Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.А. Ефремовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Т.А. Ефремова оспаривает конституционность подпункта "б" пункта 18 Правил предоставления государственным гражданским служащим Иркутской области единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных указом Губернатора Иркутской области от 11 октября 2011 года N 272-уг "О предоставлении государственным гражданским служащим Иркутской области единовременной выплаты на приобретение жилого помещения", закрепляющего, что областной гражданский служащий снимается с учета для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения в случае изменений (улучшения) жилищных условий, в результате которых утрачены основания для признания областного гражданского служащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, за исключением случая, когда жилищные условия улучшены в результате приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, с даты внесения записи о праве собственности областного гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи на жилое помещение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с 1 января 2017 года - в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении иска Т.А. Ефремовой к Аппарату Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения о снятии с учета, о признании права на предоставление единовременной выплаты для приобретения жилого помещения, об обязании восстановить на учете для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование иска среди прочего было указано, что решение о снятии с учета незаконно, поскольку жилое помещение приобретено Т.А. Ефремовой с использованием кредитных средств. Суды, установив, что истец не проживает в жилом помещении, приобретенном за счет кредитных средств, и имеет право собственности на долю еще в одном помещении, пришли к выводу, что при постановке на учет не принимается во внимание жилое помещение, приобретенное гражданским служащим за счет кредитных денежных средств, только при условии, что гражданский служащий проживает в данном жилом помещении и не имеет другого жилого помещения в собственности.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит статьям 19 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку является неопределенной по содержанию, закрепляя случай улучшения жилищных условий в результате приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, в качестве исключения из оснований для снятия с учета для предоставления выплаты, а также нарушает принцип равенства государственных служащих, поскольку федеральные гражданские служащие, находящиеся в аналогичной по отношению к заявительнице ситуации, не снимаются с такого учета.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статей 7 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации политика по созданию Россией как социальным государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, включает в себя и бесплатное или за доступную плату предоставление жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов нуждающимся в нем малоимущим, иным указанным в законе гражданам в соответствии с установленными законом нормами. В отношении такой категории нуждающихся в жилище граждан Российской Федерации, как гражданские служащие, в качестве одной из государственных гарантий Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 53) закреплено право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы. Статьей 20 (пунктом 2) Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 2-оз "Об отдельных вопросах государственной гражданской службы Иркутской области" такое право закреплено за областными гражданскими служащими Иркутской области.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что законоположения, регламентирующие гарантии удовлетворения гражданами потребности в жилье, призваны обеспечить реализацию принципа предоставления таких гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в статье 40 Конституции Российской Федерации, правовой природе жилищных гарантий и общеправовому принципу справедливости (определения от 30 сентября 2019 года N 2421-О, от 27 февраля 2020 года N 385-О, от 24 февраля 2022 года N 337-О и N 395-О, от 31 мая 2022 года N 1230-О и др.). Подпункт "б" пункта 18 Правил предоставления государственным гражданским служащим Иркутской области единовременной выплаты на приобретение жилого помещения основан на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлен на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий. Подлежа применению в системной связи с подпунктом "з" пункта 2 данных Правил - предусматривающим, что к нуждающимся в улучшении жилищных условий относится такой областной государственный служащий, который является собственником жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данного жилого помещения, при условии, что гражданский служащий проживает в данном жилом помещении и он либо члены его семьи не имеют в собственности иные жилые помещения - оспариваемое положение не содержит неопределенности.
Что касается доводов жалобы о нарушении принципа равенства, то, как указал ранее Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип, предполагающий равный подход к формально равным субъектам (статья 19 Конституции Российской Федерации), не обусловливает необходимости предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановления от 29 ноября 2004 года N 17-П, от 12 марта 2015 года N 4-П, от 25 октября 2016 года N 21-П и др.; определения от 20 ноября 2014 года N 2651-О, от 9 ноября 2017 года N 2515-О, от 13 мая 2019 года N 1200-О и др.).
Таким образом, оспариваемая Т.А. Ефремовой норма не может рассматриваться в указанном в жалобе аспекте в качестве нарушающей конституционные права заявительницы.
Проверка же правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела (в том числе в части соответствия государственного служащего условиям, необходимым для принятия на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения), а также оценка правильности применения оспариваемой нормы - на что, по существу, направлена жалоба заявительницы - к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она закреплена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ефремовой Татьяны Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ефремовой Татьяны Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом "б" пункта 18 Правил предоставления государственным гражданским служащим Иркутской области единовременной выплаты на приобретение жилого помещения"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-