ООО "КомсомольскНефть" о признании незаконным и отмене постановления N В-28.2/11-2019 от 23.12.2019 о привлечении к административной ответственности ООО "КомсомольскНефть" по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая незаконным предписание управления, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа.
Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 статьи 2.3 Закона N 2395-1).
Согласно статье 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В соответствии со статьей 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесённых к государственной тайне.
В силу статьи 23 Закона N 2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил охраны недр, утверждённых постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Подпунктом 2 пункта 3 названных Правил охраны недр, установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 названных Правил охраны недр, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрам.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 5.15 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила), пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.
В соответствии с п. 13.8 Правил, эксплуатация установок подготовки нефти, газа и конденсата проводится в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами.
В соответствии с п. 14.1 Правил, оперативный учет добытой нефти по скважинам осуществляют на основании данных замера дебита скважин по жидкости с помощью замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени и процентного содержания попутно добываемой воды с применением сертифицированного оборудования.
В соответствии с пп. 14.3, 14.4, 14.5 Правил, оперативный учет добычи газа и конденсата, добываемых попутно с нефтью, осуществляют на основании учета добычи нефти и суммы замеров газа и конденсата на газовых линиях всех ступеней сепарации с учетом объема газа, оставшегося в нефти после последней ступени сепарации. Замеры газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа производят по графику, составленному в соответствии с комплексом промысловых гидродинамических исследований, предусмотренных в техническом проекте разработки месторождения. График замеров утверждается пользователем недр.
В соответствии с п. 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5 Правил, установлен перечень документации по разработке месторождения и эксплуатации скважин. Документация, ведущаяся пользователем недр, должна соответствовать установленным единым формам и храниться на бумажных, магнитных, электронных или оптических носителях. По видам документация подразделяется на первичную, сводную и обобщающую. Первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем.
К основным первичным документам относятся: акты опробования и испытания скважин; описание кернового материала; отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы); результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов); результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды; данные литологофациальных исследований пластов; журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о перфорации скважин; акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил охраны недр, утверждённых постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Подпунктом 2 пункта 3 названных Правил охраны недр, установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 названных Правил охраны недр, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрам. Согласно подпункту 8 пункта 3 Правил охраны недр, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ООО "КомсомольскНефть" является пользователем недр по лицензии: ЭЛИ 00379 НЭ (Комсомольский участок недр), ЭЛИ 00380 НЭ (Северо-Комсомольский участок недр), ЭЛИ 00390 НP (Кумо-Манычский участок недр).
Материалами проверки подтверждено, что ООО "КомсомольскНефть" не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, при осуществлении деятельности причиняет вред окружающей среде (почвам) при эксплуатации производственных объектов. Кроме того, ООО "КомсомольскНефть", на участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствии замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к не достоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Добытые полезные ископаемые из недр подлежат уплате в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации. Соответственно уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме, что привлекло к причинению ущерба государству. Не извлечение запасов полезных ископаемых при разработке месторождения из недр, которые состоят на государственном балансе, влечет утрату запасов полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 14.9. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.
Данные нарушения подтверждаются актом проверки N В-28/11-2019, протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Астраханской области от 19.11.2019 N 733 гк и экспертным заключением от 20.11.2019 N 742 эксперта Федоровой И.В.. Кроме того указанные факты являлись предметом рассмотрения Арбитражного суда Ростовской области при разрешении заявления общества о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статьей 7.3.КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что проверка проведена в отсутствие оснований предусмотренных требованиями Закона N 294-ФЗ; конкретных сведений о фактах причинения вреда либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в письме УФСБ не содержится.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В целях реализации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, а также оптимизации процесса контрольно-надзорной деятельности внесены изменения в приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.04.2014 N 262 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности" (с изменениями от 14.05.2019).
Положение о Межрегиональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - Положение) утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 N 478. В соответствии с Положением управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ростовской области и Республике Калмыкия, а также в Каспийском море.
Согласно пункту 4.1.1. Положения управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года N 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Территориальными органами Росприроднадзора являются управления в соответствующих субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр) требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, в целях устранения нарушения закона, содержит ссылки на административный материал, основание вынесения, описание нарушения, нарушенные нормы законодательства, срок устранения.
Проверка проведена в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ, а также ранее выданного Акта о невозможности проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01.07.2019 N В-18/06-2019, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2019 N 10-2/2348 и копия приказа о проведении проверки от 30.09.2019 N 221 направлены почтовой корреспонденцией на юридический адрес ООО "КомсомольскНефть" - 359240, Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Комсомольский, ул. Северная д. 27. Уведомление о проведении проверки было вручено 04 октября 2019 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (вход. N 3681 от 07.10.2019).
Акт внеплановой выездной проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019 вместе с приложением к акту проверки вручен доверенному представителю ООО "КомсомольскНефть" Котляревскому А.С., что подтверждается подписью Котляревского А.С. в акте проверки. Предписание об устранении выявленных нарушений от 04.12.2019 N В-28/11-2019 также вручен доверенному представителю ООО "КомсомольскНефть" Котляревскому А.С, что подтверждается подписью Котляревского А.С. в предписании.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки являлись обращение Управления ФСБ России по Республике Калмыкия (от 12.04.2019 N 63/5003) и мотивированное представление о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019.
Предварительно управлением проведен анализ информации Управления ФСБ России по Республике Калмыкия на основании следующих документов, находящихся в распоряжении управления: копии отчета по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год; копии сведений о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья по форме федерального статистического наблюдения N 1-ЛС за 2018 год; копии отчетов о работе добывающих скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; копии справок о состоянии фонда скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; лицензии ЭЛИ 00379 НЭ (Комсомольский участок недр), ЭЛИ 00380 НЭ (Северо-Комсомольский участок недр), ЭЛИ 00390 HP (Кумо-Манычский участок недр) с приложениями.
По итогам анализа информации Управления ФСБ России по Республике Калмыкия и документов, находящихся в распоряжении управления, управлением составлено мотивированное заключение от 20.05.2019 с выводом о наличии угрозы причинения вреда окружающей среде.
Мотивированное представление о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019, копия приказа на проведение внеплановой проверки от 20.05.2019 N 110 и другие документы были направлены в Прокуратуру Республики Калмыкия для согласования, что подтверждается заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 20.05.2019 N 09-2/1130.
Решением Прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 внеплановая выездная проверка была согласована.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонена повторенная в апелляционной жалобе ссылка ООО "КомсомольскНефть" на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкии по делу N 12-26/2019 от 31.10.2019.
В рамках настоящего спора мотивированное представление имеется в приложениях к акту о невозможности проведения проверки от 01.07.2019 N В-19/06-2019 и к акту внеплановой выездной проверки от 04.12.2019 N В-28/11-2019, а также в материалах дела N В-28.11/11 -2019.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы общества о том, что пункты 8, 19 предписания являются неисполнимыми, поскольку невозможно установить адресата получателя документации, периода за который необходимо предоставить документацию, а также невозможно установить процедуру восстановления документации в случае ее отсутствия за прошлый период, в случае установления обществом таких фактов.
В предписании приведены нарушения и указано необходимость их устранения. При этом предписание не содержит требования о восстановлении документации за прошедший период.
Как правильно указано судом первой инстанции, совершение действий по приведению документооборота в соответствие с требованиями законодательства, устранения негативных последствий нарушения экологического законодательства зависит непосредственно от воли самого общества, направленной на исполнение действующего законодательства в указанной области, регламентирующего нарушенные отношения.
При этом, обществом не представлено доказательств обращения к административному органу с ходатайством о разъяснении положений и способов исполнения предписания.
Таким образом, оспариваемое предписание от 04.12.2019 N В-28/11-2019 является исполнимым и направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.
Суд также учитывает, что обществом в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих выявленные в ходе проверки нарушения.
Предписание от N В28/11-2019 от 04.12.2019 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, в связи с чем предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
В части прекращения производства по делу решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что в силу части 5 статьи 268 АПК РФ исключает проверку решения суда в соответствующей части судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 16.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 по делу N А53-1390/2020 в обжалуемой части, с учетом определения об исправлении опечатки от 21.10.2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1390/2020
Истец: ООО "КОМСОМОЛЬСКНЕФТЬ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-822/2021
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-822/2021
24.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13405/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-1390/20