г. Краснодар |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А32-53642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Волкова Р.В. (доверенность от 29.12.2020), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТК-Нежный" (ИНН 2325012387, ОГРН 1022303445251), государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК-Нежный" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А32-53642/2018, установил следующее.
ООО "СТК-Нежный" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - комитет), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями: признать незаконным отказ министерства в заключении с обществом договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:484 на новый срок, выраженный в письме N 202-06.3-32578/18-14.11.18. Признать незаконным отказ министерства в осуществлении действий по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на кадастровый учет лесного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:484, выраженный в письмах N 202-06.3-23477/18-10.08.18; 202-06.3-26668/18-14.09.18; 202-06.3-30509/18-23.10.18; 202-06.3-32101/18-09.11.18 и 202-06.3-32213/18-09.11.18. Исправить ошибки в описании границ и местоположения лесного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:484 площадью 2545 кв. м, предоставленного обществу по договору аренды от 14.10.2008 N 118/09-08, местоположение: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал N 54Б, часть выдела 27, номер учетной записи в государственном реестре 23-02-02-08-00060 и установить границы земельного участка по фактическому местоположению в соответствии с границами, указанными в экспертном заключении N 158/27.1-19 согласно таблице N 2 (приведены координаты). Указать, что решение суда является основанием для внесения управлением Росреестра изменений в сведения ЕГРН в описании координат границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:484, установленных в решении по данному делу. Указать, что решение суда является основанием для изготовления межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, а также основанием для внесения изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:484 управлением Росреестра. Возложить на министерство обязанность в установленные действующим законодательством Российской Федерации порядке и сроки устранить нарушения прав общества и заключить с ним договор аренды лесного участка площадью 0,25 га, местоположение: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал N 54Б, часть выдела 27, номер учетной записи в государственном реестре 23-02-02-08-00060, с кадастровым номером 23:02:1104040:484, с учетом установленных границ и местоположения земельного участка (требования в уточненной редакции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс, т. 4, л. д. 73 - 77).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества).
Решением от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием обращения общества о заключении договора на новый срок, оформленного в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов), утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018 (далее - регламент). Кроме того, спорный лесной участок изначально предоставлен обществу в аренду по заключенному на торгах договору на 5 лет. Последующее переоформление договора аренды без проведения публичных процедур в целях приведения него в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в 2008 году с указанием на десятилетний срок аренды не является основанием для предоставления этого участка в аренду на новый срок, поскольку не свидетельствует о том, что лесной участок предоставлен в аренду на торгах на срок 10 и более лет. Не установив совокупности предпосылок для признания недействительным отказа от 14.11.2018 N 202-06.3-32578, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для заключения с обществом договора аренды лесного участка в порядке статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). В оспариваемых письмах министерства N 202-06.3-26668/18-14.09.18, 202-06.3-32101/18-09.11.18 и 202-06.3-32213/18-09.11.18 общество проинформировано о направлении межевого плана на согласование в уполномоченный орган; о невозможности обращения в кадастровую палату с заявлением о постановке участка на кадастровый учет ввиду отсутствия согласования межевого плана уполномоченным органом, а также направления сопроводительным письмом в адрес общества копии ответа управления Росимущества. Письма министерства N 202-06.3-23477/18-10.08.18 и 202-06.3-30509/18-23.10.18 представляют собой отказ в обращении с заявлением в уполномоченный орган с заявлением о постановке на кадастровый учет ввиду не соответствия координат и месторасположения спорного лесного участка по межевому плану его координатам и месторасположению в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды. Общество не указало, какие нормы нарушило министерство при подготовке данных писем, какие права и законные интересы нарушены ответами. На дату обращения заявителя в суд обязательства сторон по договору аренды от 14.10.2008 N 118/09-08 прекратились, общество обязано возвратить лесной участок арендодателю.
В кассационной жалобе общество просит решение от 28.07.2020 и апелляционное постановление от 30.10.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Податель жалобы указывает, что оспариваемые отказы министерства в установлении границ лесного участка и заключении нового договора аренды не содержат в качестве оснований ссылок на незаконность переоформления договора аренды на десятилетний срок в 2008 году. Министерство не указало обществу на пороки действующего договора аренды от 14.10.2008 N 118/09-08, препятствующие заключению договора на новый срок. Позиция о несоответствии десятилетнего срока аренды сформулирована после возобновления производства по данному делу и по результатам поступившего заключения судебной экспертизы, которая подтвердила технические ошибки в описании и установлении границ спорного лесного участка. При исполнении своих обязанностей как арендатора, переоформлении договора аренды и перезаключении на новый срок общество действовало добросовестно, в рамках административных процедур. Заявитель заказал и оплатил проведение кадастровых работ по подготовке межевого плана лесного участка, судебная техническая землеустроительная экспертиза на предмет выявления ошибок в описании границ по договору аренды от 14.10.2008 N 118/09-08 проведена за счет общества. Неопределенность при указании министерством оснований отказа в заключении договора аренды на новый срок повлекла необходимость несения обществом судебных расходов, связанных с подачей заявления в арбитражный суд и оплатой судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель министерства просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Иные лица явку представителей не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Кодекса, судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
По результатам конкурса, оформленного протоколом от 29.07.2003 N 5, Апшеронский лесхоз и общество заключили договор от 11.08.2003 N 5 аренды участка лесного фонда площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, поселок Мезмай, 21 км автодороги Майкоп - Дагомыс (Апшеронский лесхоз, Мезмайское лесничество, квартал 54, выдел 27) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, сроком на 5 лет со дня государственной регистрации договора (т. 1, л. д. 85 - 93).
На основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 27.08.2008 N 424 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 11.08.2003 N 5" комитет по лесу (арендодатель) и общество (арендатор) заключили в порядке переоформления договор аренды от 14.10.2008 N 118/09-08 лесного участка площадью 0,25 га, местоположение: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 54Б, часть выдела 27, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-02-02-08-00060, для осуществления рекреационной деятельности, сроком на 10 лет (т. 1, л. д. 65 - 76).
16 октября 2018 года общество обратилось в министерство с заявлением о продлении на 49 лет договора аренды лесного участка от 14.10.2008 N 118/09-08.
В письме от 14.11.2018 N 202-06.3-32578 обществу отказано в заключении договора на новый срок по мотиву отсутствия договорных отношений (договор аренды заключен с комитетом по лесу). Также в письме указано, что для предоставления лесного участка в аренду форма заявления предусмотрена регламентом.
Считая решение министерства об отказе противоречащим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с правилами части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 указанного Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, перечисленных в части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса (пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что договор аренды от 11.08.2003 заключен по результатам лесного конкурса сроком на 5 лет, в дальнейшем переоформлен в связи с введением в действие Лесного кодекса путем подписания договора аренды лесного участка от 14.10.2008 N 118/09-08 на десятилетний срок.
Таким образом, вывод судебных инстанций об отсутствии у заявителя по делу права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов по основаниям статьи 74 Лесного кодекса является правильным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, являлись предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу N А32-53642/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций установили, что договор аренды от 11.08.2003 заключен по результатам лесного конкурса сроком на 5 лет, в дальнейшем переоформлен в связи с введением в действие Лесного кодекса путем подписания договора аренды лесного участка от 14.10.2008 N 118/09-08 на десятилетний срок.
Таким образом, вывод судебных инстанций об отсутствии у заявителя по делу права на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов по основаниям статьи 74 Лесного кодекса является правильным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф08-140/21 по делу N А32-53642/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-140/2021
30.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14912/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53642/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53642/18