город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2020 г. |
дело N А32-53642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК-Нежный"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2020 по делу N А32-53642/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТК-НЕЖНЫЙ" (ИНН 2325012387, ОГРН 1022303445251)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), Государственному казённому учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
об оспаривании отказа,
об устранении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТК-Нежный" (далее - Обществ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство), выраженный в письме N 202-06.3-32578/18-14.11.18, в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484 с Обществом на новый срок по заявлению Общества от 16.10.2018 N 202-47975/18-0/16.10.18;
- признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письмах N 202-06.3- 23477/18-10.08.18, N 202-06.3-26668/18-14.09.18, N 202-06.3-30509/18-23.10.18, N 202-06.3-32101/18-09.11.18, N 202-06.3-32213/18-09.11.18, в осуществлении действий по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного (лесного) участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484;
- исправить ошибки в описании границ и местоположения земельного (лесного) участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484, предоставленного Обществу по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 N 118/09-08 площадью 2545 кв.м., имеющего местоположение: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал N 54Б, часть выдела 27, номер учётной записи в государственном реестре 23-02-02-08-00060, установив границы земельного участка по фактическому местоположению в соответствии с указанными в экспертном заключении N158/27.1-19 согласно таблице N2;
- указать, что решение суда по настоящему делу является основанием для внесения Управлением Росреестра изменений в сведения ЕГРН в описании координат границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484, установленных в решении по настоящему делу;
- указать, что решение суда по настоящему делу является основанием для изготовления межевого плана по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, а также основанием Управлению Росреестра для внесения изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484;
- обязать Министерство в установленные действующим законодательством Российской Федерации порядке и сроки устранить нарушения прав Общества и заключить с последним договор аренды лесного участка площадью 0,25 га, имеющего местоположение: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал N 54Б, часть выдела 27, номер учётной записи в государственном реестре 23-02-02-08-0060, с кадастровым номером 23:02:11040470:484 с учётом установленных границ и местоположения земельного участка (с учётом уточнения Обществом в суде первой инстанции требований, которые определением суда первой инстанции от 30.06.2020 были приняты).
Определением от 20.02.2020 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмету спора был привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2020 по делу N А32-53642/2018 в удовлетворении требований Общества было отказано. Решение мотивировано тем, что срок действия договора аренды от 14.10.2008 N 118/09-08, заключённый в порядке переоформления договора аренды от 11.08.2003 N 5, составил 10 лет. Фактически же договором от 14.10.2008 N 118/09-08 были продлены арендные правоотношения сторон, что в силу положений Лесного кодекса в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 2, действующей на дату заключения договора N118/09-08 недопустимо минуя процедуру торгов. На дату обращения Общества в арбитражный суд и на дату рассмотрения заявленных требований обязательства сторон по договору аренды от 14.10.2008 N118/09-08 прекратились, в связи с чем у Общества возникла обязанность возвратить спорный лесной участок арендодателю. В связи с прекращением арендных правоотношений и отсутствием оснований для заключения договора аренды спорного лесного участка на новый срок без проведения торгов, удовлетворение требований общества об исправлении ошибки в описании границ и местоположения земельного (лесного) участка с кадастровым номером 23:02:11040470:484 не приведёт к восстановлению каких-либо прав Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что решение суда первой инстанции является неправосудным, вынесенным в противоречии с установленными обстоятельствами, без учёта фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение. Вывод суда в части оценки заявления Общества, как несоответствующего административному регламенту по оказанию государственной услуги, не соответствует материалам дела и фактическим отношениям сторон, поскольку все имеющиеся обращения подавались Обществом и рассматривались уполномоченными органы государственной власти применительно к нормам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и административного регламента, утверждённого Постановлением главы Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018, что прямо следует из ответов Министерства N 202-06.3-32578/18-14.11.18, N 202-06.3-23715/18-13.08.18 и ответа государственного казённого учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" от 24.09.2018 N 480. У суда не имелось оснований для принятия новых возражений Министерства, основанных на заявлении о недействительности (незаконности) договора аренды от 14.10.2008 N 118/09-08, заключённого с Обществом в части установленного 10 летнего срока. Безосновательное уклонение Министерства от надлежащего рассмотрения заявлений Общества с последующими отказами по исключительно формальным и надуманным, но незаконным основаниям, прямо повлияло на реализацию Обществом права на обращение за защитой своих интересов в суде. Необоснованные отказы Министерства при ненадлежащем рассмотрении заявлений породили для Общества неопределённость в понимании допустимости и возможности заключения нового договора аренды в порядке статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации исходя из имеющихся ответов Министерства как публичного органа власти. Указанная неопределённость при указании Министерством оснований для отказа Обществу в заключении договора на новый срок повлекла для Общества необходимость несения хозяйственных расходов, обусловленных оплатой работ по подготовке проекта межевания испрашиваемого к предоставлению лесного участка, а также судебных расходов, связанным с подачей заявления в арбитражный суд и оплатой назначенной судом судебной технической землеустроительной экспертизы.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" поступило ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Государственного казённого учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьёй 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурса, протокол от 29.07.2003 N 5, между Апшеронским лесхозом и Общество 11.08.2003 заключён договор N 5 аренды участка лесного фонда площадью 0,25 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Мезмай, 21 км. автодороги Майкоп - Дагомыс (Апшеронский лесхоз, Мезмайское лесничество, квартал 54, выдел 27) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей сроком на пять лет со дня государственной регистрации договора.
На основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 27.08.2008 N 424 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 11.08.2003 N 5" государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили в порядке переоформления договор аренды от 14.10.2008 N 118/09-08 лесного участка площадью 0,25 га с местоположением: Краснодарский край, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 54Б, часть выдела 27, номер учётной записи в государственном лесном реестре 23-02-02-08-00060 для осуществления рекреационной деятельности сроком действия договора на 10 лет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации), утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ). Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации введены приведённые выше положения статьи 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, также предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определённых законом случаях.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 1, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случае, если договор аренды государственного или муниципального имущества в силу закона может быть заключен только на торгах, договор аренды названного имущества, заключённый на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
По смыслу указанных выше законоположений пролонгировать аренду путём заключения нового договора в отношении лесного участка возможно, только если договор будет заключён исключительно с соблюдением конкурентных процедур, то есть на торгах, или в особом порядке по специальным основаниям без торгов. В противном случае пролонгация договора будет означать обход закона и искусственное ограничение конкуренции. Такая сделка посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц и по общему правилу ничтожна.
Согласно материалам дела, лесной участок изначально был предоставлен Обществу в аренду по договору от 11.08.2003 N 5, заключённому по результатам торгов - лесного конкурса, сроком на 5 лет, в дальнейшем договор аренды был переоформлен с целью приведения его в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в 2008 году с указанием срока аренды - 10 лет.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927, действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон.
На основании части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Таким образом, изначально по договору аренды от 11.08.2003 срок аренды был установлен 5 лет, следовательно, установление в договоре аренды от 14.10.2008 N 118/09-08 срока аренды 10 лет, в данном случае, не соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о том, что имеет место быть заключение нового договора при добросовестном поведении арендатора, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании названных выше норм, которые не предусматривают в спорных отношениях заключение договора минуя конкурсную процедуру.
Довод Обществ о нарушении его прав незаконным поведением Министерства, в том числе путём отказов, поскольку Общество несло расходы по оплате работ по подготовке проекта межевания испрашиваемого к предоставлению лесного участка, а также расходы, связанные с подачей заявления в арбитражный суд и оплатой назначенной судом судебной технической землеустроительной экспертизы, апелляционный суд находит нормативно необоснованными, поскольку совершение действий, не предусмотренных законом, не может свидетельствовать, в данном случае, о нарушении законных прав Общества.
При таких обстоятельствах отказ Министерства, изложенный в письме от 14.11.2018 N 202-06.3-32578 соответствует требованиям Лесного кодекса Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
С учётом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины, подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2020 по делу N А32-53642/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53642/2018
Истец: ООО "СТК НЕЖНЫЙ", ООО "СТК-Нежный"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Министерство природных ресурсов Краснодарского края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарствкому краю, ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-140/2021
30.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14912/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53642/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53642/18