г. Краснодар |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А32-31180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Чаплыгина Александра Николаевича (ИНН 781611874935, ОГРНИП 308784713400119) - Юдиной К.С. (доверенность от 02.07.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Шапаренко К.А. (доверенность от 18.01.2021), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Темрюкский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А32-31180/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Чаплыгин Александр Николаевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ от 21.03.2019 N 5211305/19-33-24 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53;
- обязать департамент направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Заявление основано на положениях статей 27, 39.3, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 23, 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Требования мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 предпринимателю, являющемуся собственником расположенного на нем недвижимого имущества.
В производстве Арбитражного суда Краснодарского края находилось также дело N А32-31851/2019, в рамках которого рассматривались аналогичные требования предпринимателя к уполномоченному органу о признании незаконным отказа департамента от 22.03.2019 N 52-11548/19-31-24 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:52.
Определением от 03.09.2019 суд объединил дела N А32-31180/2019 и N А32-31851/2019, объединенному делу присвоен номер А32-31180/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020, требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы департамента, изложенные в письмах от 21.03.2019 N 52-11305/19-33-24, от 22.03.2019 N 52-11548/19-31-24. На уполномоченный орган возложена обязанность по подготовке и направлению предпринимателю проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1001001:53 и 23:30:1001001:52.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды первой и апелляционной инстанции необоснованно отклонили довод департамента о несоответствии разрешенного использования испрашиваемых земельных участков заявленным целям их использования. В соответствии с Правилами земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001А001:52 расположен в границе территориальной зоны "ИТ-1" - зоны инженерной инфраструктуры. При этом в территориальных зонах инженерной инфраструктуры и зеленых насаждений санитарно-защитного назначения использование земельных участков в целях сельскохозяйственного производства не предусмотрено ни основными, ни вспомогательными, ни условно-разрешенными видами использования. Является недопустимым вывод судов о принятии во внимание решения администрации о планируемом изменении территориального зонирования спорных земельных участков в соответствии с их фактическим использованием и функциональным зонированием, предусмотренным Генеральным планом. В настоящее время в Правилах содержатся сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:52 в границе территориальной зоны "ИТ-1" (зона инженерной инфраструктуры). Судебные инстанции необоснованно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001001:53 может быть предоставлен в частную собственность. В границах данного участка расположен источник водоснабжения, требующий организации зоны санитарной охраны. Судами не учтено, что данный спор должен рассматриваться исходя из тех документов, которые имелись у департамента на момент вынесения отказа. Судебные инстанции не приняли во внимание довод уполномоченного органа о том, что разрушенные объекты не могут служить основанием для предоставления земельного участка в собственность. Из фотоматериалов к акту обследования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:52 следует, что часть зданий утратили свое назначение ввиду разрушения. Суды неправомерно приняли заключение эксперта по обоснованию площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости. Если исключить из площади застройки навес (литера Г), ограждение (забор, ворота, калитка), бетонное покрытие (площадка для стоянки сельскохозяйственных машин), общая площадь которых составляет 1625,8 кв. м, то площадь застройки составит менее 25 % от площади испрашиваемого земельного участка. При этом департамент неоднократно указывал в судебных заседаниях, что общая площадь объектов капитального строительства, находящихся в собственности заявителя и расположенных на земельном участке, равна 2434,7 кв. м (без учета площади застройки), что составляет 10% от общей площади земельного участка, составляющей 23 245 кв. м.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, ссылки уполномоченного органа на необоснованность отклонения его довода о несоответствии разрешенного использования испрашиваемых земельных участков заявленным целям их использования, неправомерны. Материалы дела подтверждают несоответствие Правил в части градостроительного зонирования испрашиваемых участков Генеральному плану. Следовательно, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства данные Правила не подлежат применению, а правовой режим земельных участков определяется по указанному в ЕГРН разрешенному их использованию, установленному на основании решения уполномоченного органа и соответствующему Генеральному плану. Таким образом, правовой режим спорных участков правомерно определен судами исходя из их разрешенного использования, указанного в ЕГРН, а не в Правилах. Довод департамента о невозможности предоставления участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 в частную собственность ввиду установленных ограничений, несостоятелен. Указанный участок не расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а источник водоснабжения, требующий создания зоны санитарной охраны, в границах участка не планируется. Ссылки уполномоченного органа на необходимость принятия во внимание судами состояния объектов, исключающего предоставление земельного участка в собственность предпринимателя, не основаны на материалах дела и отсутствовали в оспариваемом заявителем решении департамента. Довод о неправомерности принятия судами заключения эксперта по обоснованию площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, не основан на действующих правовых нормах и направлен на переоценку указанного заключения. Департамент не учитывает различие между понятием площадь здания, указываемой в ЕГРН, и площадь застройки здания, учитываемой в соответствии с нормативами градостроительного проектирования при расчете площади земельного участка, необходимого для его функционального использования. Ссылка департамента на то, что расположенные на спорных участках объекты недвижимости с 2014 года состоят на кадастровом учете как самостоятельные объекты, не имеет правового значения для определения площади, необходимой для обеспечения их функционального использования. В указанную площадь согласно краевым нормативам градостроительного проектирования включается площади застройки не только зданий, но и сооружений всех видов. Кроме того, расположенные на каждом из участков здания и сооружения технологически и функционально связаны в имущественные комплексы и используются по общему для них назначению.
От администрации отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 23:30:1001001:52 площадью 6751 кв. м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, х. Белый, ул. Гаражная, 1; с кадастровым номером 23:30:1001001:53 площадью 23 245 кв. м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, х. Белый, ул. Гаражная, 3.
Данные участки сформированы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:51 в соответствии с поручениями департамента от 08.08.2007 N 52-12119/07-31.04 и от 04.10.2007 N 52-14890/07-31.04.
Проект границ раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:51, установивший границы спорных участков, утвержден департаментом 21.09.2007 и согласован территориальным отделом по Темрюкскому району управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости 23.09.2007. Кадастровые номера 23:30:1001001:52 и 23:30:1001001:53 присвоены земельным участкам 22.10.2007.
Фактическое использование участков на момент их образования, указанное в Едином государственном реестре земель кадастрового района - для сельскохозяйственного производства, разрешенное использование, указанное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество - для сельскохозяйственного производства.
Приказом департамента от 09.07.2009 N 67-з данные участки были предоставлены в аренду СК "Радуга" для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимого имущества.
На земельном участке площадью 6751 кв. м с кадастровым номером 23:30:1001001:52 расположены следующие здания и сооружения: одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1959, инвентарный номер 30085, литера Ж) площадью 655,6 кв. м, 1989 года постройки (здание гаражей); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1956, инвентарный номер 30085, литера Е) площадью 100,2 кв. м, 1973 года постройки; одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1382, инвентарный номер 30085, литера А) площадью 96,7 кв. м, 1970 года постройки (административное здание); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1957, инвентарный номер 30085, литера Б) площадью 51 кв. м, 1970 года постройки (здание гаражей); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1960, инвентарный номер 30085, литера В) площадью 231,8 кв. м, 1972 года постройки (здание гаражей); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1958, инвентарный номер 30085, литера Д) площадью 132,7 кв. м, 1973 года постройки (здание гаражей); уборная (инвентарный номер 30085, литера Г); смотровая автомобильная яма (инвентарный номер 30085); ограждение (инвентарный номер 30085); замощенная площадка для стоянки подвижного состава (инвентарный номер 30085).
Указанные объекты принадлежат заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи зданий автогаража от 29.09.2010, заключенного им с ООО "Эй Джи Ви Активити", и дополнительных соглашений от 29.09.2010 N 1 и от 01.10.2010 N 2. Имущество передано предпринимателю по актам от 04.10.2010 и от 14.10.2010.
Право собственности предпринимателя на имущественный комплекс автогаража зарегистрировано в ЕГРН 02.11.2010 (условный номер 23-23-44/018/2008-209, запись государственной регистрации права N 23-23-44/060/2010-231).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права и выпискам из ЕГРН право собственности предпринимателя на здания зарегистрировано 03.02.2016 (номера записей: 23-23/044-23/044/010/2016-060/1, 23-23/044-23/044/010/2016-058/1, 23-23/044-23/044/010/2016-066/1, 23-23/044-23/044/010/2016-062/1, 23-23/044-23/044/010/2016-068/1, 23-23/044-23/044/010/2016-064/1).
На земельном участке площадью 23 245 кв. м с кадастровым номером 23:30:1001001:53 расположены следующие здания и сооружения: одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1979, инвентарный номер 31556, литера Д) площадью 407,8 кв. м, 1978 года постройки (котельная); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1978, инвентарный номер 31556, литера В) площадью 47,2 кв. м, 1982 года постройки (автомойка); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:2405, инвентарный номер 31556, литера Г1) площадью 8 кв. м (уборная); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1977, инвентарный номер 31556, литера Ж) площадью 61,6 кв. м, 1970 года постройки (бойня); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1981, инвентарный номер 31556, литера И) площадью 113 кв. м, 1983 года постройки (склад); одноэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1980, инвентарный номер 31556, литера Б) площадью 497,4 кв. м, 1982 года постройки (склад запчастей); двухэтажное нежилое здание (кадастровый номер 23:30:1001004:1363, инвентарный номер 31556, литера А) площадью 1299,7 кв. м, 1978 года постройки (машино-тракторные ремонтные мастерские); навес (инвентарный номер 31556, литера Г); ограждение (забор, ворота, калитка; инвентарный номер 31556); площадка для отстоя сельхозтехники (инвентарный номер 31556); столбы с линией электропередачи (инвентарный номер 31556); водопровод (инвентарный номер 31556); канализация (инвентарный номер 31556).
Указанные объекты принадлежат предпринимателю на праве собственности на основании договора купли-продажи зданий машино-тракторных мастерских от 29.09.2010, заключенного им с ООО "Эй Джи Ви Активити", и дополнительных соглашений от 29.09.2010 N 1 и от 01.10.2010 N 2. Данное имущество передано предпринимателю по актам от 04.10.2010 и от 14.10.2010.
Право собственности на имущественный комплекс машино-тракторных мастерских за заявителем зарегистрировано в ЕГРН 02.11.2010 (условный номер 23-23-44/018/2008-206, запись государственной регистрации права N 23-23-44/060/2010-230).
Согласно имеющимся в деле свидетельствам о государственной регистрации права и выпискам из ЕГРН права собственности предпринимателя на объекты зарегистрированы 13.08.2014 (номера записей: 23-2344/067/2014-334, 23-23-44/067/2014-336, 23-23-44/067/2014-331, 23-23-44/067/2014-332, 2323-44/067/2014-330, 23-23-44/067/2014-333, 23-23-44/067/2014-335).
Как собственник зданий и сооружений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1001001:52 и 23:30:1001001:53, предприниматель 20.02.2019 обратился в департамент с заявлениями о предоставлении этих участков в собственность за плату для сельскохозяйственного производства.
Письмами от 21.03.2019 N 52-11305/19-33-24 и от 22.03.2019 N 52-11548/19-31-24 департамент отказал предпринимателю в предоставлении земельных участков в собственность. Уполномоченный орган в обоснование отказов указал следующее. В соответствии с Правилами земельные участки расположены в границах территориальной зоны, не предусматривающей их использование в целях сельскохозяйственного производства. У департамента отсутствуют сведения о возможности использования земельных участков в целях эксплуатации расположенных на них объектов без приведения вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с территориальной зоной, установленной градостроительным регламентом. При этом земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 департамент также сослался на наличие в Схеме территориального планирования муниципального образования Темрюкский район сведений о расположении в границах данного участка источника водоснабжения, требующего организации зоны санитарной охраны. В Генеральном плане Краснострельского сельского поселения имеются сведения о том, что границы указанного участка пересекают главные улицы в жилой застройке, и что земельный участок частично расположен на территории зеленых насаждений санитарно-защитного назначения. Заявитель надлежаще не обосновал площадь испрашиваемого участка и ее соответствие нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность отказов уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельных участков, нарушающих его права (интересы) как собственника недвижимого имущества, оспорил их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Отнесение конкретных объектов капитального строительства к объектам недвижимости обусловлено наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи (статья 135 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2, бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его приобрести.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение его без проведения торгов (пункт 1); указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении (пункт 6); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Кодекса).
В связи с наличием разногласий по вопросу о соразмерности площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53, испрашиваемого предпринимателем, площади объектов, размещенных в границах данного земельного участка, судом первой инстанции по ходатайству заявителя назначалась судебная землеустроительная экспертиза.
В экспертном заключении от 20.01.2020 N ЭК-2020-01-003 содержится вывод о том, что площадь участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 (23 245 кв. м), занятая зданиями и сооружениями, является необходимой для их использования в целях обеспечения сельскохозяйственного производства и соответствует нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края для данного вида деятельности. Также эксперт указал, что площадь земельного участка соответствует требованиям Правил для территориальной зоны ИТ-1 "Зона объектов инженерной инфраструктуры". Эксперт отметил в заключении, что расположенные на участке объекты предпринимателя по своим функциональным характеристикам представляют собой совокупность объединенных единым сельскохозяйственным назначением и технологически взаимосвязанных зданий и сооружений, включая линейные объекты (воздушная линия электропередач, водопровод, канализация), то есть фактически составляют единый недвижимый комплекс. Следовательно, указанные объекты технически соответствуют понятию единый недвижимый комплекс.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у департамента законных оснований для отказа в предоставлении предпринимателю земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1001001:52 и 23:30:1001001:53. Материалы дела подтверждают необходимость в использовании испрашиваемых земельных участков с учетом осуществляемой на них деятельности (для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, представляющих совокупность объединенных единым сельскохозяйственным назначением и технологически взаимосвязанных зданий и сооружений). Доводы уполномоченного органа об обратном не опровергают представленные заявителем доказательства и выводы судебного эксперта. Назначение и фактическое использование зданий и сооружений (обеспечение сельскохозяйственного производства), расположенных на спорных участках, отвечает разрешенному использованию этих земельных участков и согласуется с действующим Генеральным планом. Испрашиваемые предпринимателем земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1001001:52 и 23:30:1001001:53 не ограничены в обороте. Спорные участки не находятся в границах зон с особыми условиями использования территорий, либо в границы зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения. Территории общего пользования в границах земельных участков отсутствуют, границы которых не пересекают границы населенного пункта. Доказательств невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемых им в собственность земельных участков ввиду утраты частью зданий своего функционального назначения (в связи с их разрушением) материалы дела не содержат. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали отказы департамента не соответствующим закону и нарушающими права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на департамент обязанности по подготовке и направлению предпринимателю проекта договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1001001:52 и 23:30:1001001:53.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе департамент приводит следующие доводы. В территориальных зонах инженерной инфраструктуры и зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, установленных Правилами, использование спорных участков в целях сельскохозяйственного производства не предусмотрено. Таким образом, разрешенное использование испрашиваемых земельных участков не соответствует заявленным целям их использования. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001001:53 ограничен в обороте, поскольку в его границах расположен источник водоснабжения, требующий организации зоны санитарной охраны. Принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости находятся в разрушенном состоянии и не могут служить основанием для предоставления участка в собственность. Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 существенно завышена по отношению к площади расположенных на нем объектов недвижимости, что вызывает сомнение в обоснованности выводов эксперта, содержащихся в заключении от 20.01.2020 N ЭК-2020-01-003. Однако эти доводы были заявлены уполномоченным органом при разрешении спора, они проверялись судами первой и апелляционной инстанций, которыми были мотивировано (со ссылкой на нормы действующего законодательства и имеющиеся в деле материалы) отклонены. Обстоятельства, на которые в жалобе ссылается департамент, были отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу об отсутствии законных оснований для применения к спорным правоотношениям норм статьи 39.16 Земельного кодекса.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - постановление от 30.06.2020 N 13) разъяснено следующее. С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, не допускается.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2020 по ходатайству департамента исполнение судебных актов приостановлено на срок до окончания рассмотрения кассационной жалобы. Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления от 30.06.2020 N 13, с учетом срока приостановления исполнения судебного акта (часть 4 статьи 283 Кодекса), на отмену приостановления исполнения указывается в постановлении суда кассационной инстанции, принимаемом по результатам рассмотрения кассационной жалобы, либо в отдельном определении.
Руководствуясь статьями 274, 283, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А32-31180/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 25.06.2020 и постановления апелляционного суда от 14.10.2020, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе департамент приводит следующие доводы. В территориальных зонах инженерной инфраструктуры и зеленых насаждений санитарно-защитного назначения, установленных Правилами, использование спорных участков в целях сельскохозяйственного производства не предусмотрено. Таким образом, разрешенное использование испрашиваемых земельных участков не соответствует заявленным целям их использования. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001001:53 ограничен в обороте, поскольку в его границах расположен источник водоснабжения, требующий организации зоны санитарной охраны. Принадлежащие предпринимателю объекты недвижимости находятся в разрушенном состоянии и не могут служить основанием для предоставления участка в собственность. Кроме того, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001001:53 существенно завышена по отношению к площади расположенных на нем объектов недвижимости, что вызывает сомнение в обоснованности выводов эксперта, содержащихся в заключении от 20.01.2020 N ЭК-2020-01-003. Однако эти доводы были заявлены уполномоченным органом при разрешении спора, они проверялись судами первой и апелляционной инстанций, которыми были мотивировано (со ссылкой на нормы действующего законодательства и имеющиеся в деле материалы) отклонены. Обстоятельства, на которые в жалобе ссылается департамент, были отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу об отсутствии законных оснований для применения к спорным правоотношениям норм статьи 39.16 Земельного кодекса.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2020 по ходатайству департамента исполнение судебных актов приостановлено на срок до окончания рассмотрения кассационной жалобы. Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления от 30.06.2020 N 13, с учетом срока приостановления исполнения судебного акта (часть 4 статьи 283 Кодекса), на отмену приостановления исполнения указывается в постановлении суда кассационной инстанции, принимаемом по результатам рассмотрения кассационной жалобы, либо в отдельном определении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф08-12342/20 по делу N А32-31180/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2851/2022
07.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-24371/2021
16.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12342/20
14.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12111/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31180/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31180/19